Торжественное открытие «Рабочего и колхозницы» назначено на 4 декабря на 17.00. Символ СССР, названный также «памятником социальной утопии», отсутствовал больше шести лет. После долгих лет реставрации он вернулся на площадь у Северного входа ВВЦ.
На открытие памятника приедут большие московские начальники во главе с Юрием Лужковым. После торжественных речей ожидается светопредставление и фейерверк. На следующий день праздник продолжится уже неофициально: москвичей и гостей столицы приглашают принять участие в исторической игре-квесте под названием «Иногда они возвращаются». Ходят слухи, что «Рабочего и колхозницу» выйдут поприветствовать даже зомби. Сотни фанатов Майкла Джексона в соответствующем гриме станцуют «Триллер» в честь вернувшихся практически с того света пролетария и крестьянки.
И удивляться всему этому не стоит. Ведь оказалось, что стальные «мальчик и девочка», как называла их скульптор Мухина, как были, так и остаются символом нашей жизни.
Шедевр из нержавейки
В 1936 году среди советских скульпторов был объявлен конкурс на создание парной статуи, которая бы увенчала советский павильон на Всемирной выставке «Искусство и техника в современной жизни» в Париже. По замыслу архитектора Бориса Иофана, юноша и девушка должны олицетворять хозяев советской жизни -- рабочий класс и колхозное крестьянство. До этого в мире была только одна скульптура, не отлитая, а собранная из металлических листов, -- статуя Свободы. Для символа величия Страны Советов решено было выбрать самый революционный для тех лет материал -- нержавеющую сталь. Как говорили специалисты, он не уступал золоту по устойчивости к коррозии и обладал небывалыми художественными возможностями. Светло-серебристая поверхность скульптуры из нержавейки могла менять оттенки в зависимости от освещения, цвета неба и движения облаков. Все это прекрасно подчеркивало динамичность, полет, развитие -- все то, что пыталась показать через свою скульптурную композицию Вера Мухина, чей эскиз одержал безоговорочную победу.
Сын Веры Игнатьевны Всеволод Замков вспоминал, что с завода поступали доносы. Например, внимательные люди разглядели, что в складках юбки крестьянки с определенной точки зрения проступает бородатое лицо, напоминающее Троцкого. Якобы Молотов и Ворошилов специально приезжали, пристально всматривались, но, не увидев знакомой бороды, успокоились. «Что хорошо, то хорошо», -- сказал Молотов. «Что здорово, то здорово», -- поддакнул Ворошилов.
В небе над Парижем
В феврале 1937 года статую с большим трудом собрали, затем сразу разобрали, погрузили в 28 вагонов и отправили в Париж. По дороге от скульптуры пришлось отпилить несколько деталей, не пролезавших в тоннель. Помятых и искалеченных «Рабочего и колхозницу» доставили в Париж. Там их подремонтировали, подчистили и собрали в рекордные сроки. Советский павильон, похожий на корабль, установленный на набережной Сены, увенчанный летящими в небо колоссами, открылся 1 мая 1937 года.
Скульптура вызвала бурю эмоций. Это было самое главное событие выставки. Парижане поражались, что эти гиганты были сделаны такой хрупкой женщиной, искусствоведы сравнивали скульптуру с Самофракийской Никой. Левые видели в ней торжество социалистической идеи. Газета «Юманите» опубликовала дерзкий снимок, на котором «Рабочий и колхозница» были сфотографированы так, что казались выше Эйфелевой башни. Как известно, советский павильон в Париже располагался прямо напротив павильона фашистской Германии. И решительно затмил его своим величием.
По окончании выставки скульптуру было решено вернуть в Москву. По одной версии, сначала советское правительство хотело подарить «Рабочего и колхозницу» французским коммунистам, но те отказались. По другой, наоборот, французы давали большие деньги за шедевр, но наши не продали. Парочку грубо и наспех распилили автогеном и отправили на родину. До Москвы доехал фактически металлолом. Стальную оболочку пришлось сделать почти заново, из более толстых листов стали. К открытию Всесоюзной сельскохозяйственной выставки в августе 1939 года «Рабочего и колхозницу» поставили у Северного входа на выставку, который тогда был главным.
С небес на землю
Из-за спешки или по другой причине (например из опасения, что статуя затмит другие павильоны) скульптуру поставили на очень низкий постамент -- 10-метровый «пенек», как выражалась Мухина.
Чтобы как-то воссоздать иллюзию движения, рядом был вырыт бассейн, но, конечно, он не исправил ситуации. Вблизи стали видны недочеты скульптуры, которые не были различимы на высоте, -- толстоватые запястья, не очень естественный поворот ноги девушки и т. п. Но главное, пропало ощущение полета. «Они ползают по земле», -- сокрушалась Вера Игнатьевна. До конца своих дней она хлопотала о судьбе своих «детей», просила перенести их в другое место, мечтала о Ленинских горах. После ее смерти рассматривались различные варианты местоположения «Рабочего и колхозницы», в том числе стрелка Москвы-реки, где ныне стоит Петр I, Обводной канал и даже Рыбинское водохранилище. Очередной проект переноса к 100-летию Мухиной был отклонен в связи с нетранспортабельностью объекта.
Символ трудной судьбы
К концу 90-х годов то, что статуя пришла в негодность, стало видно невооруженным глазом. В 2000 году специалисты сделали заключение, что каркас находится в аварийном состоянии, а 80% оболочки требует замены. «Рабочего и колхозницу» опять распилили, на этот раз на 40 частей, и отвезли в ангар ВНИИЦ им. Кучеренко. Там, по словам сотрудников, расчленка пролежала почти пять лет.
Все это время скульптурой никто особо не занимался. Причин было немало: отсутствие финансирования, бюрократическая волокита, споры хозяйствующих субъектов. Тогда руководитель реставрацией скульптор Вадим Михайлович Церковников сокрушался, что судьба памятника интересует только его, и чувствовал себя «хранителем советского духа».
Дело сдвинулось с мертвой точки, когда в эту уже казавшуюся безнадежной историю вмешался лично мэр Лужков. Все имущественные недоразумения утряслись, вопросы решились, деньги нашлись. Осенью 2009 года на площади у Северного входа на ВВЦ появился ангар, в котором собирали отремонтированные и очищенные части советских тружеников.
Рано утром 28 ноября чудо-кран, ведомый твердой рукой финского крановщика, поднял скульптуру на почти 35-метровый павильон-постамент. Почти такой же, какой стоял больше 70 лет назад в Париже. В 2010 году в нем обещают открыть музей и кафе. Непременно появятся подземная парковка и торгово-развлекательный центр. А вечно юные строители коммунизма будут смотреть на все это с почти 60-метровой высоты.
Старые символы, бывает, возвращаются. Но этот символ обновился не только снаружи: очевидно, что он оброс и новыми смыслами. Что теперь будут олицетворять устремленные в московское небо бывшие хозяева страны, а ныне рядовые потребители? По-крайней мере, как обещают реставраторы, физически «Рабочий и колхозница» смогут жить теперь долго-долго. Назовут ли их символом очередной «социальной утопии» -- время покажет.
Редакция Infox.ru благодарит за предоставленные исторические материалы НПО-38 ГУП НИиПИ Генплана Москвы.