Включить в печать
опубликовано 3 фев ‘10 20:13

Грузинская армия выходит на нового противника

текст: Егор Созаев-Гурьев/Infox.ru
Грузия активно восстанавливает боеспособность. Командование, консультируемое иностранными специалистами, реформирует армию с учетом новых реалий. Вооруженные силы увеличились количественно и выходят на новый качественный уровень, полагают эксперты. Теперь вероятный противник Грузии не Абхазия и Южная Осетия, а Россия.

Активная модернизация грузинской армии началась сразу после прихода к власти Михаила Саакашвили. В обществе повысился статус военнослужащих, для военных строили новые гарнизоны. С 2004 по 2008 год заработная плата лейтенанта увеличилась в семь раз, а зарплата капрала (рядовой контрактной службы) – в 8,5 раза.

Но улучшилось не только социальное положение военнослужащих. Началось обучение личного состава и оснащение новой техникой. Военнослужащие проходили переподготовку по натовской программе «Обучи и оснасти». Бойцы 1-й пехотной бригады получили боевой опыт в Ираке. До августовской войны 2008 года Грузия закупила десятки единиц бронетехники, артиллерии, средств ПВО. Однако поражение в ходе пятидневной войны показало: грузинская армия все еще не способна оказать адекватное сопротивление явно более сильному противнику. Военные сделали выводы, и грузинская армия вновь реформируется, уже с учетом новых задач.

«Если одеть военных в германскую форму, это не значит, что они станут воевать, как солдаты бундесвера», – подмечает директор Центра анализа стратегий и технологий Руслан Пухов. По его мнению, высокий статус и резкое улучшение уровня жизни военных вызвали в грузинской армии и типичные для постсоветских стран негативные тенденции, такие как трудоустройство по блату и кумовство. Часто в ряды вооруженных сил попадали «случайные» и непрофессиональные люди, что снижало боеготовность армии.

Активная модернизация грузинской армии началась сразу после прихода к власти Михаила Саакашвили. В обществе повысился статус военнослужащих, для военных строили новые гарнизоны. С 2004 по 2008 год заработная плата лейтенанта увеличилась в семь раз, а зарплата капрала (рядовой контрактной службы) – в 8,5 раза.

Но улучшилось не только социальное положение военнослужащих. Началось обучение личного состава и оснащение новой техникой. Военнослужащие проходили переподготовку по натовской программе «Обучи и оснасти». Бойцы 1-й пехотной бригады получили боевой опыт в Ираке. До августовской войны 2008 года Грузия закупила десятки единиц бронетехники, артиллерии, средств ПВО. Однако поражение в ходе пятидневной войны показало: грузинская армия все еще не способна оказать адекватное сопротивление явно более сильному противнику. Военные сделали выводы, и грузинская армия вновь реформируется, уже с учетом новых задач.

«Если одеть военных в германскую форму, это не значит, что они станут воевать, как солдаты бундесвера», – подмечает директор Центра анализа стратегий и технологий Руслан Пухов. По его мнению, высокий статус и резкое улучшение уровня жизни военных вызвали в грузинской армии и типичные для постсоветских стран негативные тенденции, такие как трудоустройство по блату и кумовство. Часто в ряды вооруженных сил попадали «случайные» и непрофессиональные люди, что снижало боеготовность армии.

У грузин, идущих в армию, довольная высокая мотивация, связанная с государственной задачей «восстановить целостность Грузии» (особенно мотивированы беженцы из Абхазии и Южной Осетии). Но в ходе военного конфликта боевой дух ряда подразделений оставлял желать лучшего. После войны грузинские власти завели около 1,7 тыс. уголовных дел о дезертирстве.

Национальный резерв

В «разборе полетов» после поражения в пятидневной войне участвовали иностранные специалисты, уверен главный редактор журнала «Национальная оборона» Игорь Коротченко. По его мнению, объединенный штаб грузинских вооруженных сил курируется Пентагоном. Одна из первых мер, принятых после конфликта, – увеличение обучения рекрутов и преобразование системы резерва. Грузинское командование осознало, что помимо новой техники важно иметь большой штат по-настоящему подготовленных командиров.

