Разрешите сайту отправлять вам актуальную информацию.

17:59
Москва
16 апреля ‘24, Вторник

Исламское Государство и политический ислам: птица Феникс современности

Опубликовано
Текст:
Понравилось?
Поделитесь с друзьями!

Мало кто станет отрицать, что современный политический ислам, или исламизм, возник не как некое утопическое учение, за которым не стоит ничего, кроме пустых мечтаний и схоластических рассуждений отдельных богословов или ученых.

Его появление и формирование связано с конкретными историческими, социально-политическими и экономическими реалиями, которые в течение десятилетий создавали условия для того, чтобы определенные слои людей, живущих в мире ислама, стали задумываться не только о духовной, потусторонней, культурной и этической составляющих религиозного учения, но и о насущных задачах их общественного бытия как единого сообщества мусульман, представляющих вторую по численности мировую религию.

В течение четырнадцати столетий мусульмане и созданные ими многочисленные и разнообразные государства занимали лидирующие места в глобальном мировом развитии. С Арабским мусульманским халифатом были вынуждены считаться и Карл Великий, и Папа Римский, и византийский император, и Чингиз хан, и правители Китая. Османская Империя была одной из крупнейших в мире вплоть до начала ХХ в. Последним наступательным прорывом мусульманского государства в сторону Запада был поход армии османского султана Мехмета Четвертого на столицу Австрии Вену в 1683 г.

С тех пор звезда Османской империи, правители которой носили на своей чалме символ мусульманского халифата, стал клониться к закату, а в 1924 году Мустафа Кемаль после кончины турецкого султаната объявил о ликвидации халифата как формы централизованного мусульманского государства. Кому-то могло показаться, что могучее мусульманское государство умерло навсегда, и на смену ему придут раздробленные национальные государства, в которых ислам будет представляться лишь в качестве культурно-бытовой стороны жизни разных племен и народов.

Но несколькими десятилетиями ранее в различных концах огромного мусульманского мира, который в 19 веке простирался от Атлантического до Индийского и Тихого океанов, стали возникать течения, нацеленные возродить былую славу мусульман, и не только в религиозно-культурном отношении, но и в политическом аспекте. О необходимости объединения мусульман под религиозными и политическими знаменами говорили уже в 19 веке Мухаммад Абдо (1849-1905) в Египте, Джамаль ад-Дин аль-Афгани (1839-1897) в Иране и Турции. После окончания Первой мировой войны самым сильным толчком к возникновению исламистских движений политического толка стал раздел территории бывшей Османской империи, Ирана, прилегающих к ним регионов, населенных мусульманами, и превращение их в сферы влияний наиболее могущественных не мусульманских государств, включая Англию, Францию, СССР и Китай, а позднее и США.

На карте огромного мусульманского мира были расчерчены словно бы по линейке границы новых государственных образований, каждое из которых оказалась сферой влияния или составной частью их новых хозяев. В целом, все мусульманские страны оказались на задворках социально-политического и экономического развития мирового сообщества, превратившись в жалкие колониальные придатки.

В этих условиях у народов различных мусульманских стран стало укрепляться чувство национального самосознания и стремление к независимости, и уже к середине 20 века многие из арабских и восточноазиатских мусульманских стран смогли получить фактическую независимость. Исламский фактор в этой борьбе сыграл лишь вспомогательную роль. Более того, деятельность некоторых исламистских организаций оказалась под запретом, что особенно ярко проявилось в Арабской Республике Египет, где была запрещена деятельность широко известного в мире религиозно-политического движения «Братьев-мусульман» (запрещенная в РФ организация), а многие его руководители, включая Хасана Аль-Банну и Сеййида Кутбу подверглись тюремному заключению и даже смертной казни.

Первым прорывом исламской идеологии во власть стала Иранская революция, во главе которой встал аятолла Хомейни. Находясь долгие годы в Европе в изгнании, он не порывал свои духовные связи с народом Ирана, который восстал против шахского режима династии Пехлеви. В новой Исламской Республике Иран к власти пришло мусульманское духовенство, которое возглавил Рахбар – Высший Руководитель, которому подчиняется президент страны, как глава исполнительной власти. Несмотря на то, что впервые во второй половине ХХ в. во главе мусульманской страны встало духовенство, большая часть мусульманского мира отнеслась к такой исламизации с прохладой и недоверием. Это связано прежде всего с тем, что Иран является шиитской страной, которая противостоит 90% мусульман мира, представляющих суннитский ислам.

Это идейное противоречие побуждало суннитское большинство продолжать поиски собственной самореализации в рамках политического ислама или исламизма. Сильнейшим толчком к активизации исламизма стало вторжение советских войск в Афганистан в декабре 1979 г. Несмотря на попытки советской пропагандисткой машины представить эту оккупацию как противодействие неоколониализму и американской угрозе, весь мусульманский мир осудил СССР, и более того, многие мусульмане отправились в Афганистан, чтобы непосредственно участвовать в боевых действиях и заодно возродить славу и честь ислама в мире. Афганистан стал плацдармом практической реализации разнообразных теорий политического ислама, которые были разработаны его прежними идеологами, включая Ибн Таймию, Мухаммада ибн Абд аль-Ваххаба, Хасана аль-Банну, Абу аль-Аля аль-Маудуди и др.

Молодой бизнесмен из богатой саудовской семьи Усама Бен Ладен в конце 80-х гг. прошлого века не только возглавил борьбу мусульманского интернационала против советской оккупации, но и создал первую в новейшее время международную военно-политическую исламистскую организацию «Аль-Каида» (запрещена в РФ), которая стала вести свою деятельность с применением террористических методов под исламистскими и джихадистскими лозунгами во всем мире, включая Россию, Европу и США. «Аль-Каида» стояла во главе международного исламизма вплоть до гибели ее лидера Бен Ладена в 2011 г., и в ее фарватере следовали и чеченские сепаратисты, и иракские сунниты после вторжения США в Ирак, и афганский «Талибан» (запрещенная в РФ организация). Ни одному из этих движений не удалось дойти до этапа создания самостоятельно функционирующего исламского государства.

Новая волна подъема политического ислама связана с Арабской весной, разразившейся с 2011 года в целом ряде арабских стран, включая Египет, Сирию, Йемен, Тунис, Ливию и др. Политическая нестабильность, экономические проблемы, коррупция, тоталитаризм побудили многих молодых арабов выйти на улицу и взяться за оружие, чтобы свергнуть застарелых диктаторов, и среди них было очень много тех, кто горел идеями исламизма. Приход к власти в Египте «Братьев-мусульман» и их представителя Мухаммада Мурси, возникновение исламистских анклавов в Ливии, подъем движения шиитов-хуситов в Йемене, наконец, объявление о создании нового Халифата под названием «Исламское государство» (запрещено в РФ) на территории Сирии и Ирака, казалось бы, создали возможности для глобального возрождения нового исламского государства.

Но все эти проявления оказались не способными к долгому существованию. Президент Египта Мурси был свергнут через год после избрания, чеченские сепаратисты и «Талибан» уже не претендуют на установление собственной власти, а «Исламское государство» доживает свои последние месяцы, чтобы кануть в лета после освобождения Мосула и Ракки. И тем не менее, сама идея создания нового исламского государства будет еще много раз возрождаться в разнообразных формах, на разных территориях, а сам феномен требует внимательного подхода и серьезного анализа, поскольку мечта более чем полутора миллиардов мусульман Земного шара о собственном государстве сохраняет свою силу и будет искать свою реализацию еще в течение долгого времени.

Даванков обратился в Верховный суд за разъяснением о штрафах за лайки в Сети
Реклама