Включить в печать
опубликовано 7 июл ‘09 12:13

Будущее России застряло в прошлом

текст: Екатерина Кожевникова/Infox.ru
Проблемы внешней политики России заключаются в том, что она «застряла в прошлом». Конструктивному общению с соседями мешают имперские амбиции, с бывшими противниками — обида за проигрыш. Главный редактор журнала «Россия в глобальной политике» Федор Лукьянов объяснил Infox.ru, почему у России не получается участвовать в международной «дружбе».

У России нет друзей, но хуже всего то, что у нее нет постоянных союзников во внешней политике, уверен главный редактор журнала «Россия в глобальной политике» Федор Лукьянов. Причем проблема не в отсутствии взаимных интересов -- они-то как раз есть, считает эксперт. «Возьмем, например, европейские страны: они зависят от нашей энергетики, мы зависим от их денег, а диалог все же не получается. Примерно так же ситуация обстоит с бывшими советскими республиками», -- заявил Лукьянов. Проблема, по его мнению, заключается в том, что Россия сама никак не может выбрать направление своей внешней политики, не может решить, как позиционировать себя в мире и на постсоветском пространстве.

Ветреные соседи

«Страны СНГ все очень слабые. Они все борются за выживание. Они вынуждены постоянно маневрировать, искать источники для подкрепления себя -- экономические, политические и ресурсные. Поэтому они всегда будут метаться то туда, то сюда, не будут надежными партнерами», -- уверен Федор Лукьянов. Россия в свою очередь могла бы вести себя с бывшими соседями умнее, чем делает это сейчас. По словам Лукьянова, Россия, вместо того чтобы исполнять роль доброго покровителя, ставит себя на один уровень со странами СНГ, вступает с ними в ссоры и конфликты. «Из-за этого притягательные силы России оказываются для этих стран менее значимыми, чем притягательные силы Евросоюза», -- заключил Лукьянов.

У России нет друзей, но хуже всего то, что у нее нет постоянных союзников во внешней политике, уверен главный редактор журнала «Россия в глобальной политике» Федор Лукьянов. Причем проблема не в отсутствии взаимных интересов -- они-то как раз есть, считает эксперт. «Возьмем, например, европейские страны: они зависят от нашей энергетики, мы зависим от их денег, а диалог все же не получается. Примерно так же ситуация обстоит с бывшими советскими республиками», -- заявил Лукьянов. Проблема, по его мнению, заключается в том, что Россия сама никак не может выбрать направление своей внешней политики, не может решить, как позиционировать себя в мире и на постсоветском пространстве.

Ветреные соседи

«Страны СНГ все очень слабые. Они все борются за выживание. Они вынуждены постоянно маневрировать, искать источники для подкрепления себя -- экономические, политические и ресурсные. Поэтому они всегда будут метаться то туда, то сюда, не будут надежными партнерами», -- уверен Федор Лукьянов. Россия в свою очередь могла бы вести себя с бывшими соседями умнее, чем делает это сейчас. По словам Лукьянова, Россия, вместо того чтобы исполнять роль доброго покровителя, ставит себя на один уровень со странами СНГ, вступает с ними в ссоры и конфликты. «Из-за этого притягательные силы России оказываются для этих стран менее значимыми, чем притягательные силы Евросоюза», -- заключил Лукьянов.

Лояльность, недорого

Несколько иная ситуация складывается с Белоруссией, партнером России по Союзному государству. По мнению Федора Лукьянова, единственная цель белорусского лидера Александра Лукашенко заключается в сохранении личной власти. Он не может выбрать направление внешней политики, потому что любые союзы ограничат его влияние. Более плотная экономическая и политическая интеграция России и Белоруссии может привести к тому, что Лукашенко потеряет рычаги управления, уверен эксперт. Дружить с Евросоюзом еще опаснее, по мнению Лукьянова, -- Европа никогда не признает авторитарного лидера. «Европа сейчас ведет себя достаточно хитро и цинично, чтобы привлекать таких лидеров и не отпугивать их разговорами о правах человека. Но если эти лидеры клюнут, то в покое их не оставят. Европа -- это единое идеологическое пространство, и она просто не может позволить, чтобы кто-то жил в ней по другим принципам», -- заявил главный редактор журнала «Россия в глобальной политике» в интервью Infox.ru. Такая сложная ситуация заставляет белорусского лидера попеременно «продавать лояльность в обе стороны за экономические преференции». По мнению Лукьянова, с каждым разом такие маневры будут порождать более тяжелые конфликты с обеими сторонами. Но в ближайшем будущем Лукашенко после резкого движения в сторону Запада должен по закону маятника вернуться к России.