В Крцанисском учебном центре выпуск 2009 года составил 832 военнослужащих, тогда как в 2008 году там единовременное обучение проходили в среднем лишь 500-600 рекрутов. Привлечь к службе в армии в качестве офицеров хотят и студентов. На официальном сайте министерства обороны Грузии вывешено объявление о наборе в специальную программу подготовки офицеров для студентов госвузов. Участник программы получает грант, в ходе обучения в гражданском учебном заведении он одновременно проходит курсы Национальной академии обороны. При получении диплома участники программы продолжают обучение в академии до присвоения ранга офицера. Получив ранг, гражданин обязан пройти службу в грузинских вооруженных силах сроком в пять лет.

В грузинской армии резерв формируется на основе национальной гвардии. По информации военного эксперта Вячеслава Целуйко, грузинские резервы приобрели новую структуру и состоят теперь из двух компонентов. Резервисты первого класса – это две бригады, укомплектованные бывшими военными, чей контракт закончился в течение последних нескольких лет. Обучение по программе резерва первого класса длится 200 дней. Второй компонент резерва – территориальная оборона, которая формируется из старого активного резерва. Их главная задача – охрана государственных и военных объектов. Такой резерв разгружает основные боевые части от второстепенных задач.

По сути, Грузия пытается воплотить в жизнь «концепцию вооруженного народа». В конце 2009 года на открытии нового здания управления Национальной гвардии грузинский президент Михаил Саакашвили заявил: «Мы должны подготовить любого гражданина страны, в том числе и женщин, чтобы они были подготовлены и вооружены для оказания сопротивления врагу».

Финансы

За годы правления президента Михаила Саакашвили военный бюджет Грузии вырос в 60 раз. Пик расходов пришелся на боевой 2008 год. Тогда бюджет Минобороны составил 1,5 млрд лари (примерно $880 млн), в 2007-2008 годах осуществлялись массовые закупки военной техники. Финансовый кризис отразился на военных расходах Тбилиси. В 2009 году Минобороны получило 897 млн лари ($527 млн), а в 2010 году планируется выделить 750 млн ($441 млн).

Но военный бюджет Минобороны – это не главный источник финансирования военной реформы. Значительная часть средств на грузинские военные расходы выделяются странами Запада. Так, после российско-грузинской войны Грузии было выделено $4,5 млрд на восстановление военной инфраструктуры. Согласно данным грузинских СМИ, ссылающихся на обсуждение бюджета США в конгрессе в секции иностранной помощи, в 2009 году военная помощь Грузии от американцев составила $11.8 млн, в 2010 году планируется выделить $14 млн.

Стратегия

До пятидневной войны планирование боевых действий грузинской армии осуществлялось исходя из главной задачи – возвращения в состав Грузии де-факто независимых Абхазии и Южной Осетии. При этом предполагалось разгромить противника в кратчайшие сроки, а участие в конфликте России считалось маловероятным. Такой просчет и стал главной причиной поражения Грузии в войне, которую сами военные вести были не готовы.

Теперь же вся реформа армии адаптирована к новым условиям. По словам Игоря Коротченко, грузинская армия готовится к ведению локальных конфликтов по современным стандартам с использованием средств радиоэлектронной борьбы, беспилотной авиации. По американским и израильским стандартам проходят подготовку и отряды коммандос. Эксперт полагает, что сейчас грузинские военные главным противником считают не армии Абхазии и Южной Осетии, а российские военные базы в этих странах и Северо-Кавказский военный округ.

Численность и оснащение

В 2009 году численность вооруженных сил Грузии составила около 39 тыс. человек. Это на 7 тыс. военных больше, чем в 2008 году.

После войны завершилось формирование 5-й пехотной бригады, а хонийская артиллерийская группа была развернута во 2-ю артиллерийскую бригаду. Эти два подразделения прикрывают западное абхазское направление (для штурма Цхинвала в августе 2008 года командование перебросило из Кутаиси 3-ю пехотную бригаду, «оголив» абхазский фронт).

Из-за больших потерь расформирован горийский отдельный танковый батальон. Но создан отдельный противотанковый батальон. На родину из Ирака возвращены 2 тыс. бойцов 1-й пехотной бригады. Правда, в ноябре 2009 года направили 178 солдат 2-й пехотной бригады в Афганистан. Грузинские военные будут получать боевой опыт в составе французского контингента в течение шести месяцев.

