Включить в печать
опубликовано 18 дек ‘09 19:29

Джеймс Кэмерон разочаровался в людях

текст: Александр Медведев/Infox.ru
Нас не обманули. «Аватар» — событие большое и, как положено таковому, вызывающее противоречивые чувства. Зрелища, сопоставимые по масштабу, на экране случаются редко.

Кэмерон не снимал полнометражных игровых фильмов 12 лет. Предыдущим был «Титаник». После него режиссер работал на телевидении и в документальном кино. Ясно, что после «Титаника», остающегося самым коммерчески успешным фильмом в истории, надо было сделать или какой-то радикальный художественный жест, или двинуться по пути технологического совершенства так далеко, куда еще никто не заходил. «Аватар» это делает.

Прежде чем что-либо говорить об этом произведении, надо признать, что его, конечно, должен видеть каждый: взрослые и дети, мужчины и женщины, дураки и интеллектуалы, сволочи и хорошие люди, вменяемые и нет. Это фильм для всех, как и «Титаник», кстати. Как и вообще все, что делает Кэмерон. Это тот редкий случай, когда сначала имеет смысл посмотреть, а потом уже интересоваться рецензиями. В рекламе «Аватар» не нуждается. Нападки от него будут отскакивать, как зубочистки от звездолета. Можно лишь предложить несколько наблюдений.

Технология

Кэмерон не снимал полнометражных игровых фильмов 12 лет. Предыдущим был «Титаник». После него режиссер работал на телевидении и в документальном кино. Ясно, что после «Титаника», остающегося самым коммерчески успешным фильмом в истории, надо было сделать или какой-то радикальный художественный жест, или двинуться по пути технологического совершенства так далеко, куда еще никто не заходил. «Аватар» это делает.

Прежде чем что-либо говорить об этом произведении, надо признать, что его, конечно, должен видеть каждый: взрослые и дети, мужчины и женщины, дураки и интеллектуалы, сволочи и хорошие люди, вменяемые и нет. Это фильм для всех, как и «Титаник», кстати. Как и вообще все, что делает Кэмерон. Это тот редкий случай, когда сначала имеет смысл посмотреть, а потом уже интересоваться рецензиями. В рекламе «Аватар» не нуждается. Нападки от него будут отскакивать, как зубочистки от звездолета. Можно лишь предложить несколько наблюдений.

Технология

Когда 12 лет назад человечество смотрело «Титаник», оно участвовало в самом грандиозном, дорогом и технически сложном аттракционе. Съемки со съемок сами по себе были блокбастером. Кэмерон тогда поставил жирную точку в истории супердорогих декораций, воспроизведя легендарный лайнер фактически в натуральную величину, восстановив его с точностью до столового прибора. Бюджеты с тех пор, разумеется, выросли, но уже за счет цифровых технологий. Кино пошло по новому технологическому пути. И Кэмерон терпеливо и внимательно следил за ним, дожидаясь, когда игрушка станет достаточно совершенной.

В «Аватаре», казалось бы, он ничего невиданного не сделал. «Звездные войны», «Властелин колец», «Гарри Поттер» и др. приучили публику к тому, что кино создает фантастические миры, более реальные и, главное, более желанные, чем настоящий. Кэмерон доводит эту линию до режущего глаз совершенства. Так что хочется немедленно отправиться на планету Пандору и никогда ее не покидать. Впрочем, воздух там губителен для человеческих легких.

Сюжет

Кэмерон не считает нужным изобретать велосипед. Он предпочитает устройства более хитроумные. Насколько грандиозна и сложна визионерская часть «Аватара», настолько же проста сюжетная. В сущности, Кэмерон обратился к старейшему американскому жанру и снял обыкновенный вестерн. Белый человек, забывший о связи с природой, приходит на дикий Запад, в данном случае на планету Пандору, чтобы покорить ее и забрать местные богатства (вместо золота – некий ценный минерал). Но один из солдат влюбляется в туземную девушку, проникается духом природы и переходит на сторону индейцев, становится их вождем и побеждает оккупантов.

