Ученые отказываются писать школьный учебник по основам светской этики для Минобрнауки. Работа по созданию книги поставила ведущих этиков России перед моральным выбором: идти на поводу у министерства и конфессий или соответствовать нормам профессиональной этики. В итоге эксперимент, стартующий уже в апреле, остается без единственного по-настоящему светского модуля.
Основные российские конфессии, участвующие в написании учебников для экспериментального школьного курса «Основы религиозных культур и светской этики», уже подготовили свои книги для учеников 4-5-х классов. В то же время учебника по одному из шести равноценных модулей курса -- «Основам светской этики» -- до сих пор не существует ни на бумаге, ни в проекте. Более того, в минувшую среду от написания такого учебника по заказу Минобрнауки отказался еще один автор, на которого рассчитывали чиновники, -- заведующий кафедрой этики философского факультета Санкт-Петербургского государственного университета Вадим Перов.
О причинах этого решения ученый рассказал Infox.ru через несколько минут после того, как отправил соответствующее официальное письмо в Минобрнауки.
«8 декабря от нас потребовали написать учебник для школы, -- рассказал Перов. -- И представить готовый учебник мы должны были уже 15 декабря. Это учитывая, что по другим блокам учебники разрабатывались с августа. Мы пытались отказаться». Ученых не устраивали не только сроки, но и сама идея преподавания основ светской этики детям. «Это не тот возраст, когда можно этому учить, -- пояснил собеседник Infox.ru. -- 4-5-й класс -- это как раз то время, когда ребенка можно задавить религиозным авторитетом. А светскую этику в этом возрасте преподавать нельзя». По данным Перова, все -- и международные и российские -- исследования, посвященные становлению морального сознания, говорят, что по оптимистическим прогнозам изучение вопросов этики можно начинать с 14-15 лет. «А вот навязать авторитарную точку зрения религиозную -- это можно», -- уточнил ученый.
Основные российские конфессии, участвующие в написании учебников для экспериментального школьного курса «Основы религиозных культур и светской этики», уже подготовили свои книги для учеников 4-5-х классов. В то же время учебника по одному из шести равноценных модулей курса -- «Основам светской этики» -- до сих пор не существует ни на бумаге, ни в проекте. Более того, в минувшую среду от написания такого учебника по заказу Минобрнауки отказался еще один автор, на которого рассчитывали чиновники, -- заведующий кафедрой этики философского факультета Санкт-Петербургского государственного университета Вадим Перов.
О причинах этого решения ученый рассказал Infox.ru через несколько минут после того, как отправил соответствующее официальное письмо в Минобрнауки.
«8 декабря от нас потребовали написать учебник для школы, -- рассказал Перов. -- И представить готовый учебник мы должны были уже 15 декабря. Это учитывая, что по другим блокам учебники разрабатывались с августа. Мы пытались отказаться». Ученых не устраивали не только сроки, но и сама идея преподавания основ светской этики детям. «Это не тот возраст, когда можно этому учить, -- пояснил собеседник Infox.ru. -- 4-5-й класс -- это как раз то время, когда ребенка можно задавить религиозным авторитетом. А светскую этику в этом возрасте преподавать нельзя». По данным Перова, все -- и международные и российские -- исследования, посвященные становлению морального сознания, говорят, что по оптимистическим прогнозам изучение вопросов этики можно начинать с 14-15 лет. «А вот навязать авторитарную точку зрения религиозную -- это можно», -- уточнил ученый.
Но декана факультета философии СПбГУ настойчиво убеждали заказчики -- и из издательства «Просвещение», и из Минобрнауки. «В результате договорились, что за ту отведенную неделю представляем черновики, а до конца января доработаем. Сроки никуда не годящиеся, но тем не менее мы на это пошли», -- рассказал Перов.