Так что в перспективе с учетом формируемого резерва сухопутные силы Грузии вырастут на три пехотные бригады и одну артиллерийскую. В то же время Грузия отказалась от военно-морских сил. Понеся серьезные потери и осознав бесперспективность военной конкуренции с Россией на море, Грузия просто упразднила их, а уцелевшие корабли передала береговой охране.

Однако судить о масштабах переоснащения грузинской армии сейчас достаточно сложно. Грузия так и не представила отчет за 2008 год в Реестр обычных вооружений ООН. Ранее Тбилиси, напротив, регулярно публиковал подробные данные о закупке новой технике, формируя имидж «самой боеспособной армии в Закавказье» и осуществляя моральное давление на власти Абхазии и Южной Осетии. Бравада, видимо, сменилось расчетом.

Тем не менее тот же реестр содержит данные о продажах вооружений. Эти данные свидетельствуют, что уже после войны Грузия получила до 70 турецких бронетранспортеров Ejder и 20 танков Т-72Б от Украины. Правда, эта техника была поставлена по контрактам, заключенным еще до конфликта. Но эксперты сходятся во мнении, что благодаря новым поставкам оружия Грузия непросто восстановила боеспособность армии, а превысила уровень августа 2008 года.

Главные поставщики

При координации со стороны Пентагона в Грузию поступают разные вооружения из стран Восточной Европы (Польша, Чехия, Болгария) и особенно с Украины, считает Игорь Коротченко. «Украина – это последний шанс быстро пополнить арсенал, так как при смене власти, такой возможности уже не будет», – поясняет собеседник Infox.ru.

«Из Украины Грузия вновь получила бэтээры и ракетные системы залпового огня «Град», – рассказывает военный эксперт Заур Алборов, – есть информация, что в Грузию поступили и израильские РСЗО «Линкс». По данным эксперта, оружие начало поступать в Грузию сразу после конфликта: «В одном из американских кораблей, привезших в Батуми якобы гуманитарную помощь, были модернизированные зенитно-ракетные комплексы Hawk, взятые с баз хранения в Италии».

Действия российской авиации в глубине грузинской территории и неоднократные удары штурмовиков по технике и живой силе противника повлияли на развитие грузинских сил ПВО. Заур Алборов считает, что «вокруг Тбилиси уже создан «зонтик» противовоздушной обороны».

Точно известно, что при сохранении численности авиационной составляющей (грузинские силы ПВО входят в состав ВВС) штат военно-воздушные сил Грузии увеличился с 1813 человек (2008 год) до 2971 (2009-й). Силы ПВО уже принимали активное участие в учениях «Щит-2009».

Войны пока не будет

Эксперты, опрошенные Infox.ru, считают, что полностью боеспособной грузинская армия станет только через год-полтора. При этом новый военный конфликт с Абхазией и Южной Осетией пока маловероятен.

«Грузия может атаковать российские контингенты в республиках только в условиях сильного политического кризиса в России», – полагает Руслан Пухов. Пока из-за проблем с расквартированием российские военные базы укомплектованы не полностью. Также вызывают опасения отдаленные и труднодоступные для российских войск Ленингорский район в Южной Осетии и Кодорское ущелье в Абхазии.

Но, по словам Игоря Коротченко, российские контингенты в признанных республиках несут не военную, а политическую функцию, поддерживая статус-кво. Грузия понимает, что силовые действия в отношении Цхинвала и Сухума будут означать нападение на Россию.

При работе над материалом в части преобразовании резерва и структурных изменений в грузинской армии использованы материалы из сборника статей «Танки Августа» Центра анализа стратегий и технологий.

