18 апреля ‘24, Четверг

Курение вызывает изменение работы ДНК

Ученые из Национального института исследования здоровья населения (США) выяснили, что курение вызывает изменение активности около семи тысяч генов у человека. Эти изменения связаны с метилированием ДНК, пришли к выводу авторы.

В своей работе они проанализировали данные 16-ти исследований, в которых проводился генетический анализ генома около 16 тысяч человек, среди которых были курильщики с разным стажем, люди, которые бросили эту вредную привычку, и те, кто никогда не курил.

У курильщиков обнаружились изменения около семи тысяч генов. Эти изменения происходили на уровне эпигенома и были связаны с метилированием ДНК. Метилирование является одним из эпигенетических механизмов регуляции активности генов - за счет навешивании» метильных групп на азотистые основания. Этот механизм работает, как своего рода «заглушка», которую организм использует, инактивируя те или иные гены, работа которых в данный момент ему не нужна или может представлять опасность.

Как считают авторы, именно метилирование определенных генов запускает различные патологические процессы, которые приводят к развитию сердечно-сосудистых, онкологических заболеваний, которые вызывает курение.

Интересно, что у тех людей, которые бросили курить, через пять лет никакого метилирования большинства генов не происходило. А вот некоторые гены оставались измененными на протяжении 30-ти лет после того, как человек бросил курить.

«Это исследование показывает, насколько мощное негативное воздействие на организм человека оказывает курение, затрагивая даже молекулярно-генетические механизмы. Важно понимать, что, если вы курите, то это сказывается и на генетическом уровне», - говорит научный руководитель Американской ассоциации по легочным заболеваниям Норман Эдельман (Norman Edelman).

О результатах своих исследований авторы сообщают в свежем выпуске журнала Circulation: Cardiovascular Genetics.