Включить в печать
опубликовано 12 фев ‘10 17:11

Правительство выводит бюджетников на рынок услуг

текст: Наталья Вельк/Infox.ru
Госдума, несмотря на протесты парламентской оппозиции, одобрила перевод госучреждений на кардинально новую систему финансирования. С 2011 года детсады, школы, вузы, библиотеки и прочие бюджетные организации выйдут на рынок сферы услуг со всеми вытекающими из этого последствиями. Бюджетникам предстоит борьба за госзаказ и поиски дополнительных источников финансирования.

В пятницу Госдума проголосовала в первом чтении за «внесение изменений в некоторые законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений». За скромным названием правительственного законопроекта оппозиция увидела кардинальную реформу всей системы бюджетных учреждений. Суть совершенствования в том, что существующие бюджетные учреждения будут поделены на два типа. Одни наделяются большей самостоятельностью, но при этом, по сути, лишаются постоянного бюджетного финансирования. Другие финансируются по смете, но все самостоятельные заработки отдают в бюджет.

Разработчики необходимость такой реорганизации объясняют следующими мотивами. С точки зрения правительства, сегодня государство содержит бюджетные учреждения вне зависимости от объема и качества предоставляемых ими услуг. Сметное финансирование не дает стимулов для того, чтобы стремиться работать эффективно.

По данным авторов законопроекта, «большинство бюджетных учреждений уже включены в хозяйственный оборот и получают достаточно высокие доходы от деятельности». Такие бюджетные учреждения -- а это касается главным образом сферы образования, здравоохранения, науки и культуры -- предполагается с 1 января 2011 года перевести со сметного финансирования на субсидии в рамках выполнения госзадания. При этом доходами от своей деятельности и имуществом (за исключением так называемого «особо ценного») они смогут распоряжаться самостоятельно.

В пятницу Госдума проголосовала в первом чтении за «внесение изменений в некоторые законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений». За скромным названием правительственного законопроекта оппозиция увидела кардинальную реформу всей системы бюджетных учреждений. Суть совершенствования в том, что существующие бюджетные учреждения будут поделены на два типа. Одни наделяются большей самостоятельностью, но при этом, по сути, лишаются постоянного бюджетного финансирования. Другие финансируются по смете, но все самостоятельные заработки отдают в бюджет.

Разработчики необходимость такой реорганизации объясняют следующими мотивами. С точки зрения правительства, сегодня государство содержит бюджетные учреждения вне зависимости от объема и качества предоставляемых ими услуг. Сметное финансирование не дает стимулов для того, чтобы стремиться работать эффективно.

По данным авторов законопроекта, «большинство бюджетных учреждений уже включены в хозяйственный оборот и получают достаточно высокие доходы от деятельности». Такие бюджетные учреждения -- а это касается главным образом сферы образования, здравоохранения, науки и культуры -- предполагается с 1 января 2011 года перевести со сметного финансирования на субсидии в рамках выполнения госзадания. При этом доходами от своей деятельности и имуществом (за исключением так называемого «особо ценного») они смогут распоряжаться самостоятельно.

В похожем положении сейчас находятся так называемые автономные организации. Но их немного. За более чем два года, прошедших со времени вступления в силу закона «Об автономных учреждениях», получить этот статус изъявили желание только четыре федеральных организации. По мнению авторов законопроекта, причина -- в сложностях процедуры. По мнению коммунистов -- в том, «что руководители бюджетных организаций оказались умнее, чем о них думали».

Второй тип бюджетных учреждений получит название казенных и останется на смете. Как пояснила представитель правительства Татьяна Нестеренко, это будут организации, связанные с вопросами безопасности, и психиатрические больницы, то есть те, для которых трудно сформулировать госзадание.

Видимо, ожидая резонанса, авторы законопроекта с самого начала постарались не привлекать к нему нежелательного внимания. В нижнюю палату парламента документ был внесен за день до Нового года, 30 декабря, а в повестку пятничного пленарного заседания попал буквально накануне: соответствующее решение совет Думы принял в четверг, и на подготовку к битве у оппозиции была одна ночь.

Тем не менее КПРФ успела запастись аргументами и за полчаса до рассмотрения вопроса собрала экстренный брифинг. «У «Единой России» нулевая чувствительность к обострению ситуации. Принятие этой без преувеличения политической реформы грозит социальной нестабильностью и, вполне вероятно, студенческими волнениями», -- предрекли коммунисты. Они считают, что от реорганизации системы бюджетных учреждений пострадают миллионы граждан.