КОММЕНТАРИИ (23)
альбинасаша
пост #1 / 21:47, 3 фев '10
Блин че то спина заболела.Наверно время пришло инвалидность оформлять.Жаль что не смогу помочь Российской армии.Надеюсь без меня справятся.
stranniks
пост #2 / 22:59, 3 фев '10
Неужели в Грузии нет других, более насущных проблем, кроме как вести боевые действия с кем-то. Большой "гитлер" в маленьком пруду пришел к власти и пытается быть крутым рейнджером. Смешно и грусно, что когда весь мир стремится к мирному сосуществованию, находятся отдельные индивидуумы, которые стараются попрать международные нормы, принципы и правила, и больно от того, что кто-то помогает этим индивидуумам (язык не поворачивается назвать такого человека личностью).
resp_res
пост #3 / 23:13, 3 фев '10
Ясно, что военный конфликт планируется: иначе Саакашвили его западные покровители у власти не оставили бы. Также согласен с мнением экспертов, что он должн будет произойти только в условиях политического кризиса в России. Вот ознакомьтесь на Эхе со вчерашним клинчем Немцова и Павловского. Почему Немцов и иже с ним не хотят проводить митинг на Болотной площади? Оказывается, им не нравится название этой площади. Но лукавит Немцов: если бы они собрались сейчас на этой площади, то об этом знали бы одни вороны, а так уже и представитель госдепа США выразил возмущение. А как известно, "капля камень точит". Здесь налицо одна из технологий вовлечения недовольных тем или иным в свою орбиту: запретный плод сладок. И с каждым таким мероприятием они обрастают сторонниками. Недаром Каспаров бросил однажды: "вот если бы собралось тысяч сто." Похоже, эти ребята вплотную приступили к реализации этой идеи.
tarakan
пост #4 / 07:43, 4 фев '10
Блин)))Чёта у меня тоже спина заболела,грузинская армия справиться без меня тоже.Никому неохота воевать,а в армию привлекают из-за зарплат.Лучше бы эти деньги вложили в развитие экономики и оставили бы Абхазию и Осетию в покое,там живёт другой народ.А Россия же не "дура" нападать на мирное государство на глазах у всего Мира?А вот Грузии в таком виде как сейчас,неплохо бы пиндюлей накидать
Ross
пост #5 / 07:44, 4 фев '10
Не подумайте, что я защищаю Саку, я то же крайне негативно настроен к нему из-за Осетии, но представьте себе если такое оснащение началось бы у нас, ни кто не сказал бы, что мы к войне готовимся. То, что делает Сака, у нас об этом вся армия мечтает, но скорей всего это и останется в мечтах.
Chert
пост #6 / 13:29, 4 фев '10
По моему саакашвили просто психически не очень здоров. Ну как можно быть таким дураком и наивно полагать что у него хватит сил бороться с такой не побоюсь этого слова мощной странной как Россия. Ведь та воина которая была в августе велась с нашей стороны довольно корректно чтоб обеспечить минимальные потери мирного населения грузии. Но если он начнёт полномаштабные боевые действия Россия уже не будет сильно обращать на это внимание и то оружие которое есть у нас уничтожит любую грузинскую про в мгновение а за одно и все грузинские военные базы.
vep
пост #7 / 13:34, 4 фев '10
Америка, да и Европейский союз, никогда просто так не бросят пять долларов на землю, только нагнешься поднять, как тебя тут же отымеют...Я не поклонник альянса Путин-Медведев, но, чем больше грязи льют на Россию сми зарубежных стран, тем больше я убеждаюсь, что Россия идет в правильном направление во внешней политике, видимо память еще хранит дружбу Бориса и Билла...Ну у Грузии все еще в переди, прийдется платить по счетам и наслаждаться якобы независимостью и демократией...
ZC
пост #8 / 17:44, 4 фев '10
Грузины молодцы, нам бы кстати тоже не мешало начать конструкцию новой, эффективной армии. Лучше все же кормить своих солдат чем чужих, -это факт. Россия давно утратила статус мирового жандарма и имеет вес лишь в региональном значении. Думаю когда в москови начнется политический кризис, а он будет обязательно ибо 2-а медведя в одной берлоге не уживутся, Грузия сумеет вернуть свои территории. И мне все равно кто на кого напал, - государство должно защищать свой суверенитет и свою территориальную целостность и для борьбы с сепаратистами и бандитами имеет право и должно использовать те методы которые считает эффективными.
Обломофф > ZC
пост #9 / 16:59, 7 фев '10
"НАМ бы кстати тоже не мешало..." "ВАМ" - это кому? Жителям СШП? Или какой другой "штаты"?
Yndrik > Обломофф
пост #10 / 19:29, 7 фев '10
Как вам нестыдно !

