19 апреля ‘24, Пятница

Средиземноморская диета продлевает жизнь

Многочисленные исследования говорят о пользе средиземноморской диеты для здоровья.

Считается, что эта диета, в основе которой - овощи, фрукты, злаки, орехи, бобовые, оливковое масло, рыба, ограниченное количество молочных продуктов, мяса и умеренное употребление вина, оказывает положительный эффект на сердечно-сосудистую систему, снижает риск развития сахарного диабета, онкологических заболеваний и болезни Альцгеймера.

Исследователи из Гарвардской медицинской школы обнаружили еще одно полезное свойство средиземноморской диеты.

Как выяснили ученые, средиземноморская диета приводит к удлинению теломер - счетчиков деления клеток, которые считаются показателями биологического возраста. Получается, что приверженцы средиземноморской диеты продлевают себе жизнь.

Теломеры - это участки на концах хромосом. Их ДНК состоит из серии повторяющихся фрагментов нуклеотидов (повторов), причем у всех позвоночных эти повторы имеют одно и то же строение (ТТАГГГ). Теломеры укорачиваются при каждом делении клетки и таким образом служат счетчиком числа клеточных делений. Поэтому, чем короче длина теломер, тем большее число делений прошло с момента рождения клетки-предшественницы.

Как объясняют авторы, известно, что оксидативный стресс может сильно поражать теломеры. С другой стороны, считается, что средиземноморская диета как раз снижает уровень оксидативного стресса в организме.

Поэтому ученые и решили связать эти два факта вместе и посмотреть, а будет ли средиземноморская диета влиять на длину теломер.

Для этого они обследовали более 4 тысяч женщин среднего возраста. Все эти женщины также были участницами другого крупного проекта по изучению здоровья медсестер (Nurses' Health Study), который проводится с 1976 года и включает более 120 тысяч человек.

Авторы выяснили особенности питания этих женщин, затем взяли у них анализ крови, собрали образцы ДНК лейкоцитов и определили длину теломер их хромосом.

Чтобы оценить приверженность участниц эксперимента к средиземноморской диете, ученые использовали баллы – от 0 до 9 (9 баллов получали те женщины, которые практически полностью соблюдали эту диету).

В результате, выяснился удивительный факт: длина их теломер зависела от типа питания. Так, чем больше питание участниц эксперимента напоминало средиземноморскую диету, тем длиннее были их теломеры.

Причем, каждый пункт, приближающийся к 9 баллам, продлевал биологический возраст примерно на 1,5 года.

Как добавляют ученые, когда они рассматривали отдельно каждый компонент диеты – например, употребление только овощей, только фруктов или только рыбы, то такого эффекта на теломеры не наблюдалось. Поэтому, как говорят авторы, очень важно, что положительный эффект на здоровье оказывает именно комплекс факторов - все компоненты средиземноморской диеты.

Статья о том, как средиземноморская диета продлевает жизнь, опубликована в последнем номере журнала The BMJ.

Недавно ученые из Калифорнийского университета в Сан-Франциско показали противоположный эффект, который на организм оказывает сладкая газировка. Авторы пришли к выводу, что употребление сладких газированных напитков укорачивает длину теломер – т.е., в отличие от средиземноморской диеты, не продлевает жизнь, а, наоборот, приводит к старению организма на клеточном уровне. Так, авторы подсчитали, что привычка пить такие напитки длительное время в количестве 600 мл и более в день, отнимает примерно 4,6 лет жизни. То есть биологический возраст любителей сладкой газировки увеличивается на 4,6 года.

Считается, что длину теломер укорачивает также стресс и курение.