28 марта ‘24, Четверг

Найдена молекула, которая может защитить от смертельных доз радиации

Медики из Стэндфордского университета обнаружили молекулу, которая может предотвратить смертельные случаи, к которым приводит радиоактивное облучение. Молекула DMOG усиливает защитные функции эпителиальных клеток желудочно-кишечного тракта, тем самым предотвращая развитие кишечной формы лучевой болезни.

Крупнейшие в истории аварии на Чернобыльской АЭС и на Фукусиме продолжают оставаться серьезным вызовом для всего человечества в решении вопросов радиационной безопасности.

Множество нерешенных вопросов связано с лечением и предупреждением лучевой болезни, которая возникает в результате сильного облучения.

При лучевой болезни главным образом поражаются органы кроветворения. Дозы до 1 Грей вызывают относительно лёгкие изменения. А вот дозы выше этого значения приводят к костно-мозговой или кишечной форме лучевой болезни. Первые симптомы болезни - сильная рвота, расстройство желудка, высокая температура, быстрая потеря жидкости в организме.

Медики из Стэндфордского университета в своем исследовании на мышах выяснили, что кишечную форму лучевой болезни можно предотвратить при помощи группы препаратов – так называемых PHD ингибиторов.

Как показал эксперимент, мыши, которые подвергались смертельным дозам радиации и которым через сутки вводили этот препарат, благополучно выживали. А вот мыши, которые препарат на получали, прожили после облучения только десять дней.

В основе препарата, как объясняют авторы исследования, работает молекула DMOG, которая запускает действие пролилгидроксилазы (PHD) – фермента, который регулирует работу генов, обеспечивающих защитные функции эпителиальных клеток желудочно-кишечного тракта. Получается, что молекула DMOG активирует защитные функции эпителия, поэтому желудочно-кишечный тракт не повреждается.

Как отмечают авторы, ингибиторы PHD широко используются в клинической практике и применяются для лечения самых разных заболеваний, например, анемии.

«Существует ряд препаратов для лечения различных заболеваний, никак не связанных с лучевой болезнью, в основе которых работают молекулы, действующие подобно DMOG. И эти препараты в настоящее время проходят различные стадии клинических испытаний», - говорит ведущий автор исследования профессор Амато Гиаччи (Amato Giaccia).

«Следующий наш шаг – протестировать эти молекулы, которые содержатся в других препаратах, и посмотреть, как они будут действовать. Возможно, что они также смогут защищать организм от смертельных доз радиации», - добавляют медики.

Статья с результатами исследований профессора Гиаччи и его коллег опубликована в последнем номере журнала Science Translational Medicine.