Черновые материалы были представлены вовремя, но вслед за этим началась по сути дела борьба за каждую фразу, предложенную Перовым. «Как можно начинать предмет, не объясняя название предмета? Я специально потратил время, посмотрел по библиотекам единственное определение светской этики. Это -- нерелигиозная этика. Нет другого определения, -- пояснил Перов. -- Но мне было сказано: нет, это не годится, священнослужителям это не понравится».
«Мне говорят в редакции: нужно убрать из текста фразу -- совершенно банальнейшую -- о том, что за свою историю человечество выработало разные культуры, -- вспоминает еще один конфликт ученый. -- Потому что, мол, тогда у детей возникнет представление, что у людей были разные представления о нравственности. Но они действительно были разные. И объяснять -- издательству или комиссии Минобрнауки -- такие банальные с моей точки зрения вещи я не вижу для себя возможности».
Но сжатые сроки и война за слова не самое сложное, с чем столкнулся ученый. «Минобрнауки и «Просвещение» требуют, чтоб это был курс морального воспитания, -- пояснил Перов. -- Но за воспитание оценки ставить на уроках нельзя. Нельзя поставить оценку за то, есть ли у человека совесть или нет. Можно поставить только за то, что он знает, что такое совесть и какие проблемы с этим возникают. Это ведь очевидно. И в декабре неоднократно обсуждалось с чиновниками. И мы показали образец одного урока, и они согласились, что именно так и надо писать. А теперь оказывается, что они хотят совершенно другое». «Но то, что они хотят, не соответствует моей профессиональной этике», -- подчеркнул Вадим Перов.
Учебник он писал в соавторстве с коллегой. И, по словам Перова, тот полностью разделяет его позицию.
Наконец, последней каплей, переполнившей чашу терпения, стала запись в блоге Андрея Кураева -- разработчика учебника от РПЦ по «Основам православной культуры». Еще 1 января он привел «пару цитат из пишемого Перовым школьного учебника», рассудил, в чем ошибка ученого и как надо было бы построить рассуждения -- в частности о моральном выборе. «То, что мы представили издательству для отчетности перед министерством, уже обсуждается в интернете! -- удивлен Перов. -- Мне не важно, как эти материалы оказались у Кураева, мне не важно, что он обо мне пишет. Меня волнует сам факт того, что неопубликованные черновые материалы, становятся предметом публичного обсуждения. Это вопиюще».
«И что для меня еще странно, получается, что Андрей Кураев публично заявляет: чем хуже будет написан учебник по светской этике, тем лучше, -- удивлен ученый. -- Это поведение абсолютно безнравственно и является нарушением всех этических норм. Может, я немного грубо скажу, но бодаться с ними (членами комиссии по разработке учебников для курса, куда входит и Андрей Кураев. -- Infox.ru) я не хочу».
Как будет действовать Минобрнауки в такой ситуации, сейчас сложно предположить. «Я даже не представляю, как будет выглядеть модуль светской этики, тем более что большинство учеников выбрали как раз светскую этику», -- недоумевает собеседник Infox.ru. Дело в том, что эксперимент начинается уже в апреле, а писать учебник по «Основам светской этики» отказывается уже не первый автор. Как раз поэтому к специалистам петербургского университета обратились так поздно.
«Та же ситуация сложилась с одним из профессоров кафедры этики МГУ. Мы с ним обсуждали этот вопрос на конференции в Москве, -- уточнил Перов, добавив: -- У нас в стране достаточное число специалистов в области этики, но по большому счету крупных этических центров всего три: кафедра этики МГУ, сектор этики Института философии РАН и кафедра этики СПбГУ. Это ведущие этики. Но в Москве профессора, написавшие гигантское количество учебников. Я им вообще в подметки не гожусь, откровенно говоря. Они гораздо лучшие специалисты, чем я. Но и с ними не сумели договориться».
Напомним, что экспериментальный курс, поддержанный президентом Дмитрием Медведевым в июле прошлого года, включает в себя основы православной, исламской, буддийской, иудейской культур, основы мировых религиозных культур и светской этики. Эксперимент, по распоряжению правительства, пройдет в 19 российских регионах. До конца февраля этого года, согласно тому же распоряжению, должно быть разработано учебно-методическое обеспечение курса, включая рабочие программы, учебные пособия, методические рекомендации и книги для учителей.