Вся таинственность, окружавшая фильм, конечно, нужна была лишь как обычный пиар-ход. По сути же, все содержание вполне раскрывается в трейлере. История получилась предсказуемая и простая, как морковка, которой нужна работа не интеллекта, а челюстей.

Даже переселение сознания земного морпеха в тело пандорского индейца – это примерно то же, что и переодевание белого человека в индейские тряпочки.

Послание

Идеологически «Аватар» как будто довольно радикален и даже вполне пригоден как манифест для галактической боевой ячейки Гринписа. Набор тут такой. Туземцы, которые живут в гармонии с лесом. «Наш ковер -- цветочная поляна \ Наши стены -- сосны-великаны \ Наша крыша -- небо голубое…» Как-то так. Пандора – воплощенная экологическая метафора Земли, планета, обладающая интеллектом, деревья которой связаны в единую нервную систему, а души местных гуманоидов, благородных охотников, переселяются после смерти в святящиеся веточки. Все это очень красиво, и жалко, когда земная солдатня расстреливает дерево-дом из всех видов оружия. Проекция на земные дела тут абсолютна очевидна школьнику средних классов. Но кое-что странное и неожиданное в этом бесхитростном произведении все-таки есть.

Аватар и человек

Поразительна, конечно же, явственно проступающая неприязнь Кэмерона к человеку и человеческой цивилизации. Неприязнь эта, между прочим, стала очевидной тенденцией в кинематографе, и наиболее четко она формулируется в фильмах «9-й район», «Хранители» и «Носители». Кэмерон, продолжая тему, показывает человека как гадкое, хищное и недалекое существо, гордое своими техническими достижениями и уверенное в своей вселенской гегемонии. По ходу фильма, особенно когда пандорские индейцы начинают освободительную войну, режиссер с, пожалуй, даже чрезмерным смаком пускает земное войско на корм местной флоры и фауны.

Казалось бы, чтобы рассказать о трогательном единении с природой, вполне можно было поселить людскую колонию, мирно возделывающую маис на далекой планете, и натравить на нее каких-нибудь индустриальных супостатов или электронных пауков. Не то. Скучно. Не жалко больше людей. Не заслуживают.

Зато пандорцы заслуживают. Их мир Кэмерон сочинял с каким-то эйфорическим наслаждением. Его энтузиазм в этом деле выглядит трогательно и наивно: нетрудно заметить, что Пандора отличается от испорченной Земли прежде всего тем, что всего и у всех на ней больше. Если птица, то дракон. И крыльев не два, а четыре. Конь – шестиногий. И все вокруг огромное, яркое, буйное. Местные гуманоиды – в два раза больше людей, стройнее, гармоничнее, у них крепче кости, больше глаза, сами они сильнее, проворнее, экспрессивнее и, разумеется, мудрее. Только человеку воспринять эту мудрость трудно. Поэтому избранником Кэмерона, которому позволено превратиться в итоге в прекрасного пандорца, становится человек -- чистая доска или «пустая чаша», как выражаются в фильме. Он «морпех из рода солдафонов» (так шутят в русском переводе), и в голове у него ничего нет, зато есть открытое сердце, готовое влюбиться и принять иную форму жизни.

Сам Кэмерон, кажется, тоже принял бы ее с радостью. Вырвался бы из убогого человеческого мира, тесного слабого тела и помчался бы верхом на драконе (сделав своего героя инвалидом, он получил возможность с удесятиренной силой показать радость обретения «иного» тела). Надо полагать, миллионы, заработанные его новым блокбастером, пойдут на изготовление персонального аватара для режиссера, чтобы летать не только во сне, но и наяву.