С Америкой в прошлое

Проблема в отношениях с Америкой заключается в том, что они прочно застряли прошлом, считает Лукьянов. «Возьмем, например, встречу Медведева и Обамы. На ней обсуждается проблема ядерного разоружения -- эта проблема нашими странами обсуждается уже 30 лет», -- заявил Лукьянов. Для нормального развития отношений надо вырваться из прошлого. «Россия зациклена на проигранном противостоянии с Америкой и совершенно не смотрит вперед», -- считает Лукьянов. Но приоритеты в мире давно изменились. Сейчас для Америки споры XX века отошли на задний план, считает Лукьянов, а на передний вышли отношения с Азией, Латинской Америкой, Африкой. Россия тоже должна начать строить диалог с Америкой по-новому, потому что старая модель отношений себя уже исчерпала. «А если мы начнем понимать, что, будучи соседом бурно растущего Китая, нам придется сдерживать его влияние, США могут рассматриваться совсем по-новому», -- уверен Лукьянов.

КОММЕНТАРИИ (23)
luka
пост #1 / 12:51, 7 июл '09
Пока у нас будут такие "эксперты" и главные редакторы аналитических журналов, трудно надеяться на что-то другое. "диалог все же не получается" - сообщаю так называемому эксперту, что диалог - это контакт двух равных сторон. И он не получается. А не получается он потому, что бюрократия ЕС хочет не диалога, а подчинения. ЕС - расширяющаяся империя, поэтому ей не нужны партнеры по диалогу, ей нужно цивилизационное пространство для расширения. Отказ ЕС от партнерского диалога с РОссией основан на том, что бюрократия ЕС уверена: деньги ЕС для России значат больше, чем российский газ для ЕС. Чтобы реализовать это на практике, ЕС прокладывает альтернативные маршруты и ищет другие источники газа. Россия пытается удержать свои позиции через Южный и Северный поток. Бюрократия ЕС блокирует и препятствует строительству этих газопроводов.
Yndrik
пост #2 / 13:32, 7 июл '09
США и запад требуют от нас одного, точнее двух обязательств - беспрепятственный доступ к нашим энергоресурсам и их товаров на наш рынок и все это в одностороннем порядке.
СНГ требуют от нас поставок тех же энергоресурсов на почти бесплатной основе и доступа их вин, фруктов, тракторов и т.д. на наш рынок в ущерб российским производителям. А иначе - "уйдем в НАТО".

