Разрешите сайту отправлять вам актуальную информацию.

04:26
Москва
19 апреля ‘24, Пятница

Особенности зимней национальной кинопремии

Опубликовано
Текст:

Понравилось?
Поделитесь с друзьями!

29 января российские киноакадемики вручают «Золотых орлов». В этот раз за звание «Лучший фильм 2009 года» будут бороться одни тяжеловесы. Битва предстоит масштабная: Толстой против Чехова, стиляги против юродивых, тоталитаризм против самодержавия. В других номинациях все не так однозначно.

Самое главное, что можно констатировать накануне вручения одной из двух главных российских кинематографических премий, -- наше кино, несмотря на тревожные прогнозы, в 2009 году не то что не сдулось совсем, но местами даже окрепло. Той части киноакадемиков, которые примкнули к «Золотому орлу», экспертный совет рекомендовал просмотреть 114 полнометражных фильмов, 39 неигровых, 132 мини-сериала и 68 сериалов (больше 10 серий); 26 мультфильмов и 177 зарубежных фильмов, шедших в российском прокате. Внимательно ознакомившись (будем надеяться) с этим невозможным списком, академики сделали свой выбор.

Битва титанов

В главной номинации -- «лучший фильм» -- сразятся в этом году пять картин: «Стиляги» Валерия Тодоровского, «Царь» Павла Лунгина, «Палата № 6» Карена Шахназарова, «Петя по дороге в царствие небесное» Николая Досталя и «Анна Каренина» Сергея Соловьева. В отличие от труднообъяснимой прошлогодней ситуации, когда на финишной прямой сошлись произведения вообще из разных миров (например, ширпотребный «Адмирал» и тончайшее авторское «Дикое поле»), сейчас к шорт-листу придраться сложно. «Петя...» Досталя уже получил Гран-при ММКФ, «Палата № 6» была представлена на «Оскар» (правда, в список номинантов не попала). Ну, о «Царе» и говорить нечего. Как бы к нему кто ни относился, это самая громкая отечественная премьера года.

Любопытно получилось со «Стилягами», которые оказались фаворитами по количеству номинаций (в том числе такие важные, как «лучшая режиссерская работа», «лучшая операторская работа», «сценарий» и «работа оператора»). Собственно, к самому фильму вопросов нет: без сомнения, картина, достойная победы во всех вышеозначенных категориях. Особенно хочется поболеть за Гармаша («лучшая мужская роль второго плана»), который за несколько минут экранного времени сумел раскрыть загадочную русскую душу, доказав, что в лучших своих проявлениях наш человек по сути панк.

Интрига же в том, что в апреле прошлого года «Стиляги» уже были названы «лучшим фильмом года» по версии другой, альтернативной, киноакадемии «Ника». Может быть, перед нами как раз тот редкий случай, когда сила искусства победила особенности прокатной реальности. Хотя история другого номинанта -- «Анны Карениной» Сергея Соловьева -- заставляет усомниться в этом оптимистическом предположении. Зрительская судьба этой картины по сей день остается туманной, хотя премьера состоялась еще в мае, широкий прокат обещали осенью, вместе с «Ассой-2», но так и не выпустили. Долгожданный фильм выглядит среди респектабельных конкурентов неожиданным андеграундом. С другой стороны, слава богу, что хоть есть. Зато «независимое», арт-хаусное отечественное кино, о котором как об отдельном явлении много говорили именно в 2009 году, «Золотой орел» элегантно проигнорировал.

Без кислорода

Даже премированные менее помпезными российскими фестивалями, тепло встреченные «большими» европейскими смотрами, отмеченные критиками и немногочисленными, но благодарными зрителями фильмы «Волчок», «Я», «Кислород», «Сказка про темноту», «Короткое замыкание», психоделическая «Кошечка», симпатичные «Какраки», уж не говоря о провокационной «России 88», никак не были отмечены киноакадемиками. Из того, что уже принято называть «новой волной», в поле зрения «Золотого орла» попала картина «Бубен, барабан» в лице Натальи Негоды (в номинации «лучшая женская роль»). Ей придется конкурировать со Светланой Крючковой («Похороните меня за плинтусом»). И еще с Чулпан Хаматовой за роль в фильме Андрея Эшпая «Событие», что выглядит как нелепая шутка по отношению к актрисе -- далеко не лучшая роль в очень посредственном фильме. Тем более что пару лет назад она уже получала «Орла» за роль в фильме того же режиссера «Многоточие».