КОММЕНТАРИИ (18)
Mischael
пост #1 / 20:12, 18 дек '09
Фильм очень понравился - я решил, что пойду на него еще тогда, когда видел трейлер: уж очень он выглядел захватывающе. Этот фильм превзошел все мои ожидания. Очень разноплановый, реалистичный, динамичный фильм. Сюжет на протяжении двух с половиной часов держит зрителя в напряжении.
Но говорить о нем не буду, чтобы тем, кто не видел фильма было интереснее.
Не согласен я с автором этой статьи по многим позициям. Я не увидел в этом фильме ненависти к людям, потому как в этом фильме все люди разделились на хороших и плохих: тем кто был против уничтожения аборигенов, и тем, кто был ЗА это. Таким образом, Кэмерон, разделяет всех не по расам, а по поступкам. Молодой человек, управлявший аватаром, стал помогать аборигенам от безысходности: с ампутированными ногами и существующей системе ему не было места в этом мире. У него него не было семьи, не было любви в мире землян, но все это он нашел в мире инопланетян, действительно, живущих в гармонии с природой. Его любовь к инопланетянке окончательно отрывает его от мира людей, поэтому он и присоединяется к аборигенам.
На самом деле этот фильм, как и Титаник - не о технологиях, войне и цивилизации - этот фильм о любви. Любовь - это центр, вокруг которого все вращается. Кэмерон становится на сторону любви, а не против человечества как такового.
Никита_Смирнов > Mischael
пост #2 / 19:14, 19 дек '09
Хорошо сказано!ничего не добавишь.
осталось только самому воочию увидеть фильм)
npn
пост #3 / 23:55, 19 дек '09
Че-то фигня какая-то а не фильм. Исписался Кэмерон, как пить дать...
Титаник я, конечно, посмотрел. Лет чезе 5 после выхода на экраны. Раньше недосуг было. Так себе фильмец. Этот, стало быть, ещё тупее...
Арт > npn
пост #4 / 18:49, 20 дек '09
Как говорится, в семье не без урода ; ) Фильм потрясающий !!! Только что с него) В фильме нисколько не разочарован..
Ожидал концовку, которую не предугадать. Всё же - предугадал, но это не испортило мнение о фильме.
Графика - на самом высшем уровне.. Порой до мурашек по коже доводит) Красиво всё сделано.
Сюжет - я могу сказать, что зевнул один раз.. И то только от того, что утром не выспался) В целом - вполне интересный и захватывающий.
Итог для меня - Фильм Года. Кино - с большой буквы.
Жаль конечно, что не в 3Д смотрел, но в нашем городе такого кинотеатра нет.. К сожалению)
10 / 10
npn > Арт
пост #5 / 19:15, 20 дек '09
Ну, я по анонсу сужу, фильма-то не видел :)
Арт > npn
пост #6 / 01:33, 21 дек '09
Извини, не хотел так грубо. Фильм стоит посмотреть, после просмотра обещаю, твое мнение поменяется
npn > Арт
пост #7 / 11:08, 21 дек '09
нет проблем! :)
Ulcer
пост #8 / 15:08, 21 дек '09
А я как-раз в 3Д смотрела, ОЧЕНЬ понравилось, актерская игра и сюжет и несомненно спецэффекты, очень приколола схожесть черт лица актёров и их аватаров...Тож не согласна, не сквозит фильм ненавистью к людям... Даже главный "бизнесмен" по фильму, на мой взгляд, призадумался, правильно ли поступают земляне. (но свою точку зрения не навязываю никому). А "солдафонов" на первый фильм импортный критикует. Взять любой фильм-катастрофу, всегда есть военный, который находясь в эпицентре Армагеддона будет орать "огонь", даже когда уже нет смысла ))). А прогуляться по светящейся травке, полетать на драконе... ммммм... во многих взрослых, надеюсь ещё не умерли дети, любящие сказки и верящие, что добро сильнее зла хотя бы в них...
Билл > Mischael
пост #9 / 11:15, 23 дек '09
Уважаемый Mischael(Михаил?)!
