28 марта ‘24, Четверг

Микрофлора кишечника влияет на уровень холестерина в крови

Микробиологи из Университета Гронингена (Нидерланды) выяснили, что состав микробиоты кишечника влияет на содержание в крови «хорошего» холестерина и триглицеридов. Важно, что от этих показателей зависит работа сердечно-сосудистой системы.

«Наше исследование показывает, что состав микрообиоты кишечника можно рассматривать, как еще один фактор риска развития сердечно-сосудистых заболеваний вместе с такими факторами, как возраст, пол, генетика, образ жизни», - говорит ведущий автор исследования доцент Цзиньюйань Фу (Jingyuan Fu).

Кто живет в кишечнике?

В организме человека обитает множество микроорганизмов – в основном это бактерии, но встречаются вирусы, грибки и археи. Они живут в желудочно-кишечном тракте, полости рта, в носоглотке, на слизистых оболочках тела, на коже. Это целый особый мир, который называется микробиотой.

Удивительно, но количество клеток микробиоты человека на два порядка больше числа клеток всего организма. Некоторые исследователи даже выделяют микробиоту в отдельный орган.

От состава микробиоты во многом зависит работа нашего организма. Например, уже известно, что микробиота кишечника влияет на состояние иммунитета, и как показывают современные исследования, даже на настроение. И ученые не перестают находить все новые удивительные связи микробиоты с различными процессами в организме.

В нынешнем исследовании микробиологов приняли участие 893 жителей Нидерландов. У них определяли уровень триглицеридов, «плохого» и «хорошего» холестерина в крови.

Напомним, что «плохой» холестерин представляет собой низкомолекулярные липопротеины (липопротеины низкой плотности), которые плохо растворимы. Поэтому холестерин из них часто выпадает в осадок и откладывается в сосудах в виде атеросклеротических бляшек, что вызывает атеросклероз, ишемическую болезнь сердца, может приводить к инфарктам и инсультам.

А вот «хороший» холестерин растворяется прекрасно, поэтому и не выпадает в осадок. Считается, что это необходимое для нашего организма вещество. «Хороший» холестерин входит в состав клеточных мембран, участвует в синтезе половых гормонов, витамина D и других биологических соединений.

Бактерии кишечника и холестерин

Как показало исследование, 34 вида бактерий, обитающих в желудочно-кишечном тракте, связаны с уровнем триглицеридов и «хорошего» холестерина в крови.

А вот на уровень опасного «плохого» холестерина состав микробиоты кишечника никак не влиял.

Конечно, добавляют авторы, они делают лишь первые шаги в понимании взаимодействия микробиоты и содержания в крови жиров и холестерина. Но они надеются, что в будущем полная картина этого взаимодействия позволит создавать новые методы лечения ожирения, а также позволит разрабатывать новые методы снижения рисков развития сердечно-сосудистых заболеваний.

Результаты этого исследования опубликованы в свежем выпуске журнала Circulation Research.

ЦБ предупредил о новой схеме мошенников, маскирующихся под «налоговиков»