Еще по касательной отмечена «Сумасшедшая помощь» в номинации «лучшая женская роль второго плана», на которую выдвинута Анна Михалкова (вместе с Полиной Кутеповой («Чудо») и Ниной Усатовой («Поп»). При всем уважении к этой выдающейся актрисе и ее выдающейся роли, эта единственная номинация для самого фильма выглядит издевательски. И вообще, если бы была категория «самый недооцененный фильм года», «Сумасшедшая помощь» была бы вне конкуренции.

«Обитаемый остров» возвращается

Некоторые номинации «Золотого орла» часто напоминают распределение продуктового пайка: вам финский сервелат, а вам пока только гречу и шпроты. Так, какой-то контрабандой в нескольких номинациях вылез «Обитаемый остров» (оператор и музыка). Это настолько странно -- ведь год всего прошел, а уже и не вспомнить, что такой фильм вообще был. С трудом также вспоминаются заслуги «Тараса Бульбы» (номинация «за лучшую мужскую роль» Богдану Ступке), тем более что шансов у него никаких в окружении Владимира Ильина («Палата № 6») и Олега Янковского (за роль Каренина). Прямо скажем, революционно выглядит выдвижение сериала «Папины дочки» на соискание национальной премии. Но, как говорится, чем богаты... А судя по иностранной номинации, ходить в кино академики перестали еще в начале прошлого года. Так, в число лучших картин 2009 года попали «Вики. Кристина. Барселона» Вуди Аллена, «Бесславные ублюдки» Квентина Тарантино и прошлогодний победитель «Оскара» «Миллионер из трущоб» Денни Бойла.

С другой стороны, что кипятиться. Выбрали, и хорошо, все жизнь какая-то. Если уж по-честному, от этих премий никому ни холодно, ни жарко. Вот в прошлом году все удивлялись, что «Дикому полю» дали «Золотого орла». Ну и что, поудивлялись да успокоились. На судьбе фильма это не отразилось никак. Да и на премии тоже.

«Золотой орел» -- прямая речь

Карен Шахназаров, режиссер, «Палата № 6» (номинация на «лучший фильм», «лучшую режиссерскую работу», «лучшую мужскую роль второго плана»):

«Никаких особенных чувств по поводу трех номинаций на премию я не испытываю, хотя это неплохо, наверное. Но самое важное событие, которое случится 29 января, -- это не «Золотой орел», а юбилей Антона Павловича Чехова. Это очень важная дата для русской культуры. И печально, что она так скромно отмечается. Даже то, что появилась моя «Палата № 6», -- это, честно говоря, случайность, я никак не подгадывал к дате. А по-хорошему, фильмов по Чехову в этом году должен быть не один, а как минимум пять.

Конкурентов своих я оценивать не могу, поскольку почти ничего не видел. Но думаю, что все это достойные работы, поскольку их выбирали академики, а это цвет российской кинематографии, причем путем тайного голосования, что гораздо более честно, чем любое «явное голосование».

Алексей Мизгирев, режиссер, «Бубен, барабан» («лучшая женская роль», Наталья Негода):

«Я ни на какие премии не рассчитывал, но очень рад, что Наташу выдвинули на эту номинацию. Она действительно это заслужила и, надеюсь, получит «Орла». В категории «За лучший фильм» болеть я буду за фильм «Царь».

Дмитрий Давиденко, пресс-атташе Валерия Тодоровского, «Стиляги» (шесть номинаций):

Режиссер картины сейчас не в России. «Стиляги» продолжают участвовать и побеждать на разных фестивалях: в Чикаго, Абу-Даби, на Аляске. Но нам всем очень приятно признание коллег, и выдвижение на премию «Золотой орел» тоже. Хотя главное, конечно, любовь зрителей».

Реклама