КОММЕНТАРИИ (18)
Космополит
пост #1 / 11:38, 14 янв '10
Отлично, первый шаг к созданию государств Московия и Объединенные Мусульманские Эмираты, Дальневосточная Республика и других сделан. Сначала религия повышает религиозность населения и приходит во власть, затем страну делят по зонам влияния религий, потом эти зоны выделяются в автономии и требуют суверенитета. Атеисты эмигрируют в Европу и США. Все живут в мире согласии, но в разных странах.
Естественно "светская" (не религиозная) этика никак не вписывается в учебник фактическим заказчиком которого является РПЦ.
СергейНиколаевич
пост #2 / 12:33, 14 янв '10
Молодцы, ребята! Удивлен, как такому человеку как Кураев вообще позволили учебник для детей писать.
Типа
пост #3 / 15:19, 14 янв '10
Ну а зачем в эпоху религиозного мракобесия договариваться с какими-то там учеными? Это же не астрологи, которые приносят пользу государству.
панголин > Типа
пост #4 / 16:30, 14 янв '10
Вот это показатель - ни один УЧЕНЫЙ не захотел писать учебник! Зато "мракобесов":) хоть отбавляй! Жалко только детишек... и я считаю это малодушением и безразличием к детям, к будущим поколениям, к государству и в конце концов к будущему их же потомству - отказаться от борьбы, от бодания. Если не быть эгоистом, то невелика цена. Что еще ценного можно дать ребенку, кроме ПРОСВЕЩЕНИЯ, РАЗУМА, трезвости суждений!!? Жаль...
Зривкорень > панголин
пост #5 / 20:30, 14 янв '10
Вы наверно не поняли, что сказал Ученый - этик.... Власть специально поставила такие условия, в которых "бодаться" бесполезно - чем больше будет пытаться, тем больше будет сопротиление со стороны чиновников и грязь со стороны РПЦ. Всё это для того затеяно, чтобы РПЦ в обход Конституции залезла в школы. Это заказ власти. Если раньше КПСС была "движущей и направляющей силой" власти, то сейчас ей на замену решили поставить РПЦ. Власть без церкви сейчас - как хозяин стада без пастуха. Вот и запускают такого "пастуха" к маленьким "ягнятам", чтобы они к нему с детства привыкали и в будущем подчинялись бесприкословно.
Типа > панголин
пост #6 / 22:16, 15 янв '10
Браться за дело, которое в заданных условиях невыполнимо, это есть безответстенность. Единственным результатом будет самодискредитация, которая сыграет на руку противникам. Надо трезво отдавать себе отчет, что с тобой играет шулер, он не сделает правила равными, поэтому чем сильнее вязнешь - тем сильнее проигрыш. Необходимо требовать прав в игре, прежде, чем ее начинать. Именно поэтому и следует публично объяснять сложившуюся ситуацию, а не пытаться подстроиться под нечестного противника.
профи
пост #7 / 23:19, 15 янв '10
Что это за Минобрнауки у нас такой? Заметьте, что о названии этой конторы основа - слово "наука". Похоже, что наукой там уже давно не пахнет. Наверное, с их подачи, в наших школах будут скоро преподавать шаманизм, спиритизм и идолопоклонение. Набрали каких-то "....." Наши уважаемые ученые совершенно правильно отказались от этой аферы. И я уважаю их ответственную гражданскую позицию. В отличии от "полных профессионалов" этого ведомства, эти люди еще не разучились думать.
Надо гнать из наших школ всю эту средневековую ересь и попов различных конфессий. Нужно отстоять права наших детей на осознанное принятие решений, но наше "первое лицо", видимо, все это устраивает - значит, сам такой!
