Разрешите сайту отправлять вам актуальную информацию.

08:55
Москва
20 апреля ‘24, Суббота

Шеф-пилот SSJ 100 мог не выполнить свою же инструкцию

Опубликовано
Текст:
Понравилось?
Поделитесь с друзьями!

Расследование катастрофы SSJ 100, происшедшей 9 мая в Индонезии, близко к завершению.

Как стало известно «Коммерсанту», Минтранс России, как и Национальная комиссия по безопасности на транспорте Индонезии, разослал руководителям авиакомпаний информационное сообщение, в котором, не называя причин катастрофы SSJ 100, фактически признал, что трагедия произошла из-за ошибки экипажа. Авторы этого документа сообщают, что за последние годы в результате «столкновения с землей в контролируемом полете» разбились несколько российских самолетов и вертолетов. Все эти аварии, по данным Минтранса, произошли из-за ошибок летчиков, которые совершали полеты в опасной близости от препятствий, но при этом игнорировали соответствующие сигналы предупредительных бортовых систем.

К происшедшим катастрофам, по мнению Минтранса, были косвенно причастны и диспетчеры, выдававшие пилотам «разрешения на снижение в горной местности при отсутствии точного представления о фактическом месте воздушного судна». В рекомендательной части документа пилотам было предписано строго соблюдать навигационные требования, особенно при полетах в горах.

Руководителям авиакомпаний Минтранс приказал, соответственно, проверить подготовку летчиков и проконтролировать исполнение. Поскольку с подобными рекомендациями уже выступали авиационные власти Индонезии, можно констатировать, что не обнародованные пока выводы комиссии по расследованию катастрофы SSJ 100 вполне предсказуемы – в качестве ее причины будут названы ошибки пилотов, проигнорировавших требование о безопасной высоте полета в горной местности.

Это требование во время демонстрационного полета 9 мая SSJ 100 над островом Ява действительно было нарушено, но коллеги погибшего командира экипажа самолета Александра Яблонцева утверждают, что его решение о снижении не было столь уж рискованным маневром.

Не поверил технике

Уверенность пилота в безопасности этого маневра, как говорят его коллеги, основывалась на разрешении диспетчера и совершенстве установленной на SSJ 100 системы заблаговременного предупреждения об опасном сближении с землей T2CAS производства французской корпорации Thales Group.

Семь последних «ошибочных» миль до перевала между двумя вершинами Салака SSJ 100 прошел примерно за 2,5 минуты, и за это время, как свидетельствуют данные бортового самописца, система T2CAS несколько раз предупредила экипаж об опасности.

На авиасимуляторе SSJ 100, как испытал корреспондент «Коммерсанта», работа T2CAS выглядит так: когда впереди идущего на малой высоте самолета появляются горы, метеокарта на дисплее автоматически меняется на карту препятствий, окрашенную в желтые тона. При этом озвучивающий T2CAS приятный женский голос предупреждает экипаж об опасности: «Terrain ahead» (впереди земля). Если полет к земле продолжается, на желтом фоне появляются красные пятна пиков, дама-штурман настойчиво требует: «Pull up!» (тяни вверх), а ее команды сопровождаются громким сигналом, напоминающим автосигнализацию. Наконец, перед самой горой, когда даже экстренный набор высоты не поможет, женщина уже хриплым баритоном сообщает пилотам, что им еще можно спасти машину, попытавшись обогнуть препятствие справа или слева («Avoid terrain»). Только проигнорировав эту последнюю команду, можно услышать взрыв и увидеть, как экран монитора равномерно окрашивается в кроваво-красные тона.

По словам коллег господина Яблонцева, работу T2CAS, установленной в SSJ 100, он лично испытывал на Северном Кавказе. Во время испытаний система ни разу не выдала ложную тревогу, поэтому, составляя руководство по летной эксплуатации на SSJ, он написал: при срабатывании предупредительной сигнализации «незамедлительно начать набор высоты» и продолжать подъем вплоть до прекращения работы сигнализации. В Индонезии же опытнейший Яблонцев, как говорят его коллеги, «не поверил системе». Будучи уверенным в том, что движется над равниной к аэропорту, он проигнорировал и свои собственные рекомендации – вместо того чтобы подниматься, пилот на последнем участке, наоборот, снизился на 800 футов, очевидно, готовясь к посадке в аэропорту. Неладное господин Яблонцев, скорее всего, заподозрил лишь перед ударом о склон Салака. Он выключил автопилот (видимо, собираясь перейти на ручной режим управления) и спокойно сообщил об этом коллегам. Это были его последние слова.

Реклама