Совсем недавно на глазах всего демократического сообщества несколько батальонов 58-й армии России надругались над грузинскими вооруженными силами - тут плакать надо.
А вы еще и смеетесь над ними.

Вот подождите, Грузия заставит США объявит РФ войну до победного конца (пленных не брать) - вот тогда будете знать!
Обломофф > Yndrik
пост #11 / 22:39, 7 фев '10
Да, это будет что-то... С трепетом слежу за наращиванием стратегических запасов туалетной бумаги на армейских складах Джорджии.
KapraL > Chert
пост #12 / 17:39, 11 фев '10
Это конечно да, но если на секунду представить что грузию поддержат лАТВИЯ, лИТВА и некоторые други про американские,либо про фашистские страны. В этом случае как мне кажется довольно потрепанные Российские войска не выгребут, особенно при возможном внутриполитическом кризисе. Но не смотря на все это Россия великая держава за которую и умереть не страшно.
Rainman > KapraL
пост #13 / 20:43, 11 фев '10
Поддержка, конечно, описана будь здоров....Кстати, У Латвии сейчас танков нет, она их отдала на учения в Литву....оба Т-55...
Chert
пост #14 / 12:18, 12 фев '10
Не конечно если у нас в стране произойдёт раскол на подобии 90-х то возможно всё. Но на данный момент его нет и поэтому на страны балтии "патронов" у нас хватит если нападут. У нас один ЛенВО со своими внутринними войсками пол европы накрыть сможет. Товарищь илюхин тоже высказывал такое мнение, что еслиб в момент конфликта с грузией эстония объявила нам войну мы бы проиграли. Но это полный бред этого приспешника американцев. Нашей стране надо больше сейчас боятся разложения изнутри которое пытаются сделать западники (экономическими, политическими и другими методами)с момента распада СССР и что неплохо получалось при Ельцине, но ни хрена не получается при Путине. Вот они и выискивают способы как бы нас ввести в очередной хаос. И мы развалимся без всякого военного вмешательства. А управлять образовавшимися маленькими государствами будет очень просто. Россия имеет своё влияние пока она единый кулак поэтому и стараются некоторые поделить нас на почве национальной ненависти. Возможно со временем это всё и получиться (надеюсь что нет)[удалено модератором] Ладно чего то я увлёкся.
Пупкин
пост #15 / 14:59, 12 фев '10
Просто для СШП нужен полигон, для опробования своего оружия и своих тактик при ведении боевых действий с Россией. И для этого и нужна им Грузия.
KapraL > Chert
пост #16 / 13:08, 14 фев '10
На счет ВО еще не известно сколько там чего спи...и за последние 20 лет. А доказательством этому является то что при конфликте с черными силы по всей России собирали, и сколько техники на марше сломалось.
Я к чему, может стоилоб затянуть пояса, засудить пару генералов с конфискацией имущества и начать перевооружать армию нормальным оружием а не резиновыми муляжами.
Chert > KapraL
пост #17 / 13:48, 15 фев '10
Ну я надеюсь, что сокращение армии и делается именно для этого(перевооружение и боевая готовность) Посмотрим через пару лет будет всё ясно, дольше эти обещания слушать уже не будут.
khan
пост #18 / 08:18, 16 фев '10
Вот уж правда, только не "большой", а маленький гитлер.[удалено модератором] Живет себе Австрия ни в какой НАТе, В Коста-Рике вообще, говорят, армии нет. У него пять миллионов населения, а он тщится быть чем-то большим, чем король или королева на шахматном поле[удалено модератором]
clorin > Chert
пост #19 / 13:47, 16 фев '10
мдааа, а к психологам не обрашались? весь мир просто сидит и все думает как россию "расколоть"... бред, все люди между собой конкурирует за все, ето нормально, закон природы, но делать из етого панику, ксенофобию, шизофрению и манию преследовании не стоит... ссср не американцы развалили, они даже не ожидали токого поворота, саме ссср-овцы его развалили и особено партия власти в етом потрудилось, все власть имеюшие постарались куски побольше себе и своим разломить. всякая империя когда утрачивает способность расширятся сгнивает, империи могут развиватся в условии казармы, мобилизацией всего обшества ради "цели"... ссср утрачил всякую способность "скомунистить" других, весь военый комунизм потерял смысл сушествования да и