панголин > Зривкорень
пост #8 / 14:08, 16 янв '10
Да, скорее всего не понял. Но тем не менее - никто не пытается заступиться за детей, все опустили руки!!
панголин > Типа
пост #9 / 15:40, 16 янв '10
Необходимо требовать прав в игре, прежде, чем ее начинать.
-- Как?
Именно поэтому и следует публично объяснять сложившуюся ситуацию, а не пытаться подстроиться под нечестного противника.
-- Что именно Вы считаете необходимым сделать?
Типа > панголин
пост #10 / 20:31, 16 янв '10
Ну одну вещь уже сделал инфокс - опубликовал статью. Хоть кто-то узнал.
Нужен независимый веб-ресурс по теме, на котором можно публиковать официальную информацию о ситуации. Но это все так, ерунда.
Главное - надо взять и написать этот учебник. Так. как надо его писать с точки зрения ученых. Но не просить на него денег у тех, кто будет влиять на содержимое. Просто написать и опубликовать за свой счет.
панголин > Типа
пост #11 / 18:35, 17 янв '10
Мне это предложение кажется нереальным. Даже если найдется группа энтузиастов и меценатов разработает и напечатает его, то какой директор разрешит вести по нему занятия? Вряд ли что-то выйдет. Я бы попробовал именно пободаться - спорить, приводить аргументы, настаивать на своем. Нужны, конечно, и другие способы манипуляции...
Типа > панголин
пост #12 / 23:14, 17 янв '10
А на мой взгляд именно это и реально.
Наверняка найдутся, если поискать, заинтересованные сайты, где можно кинуть клич. Стоить ч/б книжечка будет 30 000 рублей небольшим тиражом. Но для начала и этого достаточно. Главное создать прецедент.
После публикации и рассылки книги по библиотекам текст публикуется в интернете в открытом доступе.
Таким образом, это будет (а) единственное подобное издание и (б) уже готовое к употреблению. Разумеется рецензии для грифа УМО на нем не будет. Но ведь и альтернативы не будет. Значит можно сказать: учебник готов. Можно на него получать гриф и переиздавать уже нормальным тиражом. Эгегей, родители, вас он устраивает?
Если в стране есть люди, для которых это важно - они скажут да и поддержат.
Если нет - то нечего и переживать, значит соответствующий контингент вымер как динозавры, нечего плакать по покойным.
панголин > Типа
пост #13 / 11:57, 19 янв '10
Да, согласен, нужно обдумать. И цифры и порядок действий. Вопрос: откуда такая цифра - 30000 р? Я в издательстком деле ничего не понимаю, поэтому если можно - напишите, как она получается. Сумма то действительно незначительная. Гланвое найти энтузиастов, которые возьмутся за само написание.
Типа > панголин
пост #15 / 08:54, 20 янв '10
Ну, я каждый год издаю всякие сборники. Вот осенью книжка нормально сшитая, на хорошей бумаге, ч/б в мягкой обложке 350 страниц и 150 экземпляров обошлась в 32 тыщи. Но 350 страниц еще поди напиши, можно и в 200 уложиться. Тогда будет дешевле. Но надо получать индексы ISBN и ББК - на это еще типа десятка. Ну, конечно, цены немного ползут, наверно, вверх, но несущественно пока. Находится типография, которых полно, она все сделает. Конечно, в крупное издательство идти не надо. Это уже дальнейший этап. Главное застолбить место.
Если собрать деньги с народа, то можно и немного автору накопить, чтобы ему не совсем обидно было. Главное, чтобы он не в спешке писал, а в спокойной обстановке.
Вообще, конечно, это дурдом. Эта политка 'divide et impera' меня заколебала совершенно. Нужен один курс по этике, чтобы дети могли ознакомиться с принципами поведения и мироощущения разных конфессий, чтобы могли общаться, дружить. Мои вот дружат и не заморачиваются какими-то межконфессиальными проблемами. Я сам атеист, но мои прадеды были православными, и я их уважаю, без них меня вообще-то не было бы. Ну какого [...] надо теперь нацию разрезать на части и стравливать? Тех, кто это планирует, своими бы руками, как говорится. Но это детские мечты, а действовать надо в соответствии с нашей милой окружающей реальностью.