Бюджетные учреждения -- это более 25 тыс. организаций федерального уровня и свыше 300 тыс. регионального и местного. В их числе -- школы, вузы, детские сады, поликлиники. Подавляющая их часть получит статус тех самых «бюджетных с расширенным объемом прав». Коммунисты уверены, что, лишившись сметного финансирования, они вынуждены будут подвергнуться «полной коммерциализации». «Основные деньги придется зарабатывать самостоятельно. Угадайте с трех раз, за чей счет», -- предложил сначала журналистам, а потом и коллегам депутат от КПРФ Олег Смолин.

Тему развили справороссы, усомнившись в том, что бюджетные, а по факту уже коммерческие организации гарантированно получат госзадание. «Варьированием госзадания при желании можно любого довести до банкротства», -- предупредила депутатов Оксана Дмитриева (фракция «Справедливая Россия»). Не лучше перспектива и у другой группы -- казенных учреждений. Оставшись исключительно на сметном финансировании, они «обречены на нищенское существование», считают в КПРФ.

Настоящий смысл предстоящих изменений коммунисты проиллюстрировали на примере высшего образования. «Оперативным путем» фракция получила в распоряжение служебную записку от Рособразования министру образования и науки Андрею Фурсенко. В документе изложена «Программа развития сети подведомственных высших учебных заведений». Согласно бумаге, количество вузов в 2010-2011 годах планируется сократить примерно на сотню: с 344 до 230-350. Сильнее других это коснется педагогических вузов: они в виде факультетов и филиалов будут включены в структуру классических университетов.

Проанализировав таблицу «укрупнения», коммунисты пришли к выводу, что она составлялась «под каких-то конкретных лиц». Во фракции не видят иных объяснений таких фактов, как, например, присоединение к Всероссийскому заочному финансово-экономическому институту очного и вполне успешного Московского госуниверситета экономики, статистики и информатики (МЭСИ). Или назначение региональным центром педагогического образования Новосибирского архитектурно-строительного университета.

«Следующая стадия -- объединение хирургов и электросварщиков. Будем готовить слесарей-сантехников, как говорил Жванецкий», -- возмущается Олег Смолин. «Мы тут только образование затронули, потому что у нас этот документ оказался. Можно предположить, что нечто подобное будет и с медициной, с музеями, с библиотеками», -- дополнил однопартийца вице-спикер Госдумы Иван Мельников.

Фракция КПРФ категорически отказалась голосовать за законопроект. Срочным внесением в повестку дня не удалось сбить с толку и другую оппозицию. Справороссы тоже документ не поддержали, а ЛДПР применила свой испытанный прием: не голосовала вовсе. Но 315 голосов «Единой России» вполне хватило, чтобы законопроект успешно преодолел первое чтение.

КОММЕНТАРИИ (22)
Smirnoff
пост #1 / 18:20, 12 фев '10
Очередное твАрение наших "законотворцев" из рубрики «надо хоть как-то сотвАрить».
профи
пост #2 / 20:25, 12 фев '10
Это "решение" необходимо для того, чтобы узаконить существующие "поборы" в детсадах, школах, больницах и т.д. Мы и так финансируем все эти учреждения своими налогами - теперь придется еще и платить. Так не проще ли тогда просто честно заявить, что бесплатных государственных учреждений уже не будет и перевести их все на коммерческую основу, а параллельно снизить нам, налогопоательщикам, налоги на величину содержания всей этой "нагрузки". Возможно тогда у нас появились бы дополнительные деньги на оплату их услуг.
Но у ЕДРосов не хватает ума и мужества на такие решения.
radeon3850 > профи
пост #4 / 20:43, 12 фев '10
Анализируя все предшествующие законопроекты,которые протащила ЕДРО можно сделать вывод о том, что не только им ума и мужества не хватает, речь идет просто об антинародной деятельности. Согласен с предыдущем комментарием. Хотел бы добавить то, что как раз-таки являюсь студентом МЭСИ. По уровню оснащенности оборудованием,ОС, по уровню информатизации он является без преувеличения лучшим ВУЗом не только Москвы, но и в целом России. Качество образования, возможно, отстаёт от МГУ, ВШЭ, МГИМО и т.п., но находится на высоком уровне. Исходя из всего этого новость об объединении с ВЗФЭИ просто повергла меня в глубокое уныние. Это слияние можно сравнить разве что укреплением ПЕДа за счет МГУ.Если так дальше пойдет, то мы просто останемся без я уж не говорю конкурентоспособной системой образования, мы останемся вообще без какой-либо системы.Это не единичный случай такого кощунства. Слышал так же о реформах в других известных государственных ВУЗах.
agrariy273
пост #5 / 21:01, 12 фев '10
Вот в прошлый раз голосовал за КПРФ, хоть и терпеть не могк коммуняк. Просто чтоб хоть кто-то был против этих "едеростов" в думе. И ведь опять проголосую за красных. Другой альтернативы-то нет.
профи > radeon3850
пост #6 / 21:40, 12 фев '10
Этой "власти" не нужны образованные люди. Для того, чтобы обслуживать нефте и газопроводы люди с хорошим и качественным образованием не нужны - достаточно средне-технического.
Образованные люди неудобны тем, что они умеют думать, анализировать и делать свои выводы - неконтролируемые выводы! Образованные люди не предсказуемы и плохо поддаются контролю. Еще менее управляемыми являются образованные и богатые люди, а нынешним виниПУхам нужна предсказуемость и покорность. Им нужно хорошо управляемое "стадо". Какое "стадо" им нужно - хорошо видно на каждом съезде ЕДР[удалено модератором] .
Идеальным объектом для манипуляций являются малообразованные, посредственные умом и нищие люди. это и есть, я так понимаю, идеальный портрет "нового россиянина" ПУтинского образца. Вот к этому, похоже, все и идет.
radeon3850 > профи
пост #7 / 22:08, 12 фев '10
Проблема еще и в том, что недовольство растет и такая обстановка просто взрывоопасна, мне бы очень не хотелось повторения начала 90-х.
proektant
пост #8 / 01:45, 13 фев '10
И это назвали совершенствованием правового положения государственных учреждений. Ахинея какая-то.

