29 марта ‘24, Пятница

Кишечник «подсаживает» человека на жиры

Сало действует как наркотик. И это не шутка: биологи выяснили, что жиры вызывают почти непреодолимое желание съесть как можно больше жирной пищи. На молекулярном уровне каждый обжора – это наркоман, подсевший на марихуану собственного организма. Ученые утверждают, что именно из-за такой зависимости человеку сложно отказаться от картошки фри и чипсов.

Марихуана в каждом из нас

Каннабиноиды – группа психоактивных веществ, выделенных в результате изучения фармакологических свойств конопли. Некоторые каннабиноиды оказывают психоактивное воздействие в чистом виде, в основном же они дополняют действие одного из действующих веществ.

Но соединения, родственные действующим веществам марихуаны и гашиша, есть в каждом из нас. Эти вещества -- эндогенные каннабиноиды (эндоканнабиноиды) необходимы для нормальной работы головного мозга, они оказывают влияние на репродуктивную и сердечно-сосудистую системы. Как оказалось, каннабиноиды вызывают и любовь к жирной пище.

Даниель Пиомелли (Daniele Piomelli) и Николас ДиПатрицио (Nicholas DiPatrizio) из Калифорнийского университета в Ирвине (University of California, Irvine) совместно с коллегами из Италии и США показали, что если животные пробуют что-то жирное, то клетки кишечника посредством ферментов мобилизуют эндоканнабиноиды. Если животным нарушить целостность блуждающего нерва, то кишечные каннабиноиды не мобилизуются.

«Жиры генерируют сигнал, который сначала поступает в мозг, а потом спускается по блуждающему нерву в пищеварительную систему, где и стимулирует производство каннабиноидов, -- объясняет Даниель Пиомелли. – Эндоканнабиноиды «заставляют» клетки выделят биохимические сигналы, сообщающие человеку о том, что организму необходимы жиры». Ученые обращают внимание, что, по всей видимости, благодаря каннабинодам порочный круг пищевых привычек замыкается: человек «подсаживается» на чипсы и картошку фри.

Жиры притягательнее белков и углеводов

«Это первое исследование, которое показывает, что эндоканнабиноиды кишечника играют важную роль в потреблении жиров. Углеводы и белки не влияют на метаболизм эндоканнабиноидов», -- продолжают ученые, обращая внимание, что у людей не возникает неконтролируемого желания объесться фруктами или ягодами. А вареное мясо в соревновании по аппетитности уступает шашлыку.

Биологи полагают, что подобная зависимость от жиров досталась человеку от предков, которые для выживания в нестабильных условиях должны были накапливать энергоемкие молекулы. У запасшегося жирком зверя намного больше шансов пережить неблагополучный голодный период или холодную зиму. У современного человека нет сложностей с пищевыми ресурсами, но система накопления жиров осталась. Этот такой же рудимент, как и ген ожирения.

«Вероятно, результаты настоящего исследования пригодятся для разработки препаратов, влияющих на желание употреблять жирную пищу», -- завершают исследователи статью, опубликованную в PNAS. Впрочем, это не первое заявление ученых о том, что физкультуру и силу воли можно заменить таблетками и даже генетическим лекарством. Пока же приходится рассчитывать только на здоровый образ жизни и замок на холодильнике.

Россиян обяжут платить налоги за покупки в иностранных интернет-магазинах