Разрешите сайту отправлять вам актуальную информацию.

09:58
Москва
29 марта ‘24, Пятница

Ливия ищет пути согласия

Опубликовано
Текст:
Понравилось?
Поделитесь с друзьями!

Ливия уже почти год находится в состоянии гражданской войны.

Еще в феврале 2014 года отставной генерал Халифа Хафтар, укрепившись на востоке страны в Бенгази, объявил о своем намерении вести борьбу за наведение порядка в стране, которая переживает постреволюционный военно-политический раздрай после событий 2011 года, в результате которых был свергнут режим Каддафи, а сам ливийский лидер был зверски убит в своем родном городе Сирте. 16 мая 2014 года генерал начал военную операцию «Честь Ливии», целью которой объявил «очищение Ливии от терроризма, бандитов, законопреступников» и утверждение принципов демократии. При этом Хафтар утверждал, что операция не является военным переворотом, и что армия не будет вмешиваться в политическую борьбу.

Воссозданная генералом Хафтаром Ливийская национальная армия, поддержанная другими окружными армейскими подразделениями, в основном на востоке страны, начала боевые действия против вооруженных экстремистских исламистских и других «революционных» организаций в Бенгази, столице ливийского востока и во многих других провинциях, включая столицу страны Триполи. Скорой победы генералу достичь не удалось, хотя в июне его сторонники одержали победу на всеобщих выборах в новый парламент – Палату представителей (ПП). Подавляющее большинство исламистских революционных группировок не признали выборы, а сама ПП была вынуждена перебазироваться из столицы страны Триполи на восток страны в Тобрук под прикрытие вооруженных сил генерала Хафтара.

После бегства ПП в Триполи продолжил действовать прежний парламент Всеобщий национальный конгресс (ВНК), который был поддержан различными политическими группировками, в основном исламистского толка. Вооруженные отряды исламистских организаций объявили военную операцию «Заря Ливии» против «контрреволюционеров», которыми стали называть сторонников генерала Халифы Хафтара.

В результате этого Ливия оказалась не только в состоянии гражданской войны между сторонниками «Чести Ливии», с одной стороны, и сторонниками «Зари Ливии», с другой, но в состоянии конституционного кризиса и политического двоевластия, когда каждый из двух законодательных органов создал еще и свое правительство. В начале ноября 2014 г. Конституционный суд Ливии под давлением вооруженных группировок исламистов в Триполи объявил о роспуске ПП, базирующегося в Тобруке, но реального воздействия на политическую ситуацию в стране это решение не возымело.

Ситуация в Ливии не могла оставить безучастными соседние арабские государства, а также западное сообщество. Позиция Арабского мира определяется в последние годы Аравийской шестеркой – Саудовской Аравией, Катаром, Кувейтом, Объединенными Арабскими Эмиратами, Оманом и Бахрейном, которые входят в состав Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАПГЗ). Несмотря на некоторые внутренние противоречия, связанные с их позицией по отношению к развитию событий в Ливии, эти богатейшие арабские страны стали поддерживать генерала Хафтара и находящуюся под его защитой ПП. Непосредственным исполнителем их политики в отношении Ливии можно считать Египет, который открыто оказывает помощь Халифе Хафтару. В недавно опубликованном докладе ООН сообщается, что, несмотря на эмбарго на поставки оружия в Ливию, Египет совместно с ОАЭ не только незаконно поставлял оружие и боеприпасы, но и передал несколько египетских боевых самолетов. Последним актом военного вмешательства Египта в дела Ливии стала авиационная бомбардировка позиций «Исламского государства» в Ливии, которые казнили 21 египетского христианина, оказавшихся у них в плену. Но пока односторонняя арабская помощь Хафтару не дала ему победу, а ситуация в стране не улучшилась.

В последнее время активизировалась посредническая миссия посланника ООН в Ливии Бернардино Леоне. Переговоры по ливийскому диалогу между представителями противоборствующих парламентов были проведены неоднократно, начиная с сентября 2014 г., в Ливии, Алжире, Швейцарии, но они не дали ощутимых результатов. За это время не только политическая ситуация, но и экономическое положение Ливии оказались на грани краха. Все это вынудило западные европейские страны проявить значительно больший интерес к тому, что происходит в Ливии. С одной стороны, в Европу в основном через Италию устремляется все больший поток ливийских беженцев и незаконных мигрантов, с другой стороны, многие европейские страны и их нефтяные компании задействованы в добыче нефти в Ливии, что объясняет стратегический и экономический интерес Европы к ситуации в этой североафриканской стране. Именно поэтому в последнем раунде переговоров по ливийскому диалогу, который начался 5 марта в марокканской столице Рабате, принимают участие послы Франции, Германии и Великобритании.

По результатам первого раунда этих переговоров Бернардино Леоне заявил, что достигнут значительный прогресс в решении политического кризиса и обеспечении мер безопасности в стране. Ливийские представители ПП и ВНП пришли к рамочному соглашению и консенсусу относительно принятия шагов по формированию правительства национального единства и прекращению состояния гражданской войны. По имеющимся сведениям, к 11 марта участники переговорного процесса после консультаций со своим руководством должны представить имена кандидатов для включения в состав нового объединенного правительства Ливии. К кандидатам выдвигаются определенные требования, согласно которым они не должны иметь иностранного гражданства и не должны входить в состав политических партий и организаций, в том числе и не быть действующими депутатами ПП и ВНП.

Очевидно, что подобный прогресс оказался возможным благодаря позиции Европейского Союза и определенных политических и экономических обещаний ряда европейских стран. Не случайно верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности Федерика Могерини на пресс-конференции в Латвии заявила, что европейские страны готовы направить в Ливию группу военных экспертов для наблюдения за прекращением огня и оказания помощи в налаживании внутреннего политического диалога. Однако все это будет зависеть от результативности дальнейших переговоров в Марокко.

Генштаб: Солдат-срочников весеннего призыва не направят на СВО
Реклама