Перевожу на народный язык. Если раньше государство должно было платить муниципальным организациям, то теперь последние должны будут выпрашивать денежку. Почему бы тогда не предложить партии "Единая Россия" проголосовать сразу ещё и за правовое усовершенствование Российской Армии. У них тоже появится стимул работать эффективней.

Что означает пожелание работать эффективно? Как замерить КОЭФФИЦИЕНТ полезного действия человека? Учитель по высшей математике не смог объяснить студентам матрицу? Или врач не смог вылечить простуду? А если в роддом не приезжают молодые мамы рожать, его тоже переводить на коммерческие услуги? И если у первого, второго и третьего не будет посетителей, то они закрываются и идут сажать картошку с натуральным хозяйством или воровать и грабить. Или поменять профессию? Т.е. преподавателей, врачей и детей у нас не будет? Где логика?

И вообще, если институты, школы, садики, больницы будут оказывать коммерческие услуги, тогда на что платить налоги? Если все предприятия частные в стране, а бюджетники станут самоокупаемы, тогда куда будут уходить деньги? На содержание милиции? Тогда давайте и её сделаем самодостаточной, позволим оказывать коммерческие услуги. Ах да, надо же ещё государственный аппарат страны содержать. Позвольте, а зачем нам этот аппарат, если он не занимается регулированием и управлением, а предоставляет всем управляться самим. Может, защищает интересы Родины от аппетитов иностранцев? Тогда можно налоги и оставить. А лучше даже их повысить, чтобы ещё больше с народа собрать. Госаппарату же нужны деньги - как без денег она сможет понижать демографию страны и дальше, увеличивая только темпы вымирания и ослабления страны, предоставляя свободу действиям и фантазиям ненасытных западных капиталистов. Закон сохранения - если где-то что-то прибудет, значит, где-то это и убудет.

Демократия, свобода... А я говорю, что зависимость от денег - это отсутствие свободы! Государство за образование и здравоохранение будет платить, но и будет их танцевать!... а других доить до последней капли пота. Ведь написано, что деньгами бюджетники смогут распоряжаться, но мааленькими. А крупные суммы в доход государства. Что-то у меня в мозгу замкнуло и вопрос не стирается из памяти: "В чем совершенствование?" Совершенствуется новый способ изъятия денег у людей? Ведь государству будут выгодны только коммерческие проекты.
профи > proektant
пост #9 / 13:10, 13 фев '10
Все достаточно предсказуемо. Сами ЕДРосы не способны эффективно и системно развивать эти сферы, а раз так, то они, как у них заведено, пустили все на самотек. При этом они даже не подумали о том, что бюджетники, в большинстве своем, не смогут стать эффективными бизнесменами - менталитет не тот, знаний и умений нет. Основная тактика нынешних властей - снять с себя всю ответственность и забыть о проблеме.
Встрепенутся только тогда, когда в лоб от населения получат. Вот тогда начнут тушить "пожары".
профи > radeon3850
пост #10 / 13:14, 13 фев '10
А Вы не бойтесь. Это, скорее всего уже неизбежно. Только выберите себе правильную сторону, чтобы быть в ладах с совестью.
radeon3850 > профи
пост #11 / 13:19, 13 фев '10
Я не говорил что боюсь, я говорил мне бы этого не хотелось. А по поводу стороны спасибо за совет. Я уверен что она будет чиста, чего и всем советую.
stranniks
пост #12 / 15:20, 13 фев '10
О чем спор ребята. Цитата: "Евросоюз оперативно откликнулся на призыв президента России Дмитрия Медведева о необходимости модернизации России. Как стало известно газете «Коммерсантъ», Еврокомиссия разработала и уже передала властям России свой проект программы под названием «Партнерство для модернизации».

