29 марта ‘24, Пятница

Микробы отвечают за синтез «гормона счастья»

В организме человека обитает множество микроорганизмов – это целый особый мир, который называется микробиотой. Считается, что состав микробиоты влияет на процессы метаболизма, на состояние иммунитета и на работу нервной системы.

Ученые из Калифорнийского технологического института решили выяснить, оказывает ли влияние состав микробиоты на образование серотонина – важнейщего нейротрансмиттера и «гормона счастья».

Известно, что около 90% всего серотонина, синтезируемого в организме человека, образуется в желудочно-кишечном тракте. А именно - в энтерохромаффинных клетках (их еще называют ЕС-клетками или клетками Кульчицкого).

В своем исследовании ученые решили выяснить, как состав микробиоты желудочно-кишечного тракта влияет на работу этих клеток и на синтез серотонина.

«Многие исследования показывают, что мыши, у которых разный состав микробиоты кишечника, отличаются поведением. Нам было интересно посмотреть, как микробиота кишечника влияет на работу нервной системы», - говорит ведущий автор исследования Элен Сяо (Elaine Hsiao).

Для этого ученые решили подсчитать, существуют ли различия между производством серотонина ЕС-клетками у мышей с нормальной микрофлорой и у мышей, у которых микробиота сильно обеднена.

Как выяснили авторы, у животных с обедненной микробиотой серотонина было на 60% меньше, чем у мышей с нормальной микрофлорой.

«В нашем эксперименте нам удалось увидеть, что работа ЕС-клеток зависит от состава микробиоты», - говорит Сяо.

Более того, как выяснилось, с выработкой серотнина связаны, как минимум, 20 групп бактерий желудочно-кишечного тракта.

«Серотонин - важный нейротрансмиттер и гормон, который влияет на многие биологические процессы. Обнаружение того, что микробиота желудочно-кишечного тракта влияет на уровень серотонина, открывает новые возможности для изучения причин недостатка или избытка этого гормона в организме», - говорит Сяо.

Статья о влиянии состава микробиоты на уровень серотонина опубликована в последнем номере престижного научного журнала Cell.