Мне седьмой десяток лет, и живу я сейчас в деревне. В фантастическом кино я люблю то, что раньше называли "пиршеством для глаз". Поэтому, посмотрев в своё время "Сталкер", я лишь недоумённо пожал плечами. Ваш живой отзыв меня впечатлил, и я, скорее всего, выберусь в город, чтобы посмотреть новый фильм Камерона. Но,прошу, ответьте - это превосходит "Парк юрского периода", на Ваш взгляд? Прошу высказаться в этом плане и других, смотревших оба этих фильма.
vasilisk > Билл
пост #10 / 13:21, 23 дек '09
этот фильм определенно зрелищней и красивее чем все, что вы когда-либо видели на экране. Думаю, не ошибусь, если скажу, что окунетесь в сказку и ни за что об этом не пожалеете. Выбирайтесь :)
Mischael > Билл
пост #11 / 16:03, 23 дек '09
Привет! Да, превосходит Парк Юрского периода во много раз.
Кроме сюжетной линии в этом фильме идеальная графика.
Он и матрицу по зрелищности превосходит )
arsenka > Mischael
пост #12 / 01:15, 31 дек '09
фильм обязательно надо смотреть в 3D-залах IMAX, Digital 3D, Xpand X3D, Real D и он под это заточен. В 2D, по словам Кэмерона зритель сильно рискует потерять в ощущениях. Короче фильм нужно смотреть только ТРЁХМЕРНЫМ! Жаль только я этого не знал , когда всей семьёй ходил на 2D. Потом прочитал о фильме статью в январском номере журнала "Популярная механика". Там написано , что весь "светящийся" растительный мир Пандоры Кэмерон срисовал со дна Земли матушки во время глубоководных экспедиций при съёмках фильмов: "Титаник", "Призраки бездны", "Чужие из бездны". Свои впечатления, - очень понравилось, хотя я очень избирателен в фильмах. Не похож не на один другой фильм, новая концепция, новое решение, всё новое. Настоятельно рекомендую. Сыну 4-ре года, - весь фильм как завороженный просидел, а утром , как проснулся , реплики из фильма начал цитировать, типа - ты здесь чужой... Это наша земля... Короче несколько дней под впечатлением. После нового года с женой опять идём, уже без киндера, на 3D.
Mischael > arsenka
пост #13 / 01:34, 31 дек '09
Я тоже ходил на 2Д. Вот теперь тоже думаю сходить на 3Д )))
Heliangelus
пост #14 / 11:13, 2 янв '10
Здравствуйте! Пишу из Сиднея... Я всем настоятельно рекомендую посмотреть этот фильм! Ничего подобного я ещё, признаться, не видел!
Совершенно незабываемый и удивительный фильм. Смотреть его необходимо в 3D и по возможности на родном английском, так как судя по рекламному ролику выше, смысл в русском переводе перевирается нещадно... Визуальная сторона фильма просто феноминальна, т.к. технологии разрабатывались специально для этого фильма. Сюжет же картины поднимает современные больные темы, проводя параллели и ассоциации с тем, что творится в мире, с так называемой "войной против террора", Ираком и Палестиной) Сходите - НЕ ПОЖАЛЕЕТЕ!
Клер > npn
пост #15 / 17:44, 8 янв '10
Не согласна. Титаник - великолепный фильм. Я бы сказала шедевр. Тем более для Голливуда, ориентированного на кассу. Да и какая гигантская работа была проделана! На Аватар мне не нужна была реклама, потому что я бы пошла на этот фильм просто потому что его поставил мой любимый Д.Кэмерон. Сходила и не пожалела. Муж, так вообще в полном восторге. Смотрели сначала в 2D потом в 3D.
Клер
пост #17 / 17:47, 8 янв '10
Мне понравилась статья, но не согласна с тем, что Кэмерон разочаровался в людях или не очень их любит.
npn > Клер
пост #18 / 20:28, 8 янв '10
Я, кстати, Кэмерона люблю. За Т-2, в частности. Т-1 мне не очень понравился. Были у него сильные работы. Но не все :)
Antucij
пост #19 / 21:23, 8 янв '10
Фильм шикарный, смотрел уже дважды в 2D и 3D. Превзашол все мои ожидания, всем рекомендую, каждый найдёт в нем что то для себя. И статья хорошая о фильме, многое (а может и всё) в ней очень правильно подмечено и очень лаконично сформулировано. Но вот только в ней цинизм чуствуется. То ли от зависти к успеху фильма и его создателей, то ли от обиды что Пандора и весь её мир выдуман.