Идея подготовить такую программу обсуждалась в ноябре прошлого года на саммите Россия—ЕС в Стокгольме, рассказал изданию постпред России при ЕС Владимир Чижов. На саммите глава Еврокомиссии Жозе Мануэл Баррозу похвалил статью Медведева «Россия, вперед!» и предложил оказать посильную помощь со стороны Евросоюза.

Обе стороны пока предпочитают держать проект в секрете, хотя бумага уже вовсю обсуждается в российских министерствах и ведомствах."

А вы спорите о том, как будет плохо. Все решено. Как говориться в знаменитой книге 12 стульев, заграница нам поможет, жаль только, что не один едрос не задумался, а надо ли это нашему народу, и какая х... из этого получится...
Smirnoff > профи
пост #13 / 17:20, 13 фев '10
Говорите перевести на ком. Основу.
Давайте подумаем……..
Ком. Садик в моем городе стоит 15 000 руб.\\месяц. На 1 ребенка.
Ипотека (в основном у тех, кто и имеет детей) процентов у 40, возьмем средненько 15 000 руб.
Месяц.
Кредит на машину то же процентов 40, возьмем по минимуму 6 000 руб.\\месяц.
Итого = 36 000 руб.\\месяц (очень уменьшено)
Если детей 2 или 3………………….
Еще квартплата + еда+обсл. Автомобиля ++++++++++++
При этом средняя зарплата не более 15 000 руб.\\месяц. (примерно 70% населения города).
Вы что, издеваетесь? На какую ком. Основу?
Smirnoff > proektant
пост #14 / 17:37, 13 фев '10
Ха!
Роддомы уже перевели на ком.основу. Только в данном случае оплата идет так-же от государства в виде «Родовых сертификатов». Да работать стали лучше, но проблему это не решило.
МВД уже давно оказывает ком.услуги!
Помню как то по ТВ смотрел передачу, там один чиновник говорил : «Денег могли бы и выделить, но не дойдут они по назначению. Поэтому и не выделяем!».
И интересно кто голосует за таких вот «законотворцев»? Самим не надоело?
Хотя за кого голосовать. В России как то издревне сложилось : Говори что хотят, делай чтоб тебе было хорошо.
Нужна не эта видимость законодательной работы.
Нужен закон, который позволит РЕАЛЬНО контролировать работу этих «творческих» людей.
Нужна возможность не раз в 4 (или уже 5 ???) лет отказываться от неэффективной политики, а возможность быстрого реагирования .
Вот какие законы нужны!
А не эта видимость «мозговой работы или творческого полета».
Этот закон бред! Никак нельзя дать им его провести !!!
Может кто подскажет как?
radeon3850 > stranniks
пост #15 / 19:25, 13 фев '10
Слышал я и об этом. Вернее в новостях смотрел, при чем на государственном канале. Дело не в самом только споре. Дело в обсуждении вопроса и обмена мнениями. Нетрудно сделать вывод что мнения у нас у всех совпадают. Для меня остается нерешенным только 1 вопрос: Почему это все происходит так открыто ( например, та же публичная помощь Евросоюза в модернизации нашей страны=), что само по себе смешно)?Ведь преемственность поколений не нарушена, образование, культура, нравственность и мировоззрение общества в целом пока не разрушена.Неужели в верхах думают что мы не понимаем, что происходит?Или наглости и бесстыдству нет никакого предела?!
radeon3850 > Smirnoff
пост #16 / 19:33, 13 фев '10
Ты знаешь по моему не придумано более эффективной формы народного протеста чем митинги и шествия. НО...аж смешно.....после того, как первый раз прочитал эту новость сразу же на ином новостном портале наткнулся на следующее:"МВД велело милиционерам готовиться к народным волнениям. Милиция должна готовиться к росту числа акций протеста в РФ в связи с "текущей экономической ситуацией в стране". Об этом заявил первый замминистра внутренних дел РФ Михаил Суходольский на совещании с руководителями департаментов и региональных подразделений МВД РФ. Слова чиновника передает....." Вот такие дела.