перестарался всякие пукалки, петарды и рогатки строить, в магазинах пусто было а все шло на армию (конечно самой мирной в мире)... то что [удалено модератором] делают трудно оценить, больше смахивает на попытки востановить утеряную "сверхдержавность" следуя тем же путем который довел ссср до всеобшего конца, усиливая административную структуру власти, силовиков и тд, тем самым опять людей обычных оставляя в роли расходного материала, массу винтиков и рабочих рук, а реально просто в роли жертвы своих слуг, чиновников, силовиков и тд. я не думаю что вообше "западники" день и ночь стараются все "рашку" развалить, все империи рано или поздно разваливаются, не надо даться в "западники" что хотеть нормально жить, скорей всего империя просто свои ресурсы истратила, если не вкладывать в население а только в армии, администрации и "царьской свите" так кирдык империи... а делятся по "национальному признаку" не по желании "госдеповцев", шовинисты, ксенофобы, рашийцы всякие не устают всех и всяких унижать, оскорблять со всякими ""западники", "чмо", "чурки", "лицо кавказкой национальности" и тд...
Chert > clorin
пост #20 / 14:27, 16 фев '10
Мне очень сложно Вам ответить если Вы видите всю ситуацию поверхностно. Неужели Вы думаете что, сша такой весь белый и пушистый, что он как представитель идеальной демократии пытается нам помочь, но у этих русских опять ничего не получается. Да ни одна страна в мире не заинтересовано иметь сильного соперника. Во внешней политике нет и никогда не будет друзей и сильное государство будет ставить палки в колёса всем кто захочет приблизиться к её уровню любыми способами. У развала СССР много причин в том числе и те которые называли Вы. Но работа по подрыву ценностей социализма велась в странах варшавского договора и со стороны сша и они сами это признают. Все хотели жить так же хорошо как и на западе. Ну и какая страна из бывшего союза которая вступила в нато или в евросоюз сейчас живёт лучше нас. Да никакая, они все находятся на субсидиях европы. Ну откололись и ладно нам легче. Но теперь стоит проблема как восстановить и укрепить нашу страну. Тут появляются различные общественные фонды и организации которые пытаются помогать. Половина из них хоть и имеют русское лицо а по факту финансируются сша. А фонд сораса который давал деньги в помощь всем предприятиям оборонки а в замен забирал все перспективные разработки СССР выкачивая за копейки знания нашей страны. Да есть товарищи и в нашей стране которые преследуют свои шкурные интересы перешагивая через все моральные нормы не спорю. Но отрицать то влияние и те цели запада по отношению к нам мне кажется глупо. Я не шизофреник и мне не мерещутся заговоры со всех сторон. И я не делаю выводы прочитав какую-нибудь статью. Мною анализируются много разных мнений, предположений и на их основании делаются свои выводы. Возможно они и не правы, да я буду только рад, но пока мне видеться это проблема именно так как я её изложил.
Romm
пост #21 / 00:58, 17 фев '10
Да, у Новой, Реформированной Российской армии будет, на ком продемонстрировать свою, неизмеримо выросшую с 91-го года, боевую мощь.
И на вооружение Грузии смотрим сквозь пальцы из тех же соображений - чтоб интересней воевать было - а то опять за полчаса роазбабахаем - и никакого кайфа.
drewni
пост #22 / 23:43, 16 мар '10
Если всё написанное верно,то складывающая ситуация настораживает.Ведь и в Тбилиси и в Вашингтоне прекрасно понимают, что Россия не собирается нападать на Грузию не при каких раскладах. Если бы Россия хотела свергнуть грузинский режим, то лучшим времнем как август 2008 года и не назовешь.Тогда зачем такая скорая на руку модернизация армии.Неужели в первый день Лондонской Олимпиады всё может повториться. Удручает ещё один момент. Когда во время Карибского кризиса советские корабли подходили к берегам Кубы с "ценным" грузом, то США костьми легли, но чтобы этого не допустить. У нас же практически под носом ВМФ США возит,привозит всё что хочет к берегам Грузии. Наши дипломаты хоть словом бы обмолвились.
djails
пост #23 / 03:01, 13 мая '10
Жаль что не смогу помочь грузинской армии.Надеюсь без меня справятся.