Включить в печать
опубликовано 15 окт ‘09 18:10

Треть детей пьет пиво с 10-летнего возраста

текст: Александр Минаев/Infox.ru
За последние 10 лет только в России в четыре раза выросли объемы производства пива. Ежегодное потребление хмельного напитка на каждого человека в среднем составляет 62 литра. Статистика рассчитана исходя из общего народонаселения, включая детей.

Высокая доступность недорогих сортов пива, эффективная реклама, лояльность к напитку среди населения -- именно эти причины называют специалисты, обсуждая вопрос о пивном алкоголизме в подростковой среде. В обществе распространено мнение о сравнительной безвредности слабоалкогольного пива, многие убеждены, что в определенных дозах напиток даже полезен. Открыть глаза на реальное влияние пива на нервно-психические процессы у детей взялись ученые из Архангельска.

Треть подростков -- потенциальные алкоголики

Сотрудники Северного государственного медицинского университета под руководством доктора медицинских наук, профессора А. Г. Соловьева изучали психофизиологические особенности подростков с высокой степенью риска развития пивной зависимости. Были обследованы 143 учащихся 5-11 классов средних общеобразовательных школ Архангельска. Врачи выделили три группы подростков в зависимости от показателя пивной алкоголизации, который определялся с помощью оригинальной методики совмещения данных о состоянии здоровья, психолого-педагогической адаптации, социальной адаптации и отношении к пиву. Цифры получились страшные: высокая степень риска пивной алкоголизации присутствует у 35,5% от общего количества детей, средняя -- у 45,2% и низкая (контрольная группа) у 19,3%. Ученых интересовало, насколько отличаются показатели умственной деятельности и общей работоспособности в этих группах. Кроме того, оценивались сенсомоторные процессы (скорость реакции на различные раздражители) и устойчивость внимания каждого участника исследования.

Высокая доступность недорогих сортов пива, эффективная реклама, лояльность к напитку среди населения -- именно эти причины называют специалисты, обсуждая вопрос о пивном алкоголизме в подростковой среде. В обществе распространено мнение о сравнительной безвредности слабоалкогольного пива, многие убеждены, что в определенных дозах напиток даже полезен. Открыть глаза на реальное влияние пива на нервно-психические процессы у детей взялись ученые из Архангельска.

Треть подростков -- потенциальные алкоголики

Сотрудники Северного государственного медицинского университета под руководством доктора медицинских наук, профессора А. Г. Соловьева изучали психофизиологические особенности подростков с высокой степенью риска развития пивной зависимости. Были обследованы 143 учащихся 5-11 классов средних общеобразовательных школ Архангельска. Врачи выделили три группы подростков в зависимости от показателя пивной алкоголизации, который определялся с помощью оригинальной методики совмещения данных о состоянии здоровья, психолого-педагогической адаптации, социальной адаптации и отношении к пиву. Цифры получились страшные: высокая степень риска пивной алкоголизации присутствует у 35,5% от общего количества детей, средняя -- у 45,2% и низкая (контрольная группа) у 19,3%. Ученых интересовало, насколько отличаются показатели умственной деятельности и общей работоспособности в этих группах. Кроме того, оценивались сенсомоторные процессы (скорость реакции на различные раздражители) и устойчивость внимания каждого участника исследования.

... с низким IQ

Выяснилось, что для подростков с высоким рис­ком развития пивной зависимости действительно характерно снижение реакций: простой зрительно-моторной, аудиомоторной (в среднем на 10-15%) и реакции на движущийся объект. Также у этих детей страдала устойчивость внимания. Наиболее показательными стали выведенные на основе результатов проверок коэффициенты работоспособности. У подростков из третьей, самой безопасной по пивному алкоголизму категории этот показатель в среднем на 50% выше остальных. Наконец, дети с высокой и средней степенью риска алкоголизации в тестах на общие знания совершают в 4-5 раз больше ошибок. Обобщая выводы архангельских ученых, школьники, наиболее близкие к пивной зависимости по всем показателям, проигрывают тем, у кого риск развития алкоголизма ниже. По выводам ученых, потребление пива подростками приводит к нарушениям психофизиологических процессов, повышает степень лабильности нервной системы, способствует преобладанию процессов торможения.

Сколько дети пьют

Исследователи из СГМУ предоставили и статистику потребления пива среди подростков. Так, среди млад­ших подростков доля употребляющих пиво составила 37%, среди старших под­ростков -- 54%, а среди старшеклассников она была максимальной (до 82%). Характерно, что употребляющих пиво в 5-6 и 9-11 классах мальчиков и девочек оказалось поровну, лишь среди учащихся 7-8 классов доля мальчиков была больше. Средний возраст первого приема пива составил 11,5 ± 0,3 года, в том числе среди учащихся 5-6 классов -- 10,0 ± 0,6 года, 7-8 классов -- 10,2 ± 0,7 года, 9-11 классов -- 12,4 ± 0,4 года.

КОММЕНТАРИИ (3)
sharada
пост #1 / 02:44, 19 окт '09
Кто-то, правда думает, что у наших учёных есть деньги на такие тесты? Как всегда, деньги взяли, а вывод написали для правительства, чтобы повысить цены на алкоголь.
Не спорю, проблема есть. Но не надо на одном примере делать вывод на всю страну. Займите детей после школы и всё!
Сергеич
пост #2 / 11:28, 19 окт '09
Идиотизм. Продажа алкоголя детям - вина продавцов и властей, которые не могут добиться исполнения закона и поэтому решили пойти простым путем и уничтожить пиво. В итоге : люди сопьются крепким дешевым алкоголем и другой отравой. Водка-то дешева до ужаса. Тьфу, как всегда в этой стране все не по человечески. Похоже правительство решило более быстрыми темпами избюавится от населения.
Nikolay82
пост #3 / 17:58, 29 дек '10
Несмотря на появление некоторого "отвращения" к тому, что делает или предлагает в последнее время правительство, считаю меру по увеличению стоимости спиртных напитков, включая и слабоалкогольные (пиво, коктейли и т.д.) необходимой. Это не только создаст некоторый ценовой барьер для подростков, но и поможет бороться с нелегальным спиртным. Кроме того, утверждение высокой минимальной стоимости спиртного уменьшит спрос на него, следовательно будет улучшаться его качество (просто по закону рынка, чтобы оставаться конкурентоспособными). И, наконец, употребление спиртных напитков еще никогда не красило человека! А на одну-две рюмки (бокала, фужера и т.д.) в праздник у работающего человека денег хватит.