панголин > Типа
пост #16 / 00:03, 21 янв '10
Да, ужасает - особенно если Кураев возьмется "дорабатывать этот учебник" (как где-то прочел). Читал выдержки из учебника по православию. Так вот там черным по белому написано - "если вы попали в затруднительное положение, лучше соврать, чем сказать правду, если эта правда будет неприятна человеку" (это не цитата, но про вранье там так и написано). Это жесть. Если у детей не будет альтернативы, то вот ЭТОМУ их и будут учить...
EHK > профи
пост #17 / 21:43, 8 фев '10
"Надо гнать из наших школ всю эту средневековую ересь и попов различных конфессий"
Да уж гнали, неужели забыли? Сначала, выражаясь вашим языком, попов, а потом и крестьян с рабочими, заварив кровавую баню и, расстреляв несколько десятков миллионов. А чуть позже и академика Вавилова с генетикой уничтожили, потом дело врачей. Да много чего было при безбожной советской власти в "борьбе с ересями и мракобесием"! А сейчас, конечно, же ситуация лучше. Детишки курят и матерятся с 4-го класса, а потом пьют алкоголь (по данным Роспотребнадзора, 33% мальчиков и 20% девочек, начиная с 13 лет, пьют каждый день) Каждый потребляет по 18 литров спирта в год...список продолжить?
Nikolasha
пост #18 / 14:38, 9 фев '10
Понятно стремление властей, приблизив церковь к государству, получить поддержку верующих. Политические деятели рассматривают церковь, как некий объединяющий фактор для всей страны. Это заблуждение. На самом деле, приближение религий к государству скрыто разобщает население по национальному признаку. Изучение религии в школах восстановит против властей неверующих. Прежде всего, это большая часть интеллигенции: инженеры, врачи, преподаватели, ученые..., которых много больше, чем верующих. Где логика в действиях государства?
профи > EHK
пост #20 / 20:15, 12 фев '10
Уважаемый ЕНК! Я не забыл об этом, а Вы, похоже, забыли о том, что бунта без причины не бывает. Неужели Вы думаете, что горстка коммунистов была способна заварить такое? А рабочих, кстати, расстреливали такие же рабочие и крестьяне. Большевики просто умело использовали накопившееся недовольство царской властью. Если бы все были бы счастливы, сыты и довольны, то какой резон бузить, а?
Вы правы в том, что ситуация сейчас не лучше. Сейчас у нас кризис веры, но не в бога, а веры в справедливость и веры в хорошую жизнь. "Власти" хорошо понимают, что без веры их режим обречен на исчезновение, но предложить свою "веру" не способны - умом и харизмой не вышли. Вот и начинается хождение по порочному кругу, судорожный поиск хоть каких-либо идей. Для "наших властей" сейчас главное стабильность, стабильность любой ценой. Стабильность, в их понимании, - это покорность. Покорность им нужна для того, чтобы продолжать грабить нашу страну. А религия, как раз, проповедует покорность и насаждает чувство вины, вот поэтому они ее выбрали и всячески спонсируют. А церковники на этом еще и хорошо зарабатывают, только вот не учли они то, что уровень образования за время советской власти у наших граждан резко вырос, по сравнению с царскими временами. Со взрослыми осечка вышла! Уровень взрослых верующих не удалось поднять выше 7%. А религия - это удел, в основном, низкообразованных людей и людей с еще несформированными ценностями, вот поэтому выбрали наших детей.
в цену каждой бутылки водки, кстати, заложено около 70% акцизов. Акцызы эти - это заработок государства. Вот и подумайте о том, кто или что спаивает наших людей. А пью наши дети не от хорошей жизни и вместо того, чтобы делать их жизнь лучше, им начинаю замусоривать мозги.