18 апреля ‘14
Пятница
Москва
17:16
переменная облачность, без осадков
+14
переменная облачность, без осадков
ночь +6
утро +5
  • малооблачно, без осадков сб +17 +4
  • ясно, без осадков вс +18 +5
  • ясно, без осадков пн +20 +10
USD
35.92
EUR
49.72
Brent
108.16
Новости партнеров
Самое популярное видео
Продвижение и дизайн в медиабизнесе
Продвижение и дизайн в медиабизнесе
«Новые подходы к Устойчивому развитию. Меняя Парадигму»
«Новые подходы к Устойчивому развитию. Меняя Парадигму»
Уникальная катапульта выбрасывает споры папоротников
Уникальная катапульта выбрасывает споры папоротников
ещё
На месте грузинского анклава севернее Цхинвала будет аэропорт
текст: Егор Созаев-Гурьев/Infox.ru
видео: Егор Созаев-Гурьев, Георгий Сарсеков/Infox.ru
опубликовано  11 июн ‘09 21:24

Для просмотра необходимо установить Adobe Flash Player 10

Get Adobe Flash player

В правительстве Южной Осетии определились с судьбой бывшего грузинского анклава севернее Цхинвала. На месте села Курта будет построен первый в республике военный аэродром. Уже сейчас у другого села -- Тамарашени -- активно строится финансируемый мэрией Москвы микрорайон «Московский». Как бывший грузинский анклав приобретает столичные черты, наблюдала съемочная группа Infox.ru.

Северная часть Цхинвала сразу переходит в грузинское село Тамарашени. Так начинается бывший грузинский анклав, состоящий из четырех крупных сел: Курта, Кехви, Тамарашени и Ачабети. Заканчивается анклав уже вблизи второго по численности населения югоосетинского города Джав (Дзау) – анклав перерезал главную транспортную артерию республики Транскавказскую автомагистраль.

История

В советское время эти села входили в состав Югоосетинской АССР. Население было смешанным, в селах жило немало осетин. Но в период конфликта 1989-1992 годов, когда Цхинвал был в осаде, осетинское население этих сел изгнали. После подписания Дагомысских соглашений конфликт был заморожен, но грузинские войска заняли большинство грузинских селений Южной Осетии. По всей республике образовались небольшие анклавы, а Ленингорский район был занят Грузией практически полностью. Но наибольшие трудности у жителей Цхинвала  вызывал именно этот анклав.

Чтобы добраться из Цхинвала в Россию, осетинам приходилось объезжать грузинскую территорию через труднопроходимую Зарскую дорогу, что увеличивало путь на несколько часов. Иногда грузинская сторона пропускала осетинский транспорт, но, по словам жителей Цхинвала, дорога становилась не менее опасной. По их словам, когда грузинские полицейские останавливали осетин для «проверки документов», то впоследствии этих людей живыми никто не видел.

С приходом к власти Михаила Саакашвили анклав стал визитной карточкой политики Грузии по возвращению Южной Осетии под юрисдикцию Тбилиси. В селах были выстроены современный кинотеатр, торговый центр, магазин электронной техники, отделения банков. В селе Курта была резиденция Дмитрия Санакоева, главы прогрузинского альтернативного правительства Южной Осетии. В селе Ачабети для осетин, сторонников Дмитрия Санакоева, был выстроен жилой квартал: многоэтажный дом, коттеджи, отделение банка и даже офисный центр. Делалось все, чтобы переменить мнение жителей Южной Осетии относительно Грузии.

Война

Во время пятидневной войны анклав был превращен в укрепрайон. Оттуда по Цхинвалу ввелся минометный обстрел. Когда 58-я армия сумела выбить грузинских военных из анклава, туда направились осетины, чтобы отомстить. Как говорят сами жители Южной Осетии, дома грузин уничтожались, чтобы навсегда избавиться от грузинской угрозы. Многие боялись, что после войны политики договорятся о возвращении беженцев. Был разгромлен и «санакоевский» квартал, сам глава альтернативного правительства в дни войны выходил в эфир телевидения, призывая осетинских ополченцев сдать оружие.

Большинство жителей грузинского анклава эвакуировали сь по объездной дороге в Гори за несколько дней до войны. А тех, кто все же остался, брали в плен для последующего обмена на осетин. Ведь при отступлении грузинские военные уводили с собой и мирных жителей осетинских сел.

Транспортные перспективы

В правительстве Южной Осетии уверены: «политическое решение уже принято», и на месте села Курта построят крупный военный аэродром – первый в республике. Главная цель – упростить переброску грузов в Южную Осетию. Через единственный путь в Россию – Рокский тоннель – затруднительно и рискованно перевозить что-либо, не говоря уже о срочном перемещении войск. Власти надеются, что со временем аэродром будет выполнять и гражданские функции.

Вдоль анклава пройдет и железная дорога. Осенью 2008 года «Российские железные дороги» начали разработку сложного и дорогостоящего проекта по строительству железной дороги Владикавказ--Цхинвал. Эта идея трудно осуществима не только из-за высоких финансовых затрат, но и технически – дорогу придется прокладывать через Рокский перевал. Пока сложно сказать, когда оба транспортных проекта будут воплощены в жизнь.

«Московский»

Зато жилой микрорайон «Московский», расположенный сразу за миротворческой базой и частично занимающий территорию села Тамарашени, почти готов. Район строится на московские деньги компанией «СУ-155», мэр столицы Юрий Лужков уже приезжал на проверку стройки. Намечена сдача объекта на сентябрь. Планируется, что в «Московском» будет до 180 коттеджей, восемь многоэтажных корпусов и школа на 600 человек, самая большая в Южной Осетии.

Многие жители сами пытаются освоить пустующую территорию. На многих разрушенных домах есть надписи «занято» -- граждане рассчитывают получить здание в собственность. Часть сел Тамарашени и Ачабети, видимо, восстановят. Так, возле бывшего торгового центра «Ачабети» уже располагается спортивная база МВД Южной Осетии. А в Тамарашени при въезде в Московский район предприимчивые жители открыли шашлычную с подходящим названием «Подмосковье».

Комментарии: 7
сортировать по: дате
вид: свернуть
Давайте дружить
x

Давайте дружить