Но, что касается как не дать его провести.Своим комментарием ты уже этому способствуешь. Существуют разные всевозможные организации, которые изучают общественное мнение, в том числе путем изучения интернет пространства. Вот так.
stranniks > radeon3850
пост #17 / 20:52, 13 фев '10
Именно, уважаемый, в верхах забыли, что такое стыд, честь и совесть. Как сказал Верещагин, в одном из известных фильмов: "За державу обидно".
профи > Smirnoff
пост #18 / 21:22, 13 фев '10
Я пишу о том, что существующая система финансирования крайне удобна бюджетникам и крайне невыгодна налогоплательщикам. Вы через свои налоги и налоги вашего работодателя уже оплатили услуги этих учреждений и, при этом, с Вас еще берут дополнительную плату за то, что Вами уже оплачено. Налоги с предприятий на содержание всей этой системы крайне высокие и из-за них Вам платят значительно меньше, чем должны были бы платить. По моим расчетам, если убрать эту налоговую нагрузку, Вы получали бы минимум в два раза больше, чем получаете сейчас.
Судя по приведенному Вами примеру, он относится к человеку, который хочет получить все и сразу и живет в кредит. Это порочная практика. Я называю это "потребл..во". Даже американцы с их доходами, использовавшие этот образ жизни, превратились в банкротов. и это при том, что у них ставка по кредиту составляет 3-4% годовых.У меня много знакомых, которые исповедовали этот образ жизни, сейчас находятся в очень тяжелом мат. положении. Вам любой консультант по планированию бюджетов скажет, что кредитная нагрузка не должна превышать половину ваших доходов. Жить в россии в кредит - это экономическое самоубийство.
proektant
пост #19 / 23:41, 13 фев '10
Теперь мне понятно, за какую партию надо голосовать на выборах. За антизападную.
nitka > профи
пост #20 / 12:48, 15 апр '10
"Жить в россии в кредит - это экономическое самоубийство...". Подобные рассуждения действительно разумны, однако жить семьей в маленькой комнате в общежитии с общей кухней - это тоже один из видов самоубийства. Складывается впечатление, что потребл-вом в нашей стране уже считается не бесконечная погоня за машинами и шмотками, а желание воспитывать ребенка и кушать вовремя...
профи > nitka
пост #21 / 13:11, 15 апр '10
Уважамая.
Вот в этом и заключается основная дилемма - желания часто не соответствуют возможностям. При этом, многие люди, потакая своим желаниям, попадают в финансовое рабство на всю жизнь. Желания мне ваши понятны, ведь у меня, в свое время, были точно такие-же, только я сначала создал себе финансовую и жилищную базу, а потом уже эти свои желания осуществил, кроме этого я достаточно финансово образован, чтобы не попадать в кредитную ловушку. А вам, к сожалению, придется выбирать - либо кушать вовремя, либо иметь возможность воспитывать ребенка, либо стараться резко повышать свои доходы (что с воспитанием детей очень плохо совмещается), либо просно найти клад или получить наследство.

С уважением.
nitka > профи
пост #22 / 15:25, 15 апр '10
К счастью, выбирать не приходится - свой клад в виде хорошего образования и семьи я нашла. Однако, в нашем государстве, ни финансовая образованность, ни наследство не гарантируют постоянного уровня доходов и банальной уверенности в завтрашнем дне. Что и подтверждает обсуждаемая тема: "вывод" бюджетных организаций на рынок услуг скорее всего приведет к тому, что большинство таких организаций не выживет - со всеми вытекающими последствиями и для бюджетников, и для тех, кто ранее пользовался их услугами бесплатно.
профи > nitka
пост #23 / 14:35, 16 апр '10
В плане уверенности я с Вами абсолютно согласен! Ее нет и , скорее всего, не предвидится в ближайшей перспективе - такова политика нашего государства.
Бюджетники будут поставлены в крайне невыгодные условия, ведь коммерция - это не их стихия и многие из них просто раззорятся.
Еще больше проблем будет у нас, у конечных потребителей. Налоги мы с вами будем платить такие-же, а вот услуг на них мы будем получать гораздо меньше.
Но разве наших чиновников это волнует? Когда их волновали проблемы тех, кто их кормит?