После 1 января 2010 года, когда на всей территории России заработают суды присяжных, смертную казнь назначать все равно будет нельзя. Такое решение вынес Конституционный суд. Запрет исключительной меры наказания вынесен навсегда.
Смертная казнь в России не может применяться после 1 января 2010 года. Такое решение вынес Конституционный суд России, сославшись на ряд международных норм. Как сообщили Infox.ru в пресс-службе суда, речь идет не о продлении моратория, а о запрете исключительной меры наказания вообще.
«Конституционный суд запретил как назначать, так и применять смертную казнь на территории Российской Федерации», -- сказали в пресс-службе.
«Российская Федерация связана обязательством не предпринимать действий, которые искажают суть протокола № 6 (Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. -- Infox.ru), пока она официально не выразит свое намерение не быть его участником. Поэтому Россия с 16 апреля 1997 года не может ни назначать наказание в виде смертной казни, ни исполнять его», -- говорится в постановлении Конституционного суда.
Смертная казнь в России не может применяться после 1 января 2010 года. Такое решение вынес Конституционный суд России, сославшись на ряд международных норм. Как сообщили Infox.ru в пресс-службе суда, речь идет не о продлении моратория, а о запрете исключительной меры наказания вообще.
«Конституционный суд запретил как назначать, так и применять смертную казнь на территории Российской Федерации», -- сказали в пресс-службе.
«Российская Федерация связана обязательством не предпринимать действий, которые искажают суть протокола № 6 (Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. -- Infox.ru), пока она официально не выразит свое намерение не быть его участником. Поэтому Россия с 16 апреля 1997 года не может ни назначать наказание в виде смертной казни, ни исполнять его», -- говорится в постановлении Конституционного суда.
В нем отмечается, что мораторий на смертную казнь действует на территории России в течение десяти лет. «За это время сформировались устойчивые гарантии права не быть подвергнутым смертной казни и сложился легитимный конституционно-правовой режим, в рамках которого с учетом международно-правовой тенденции и обязательств, взятых на себя Россией, происходит необратимый процесс, направленный на отмену смертной казни как исключительной меры наказания, носящей временный характер и рассчитанной лишь на некоторый переходный период», -- считает КС.
«Поэтому введение 1 января 2010 года суда присяжных на всей территории Российской Федерации не создает возможность назначения смертной казни», -- заключает он.
История вопроса
Мораторий на смертную казнь был введен десять лет назад до того времени, пока в России не начнут работать суды присяжных. В резолютивной части постановления Конституционного суда от 2 февраля 1999 года говорилось, что до введения в действие возможности рассмотрения дела судом с участием присяжных заседателей «эта исключительная мера наказания назначаться не может».
В настоящее время единственным российским регионом, где институт присяжных заседателей не функционирует, является Чечня. В этой республике суд присяжных вводится в действие с 1 января 2010 года. Таким образом, формальные препятствия для назначения смертной казни отпадают.
В то же время ранее Россия подписала протокол № 6 к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод относительно отмены смертной казни. В нем говорится, что в мирное время никто не может быть приговорен к смертной казни или казнен. Этот протокол до настоящего времени Москвой не ратифицирован, однако от участия в нем она не отказалась.
Неоднозначное мнение о возможности назначения после 1 января 2010 года смертной казни породил у юристов также и текст Конституции. В ней в ч. 2 ст. 20 говорится, что смертная казнь применяется впредь до ее отмены, то есть указывается на временный характер назначения этой меры.
В настоящее время в России существует пять составов преступлений, за которые возможен приговор в виде смертной казни. Это п. 2 ст. 105 (убийство при отягчающих вину обстоятельствах), ст. 277 (посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля), ст. 295 (попытка лишить жизни лицо, осуществляющее правосудие или предварительное расследование), ст. 317 (посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа) и ст. 357 (геноцид) УК России.
Ранее против смертной казни выступили многие политики и общественные деятели, в том числе президент России Дмитрий Медведев. По его словам, уголовное наказание должно быть «современным, а не средневековым».
КОММЕНТАРИИ (18)
wulf
пост #1 / 11:18, 19 ноя '09
Зря...Вопрос о смертной казни это вопрос не отношения к преступнику,это вопрос отношения к родным и близким погибших и замученных,отмена смертной казни это плевок в их сторону,все остальное полит.коньюктура.
Vsevolod > wulf
пост #2 / 11:25, 19 ноя '09
а я не хочу, чтоб от имени меня (я ж народ) убивали людей. любых. это эмоции все. пусть мучаются в тюрьме
wulf > Vsevolod
пост #3 / 11:35, 19 ноя '09
Вот пусть и проведут всенародный референдум,каждый имеет право на СВОЕ МНЕНИЕ.
СергейНиколаевич
пост #4 / 12:22, 19 ноя '09
зря
123qaz
пост #5 / 13:58, 19 ноя '09
Да нормально все! У нас богатая страна и богатый народ, что бы кормить убийц наших детей!
