29 марта ‘24, Пятница

Все, что нас не убивает, делает нас сильнее

Ученые из Медицинского института Сэнфорда Бернема (США) обнаружили уникальные свойства стресса – короткого теплового воздействия. Как оказалось, такой стресс делал организм более выносливым и устойчивым к дальнейшим воздействиям.

Исследования проводились на излюбленной модели биологов – простейших червях-нематодах Caenorhabditis elegans. Эти животные имеют прозрачное тело, поэтому все, что происходит у них внутри, видно практически невооруженным глазом.

В своем эксперименте ученые подвергли одну группу червей тепловому шоку – поместили их на один час в сосуд с температурой 36 °C, что было значительно выше температуры той среды, в которой животные привыкли находиться в лаборатории. Ученых интересовало – как черви будут реагировать на это испытание, и как у них будет протекать процесс аутофагии (это, когда происходит самоуничтожение старых, поврежденных клеток или их компонентов).

Почему именно аутофагии? Дело в том, что существует гипотеза об аутофагии, как процессе, который влияет на продолжительность жизни и риск развития различных заболеваний.

Как оказалось, аутофагию тепловой стресс у животных усиливал. Но самое любопытное, когда этих червей через какое-то время опять подвергли тепловому стрессу – но уже более длительному и интенсивному, то они благополучно пережили это испытание. В отличие от другой группы червей, которых подвергли сразу сильному стрессу без предварительной подготовки.

Первоначальный небольшой стресс имел и еще одно важное значение – он снижал агрегацию белков. Это очень важно, поскольку этот процесс усиливается при различных нейродегенеративных заболевания, которые пока трудно поддаются лечению - болезни Хантингтона, Альцгеймера и Паркинсона.

«Этот результат очень важен, поскольку может привести к созданию новых методов терапии этих пока что, к сожалению, неизлечимых заболеваний», - говорит ведущий автор исследования доктор Кэролайн Камста (Caroline Kumsta).

По словам ученых, их часто спрашивают, означает ли это исследование то, что стоит ходить в сауну или заниматься йогой, чтобы повысить устойчивость организма к разным воздействиям.

«Многие исследования показывают, что сауна и йога укрепляют здоровье. Возможно, в основе лежит как раз такой механизм. Но, чтобы ответить на этот вопрос с уверенностью, нам нужны еще исследования», - говорит доктор Камста.

О результатах своей работы авторы сообщают в свежем выпуске журнала Nature Communication.