IgorT > wulf
пост #7 / 14:18, 19 ноя '09
Не надо забывать, что помимо реальных преступников, которые заслуживают смертной казни за содеянное, в нашей стране все еще носит достаточно массовый характер "выбивание" признаний под пытками, "подлог" улик и "плановое" повышение раскрытия т.н. "висяков". Когда Вас несколько дней в ментовке помнут-попинают, с надеванием пластикового пакета на голову и т.п.(не дай Вам бог, конечно) - посмотрел бы, насколько "плевком" Вам показался бы этот запрет. Пока у большей массы населения нет реальных механизмов защиты от подобного милицейского беспредела, о применении смертной казни говорить по меньшей мере не серьезно. Пока в нашем обществе будет сохраняться хотя бы малейшая возможность того, что невинного человека могут "наказать" смертной казнью, неэтичность существования высшей меры в разы перевешивает неэтичность по отношению к родственникам жертв.
Похоже, что здравый смысл все же берет верх над звериными инстинктами в нашем обществе. Хотя, как известно, звери в отличии от людей не мстительны...
wulf > IgorT
пост #8 / 14:43, 19 ноя '09
Эмоции все это.
wulf > IgorT
пост #9 / 14:47, 19 ноя '09
Эмоции все это.Причем эмоции ничего не понимающего в вопросе человека.Вы мне не интересны.
Vsevolod > wulf
пост #10 / 14:54, 19 ноя '09
мне кажется, нельзя и все тут. ясное дело, что каждый на эмоциях. а вы хотели бы, чтобы вашего ребенка/отца/мужа/жену убили от имени вас же?
tolya > Vsevolod
пост #11 / 15:01, 19 ноя '09
А ты согласен платить им за содержание всю жизнь? А ты можешь гарантировать, что через какое-то время они не выйдут на свободу и вновь начнут убивать с ещё большей жестокостью? Нет.... Ну а чего тогда возражаешь! Наше общество не готово содержать их пожизненно!
tolya > IgorT
пост #12 / 15:04, 19 ноя '09
Не преувеличивай! Смертную казнь всё равно не сразу проводят. Есть время на апелляцию. В сомнительных случаях этот срок можно увеличить значительно! Так что не вижу проблем!
Vsevolod > tolya
пост #13 / 15:05, 19 ноя '09
согласен. лишь бы не убивать и лишь бы обеспечить жизнь моим близким, если вдруг что.
IgorT > wulf
пост #14 / 15:46, 19 ноя '09
Скажите нечто подобное например родственникам человека, которого в свое время казнили вместо Чикатилло, как добились его признания тоже уже известно...
wulf > IgorT
пост #15 / 16:01, 19 ноя '09
Ещё раз убедили меня в полном незнании вопроса.Все казненные по делу Чикотилло были виновны в других убийствах.То что система их "развела" в полном бессилии найти чикатилло,это совсем другой вопрос.Надо повышать эффективность правоохранительной системы,а не убийц отмазывать.С Вами действительно неинтересно.
tolya > Vsevolod
пост #16 / 21:40, 19 ноя '09
А другие нет... Спроси у них. Я например не хочу! Впрочем за нас уже всё решили!
RomaSHka > IgorT
пост #17 / 11:24, 2 дек '09
Да, звери в отличие от людей не мстительны, но, как Вы знаете, в жизни действует закон выживания сильнейших... Тот, кто сильнее, тот и выживает... Если ты не сумел доказать свою невиновность, прости, смертная казнь тебе непротивоказанна. Я считаю, что смертная казнь необходима в наше неспокойное время. Ведь психически нездоровых очень много в нашей и других странах... А эта болезнь, к сожалению, передается по-наследству... И надо искоренять тех, кто склонен к психическим и маниакальным заболеваниям...
IgorT > RomaSHka
пост #18 / 12:05, 2 дек '09
****...Тот, кто сильнее, тот и выживает...****
Мы - не звери, мы людское сообщество, постоянно самосовершенствующееся сообщество. Сообщество, которое отходит от принципов выживания за счет уничтожения слабых сильными, это называется процессом "цивилизации"
*****...Если ты не сумел доказать свою невиновность, прости, смертная казнь тебе непротивоказанна....****
О презумпции невиновности только не забывайте!
****...Я считаю, что смертная казнь необходима в наше неспокойное время....****
Это тупиковый путь для развитии цивилизации, наличие такой меры наказания. И от ее существования психически нездоровых людей не станет меньше, скорее наоборот...
***...И надо искоренять тех, кто склонен к психическим и маниакальным заболеваниям...****
Надо, но не смертной казнью, а лечением. Посмотрите в словарях значение слова "цивилизация"(общества), похоже этот термин стал приобретать какие то искаженные трактовки.
RomaSHka > IgorT
пост #19 / 12:15, 2 дек '09
Знаете, если пользоваться только термином "цивилизация", мы далеко не уйдем. А психические болезни, к сожалению, неизлечимы... Но "выживание сильных" далеко не тупиковый период нашей жизни. Хотя мы и хотим уйти от ранних трактаций наших ученых, но (как мне кажется) они правы... Лучше уж пусть выживут сильнейшие, чем те, которые располагают какими-либо материальными благами...