Я думаю, что надо просто решать интересы своего государства и своих граждан. А остальные страны и их требования - это уже их проблемы. Это совсем не значит, что мы теперь будем с ними в состоянии войны. Просто вспоминается история 20-летней давности, когда на попытку наших правителей приподнять цены на газ и нефть им с презрением и усмешкой западные журналисты на пресс-конференции сказали "...но ведь это подорвет престиж России". И тогда тема была закрыта.
Обломофф
пост #3 / 14:08, 7 июл '09
А я "зациклен" на мало цитируемом факте о том, что "США потребляют в 2 раза больше, чем производят" или, другими словами, "США производят 20% мирового продукта, а потребляют 40%". Резонно спросить, насколько комфортно чувствует себя Обама в общении с лидерами других стран?
Обломофф > luka
пост #4 / 14:21, 7 июл '09
У нас не только "эксперты" и главные редакторы ТАКИЕ, но и политики. Только что всплыл некто Г. Бовт в качестве очередного лидера "правых сил". До этого он пописывал. Среди его писанины была и статья под характерным названием "За что не любят русских". Как принято сейчас говорить, "знаковая" статья. Во истину, мы в России живём в подлинно интернациональном государстве, с многовекторноой внутренней политикой.
ale
пост #5 / 15:32, 7 июл '09
Вполне правильный анализ ситуации.С Америкой у России нет вообще никаких общих дел.Что-то вспомнили из прошлого разооружения,что-то притянули за уши для заполнения протокола.Россия Америке уже не интересна.Европа еще немного позанимается из-за газа.А потом тоже потеряет интерес.Вот тогда и наступит "одиночество".
butlerova26
пост #6 / 16:24, 7 июл '09
согласен с аналитиком, дела так и обстоят нравится это или нет, была раньше империя СССР, сейчас это "фантомные" амбиции, надо уметь принимать себя, на сегодняшней момент, как страну третьего мира, торгующую своими природными рессурсами
Irvine
пост #7 / 16:26, 7 июл '09
По идее, нам выгодна нестабильность в Иране устроенная руками США.. жаль, что не маккейна выбрали) видимо вариант войны по Леонтьеву не оправдывается, да и кризис слабенький для доллара.. мягкий передел собственности в пользу китая уже идет, доллар ронять им ни к чему.. а России пора бы уже выпускать переработанную продукцию.. думаю продукты питания и любые предметы обихода, под зеленым лозунгом.. их потребители такое любят, останется донести мысль о том, что: Россия - самая большая страна ==> нетронутые леса, много земли, все натуральное) осталось с/х развить)
Geoba
пост #8 / 16:48, 7 июл '09
Лукьянов правильно все охарактеризовал, - какие друзья и союзники, если государство недееспособно?
Имея колоссальные природные богатства, чуть ли не 1/7 континентальной площади и всего 2% мирового населения Россия не может создать ему адекватные условия существования, - что же "cветит" союзникам, если к СВОИМ такое безразличное отношение? Ведь ясно, что между официальными российскими декларациями о намерениях и реальными результатами "дистанция огромного расстояния". Россию будут бояться, будут вожделенно мечтать о ее ресурсах,- но друзей у нее не будет...,- пусть она, хотя бы, своему народу станет надежным союзником
pavel
пост #9 / 19:24, 7 июл '09
Когда читаешь коментарии типа ALE (смотреть ниже) начинаешь думать - до какой степени дошло зомбирование тупоголовых. Какое "одиночество"?. Чем дальше все будут от нас - тем лучше.
Нам от Европы и Америки ничего не надо.Пресловутые технологии есть свои.
Есть деньги для инвестиций. У государства. Но нет воли. Простой воли и гордости за себя и за страну.
А причина одна. Вся элита хранит ворованные деньги не в Сберкассе, а в Шпаркассе. Все на крючке. Дети их учатся за бугром. Дома их - за бугром.
Что им улучшать или строить здесь в России. У них задача одна. Чтоб не отобрали ни те ни эти. ЭТО ГЛАВНЫЙ ТОРМОЗ.
А ВТО - это их задание. Пустить весь Дикий запад в Россию и дать скупить её за гроши. А дальше трава не расти. Кто в здравом уме откроет границы, когда у них загнулось всё, что только можно. Пусть окультуривают Африку. Так нет, в Россию тянут ручёнки.
Номер не пройдёт. Слабоваты....
ale
пост #10 / 22:10, 7 июл '09
Для PAVELA."Одиночество"-это когда в Нигерии ищут последних друзей.Когда Украина,Беларусь и т.д. шарахаются как черт от ладана от России.Надуть щеки можно,но как бы не вышло в другом месте.Нет человеческого ресурса и нет возможности его восполнить.Разве что китайцы помогут,но прийдется учить китайский язык.Или африканский.
pavel > ale
пост #11 / 23:17, 7 июл '09
Человеческий ресурс есть.
Кто-то ведь построил это государство. Другое дело что подрастает (и уже выросло) поколение "проигравших" которым талдычать что "ИХ НЕ ДОГОНИШ", что все ушли далеко вперёд и наше место в П.......
И это делаю такие как вы. "КАЦ ПРЕДЛАГАЕТ СДАТЬСЯ" вот ваш лозунг.
Дайте возможность строить бизнес пресловутому среднему класу. Дайте им денег, а не нашим олигархам на следующую яхту. И вы увидите РЕСУРС.
Stanislav
пост #12 / 14:18, 8 июл '09
Для PAVELA. Про средний класс и ресурс вы правы. Но. Вы в принципе ошибаетесь в главном - НАМ НИЧЕГО ОТ НИХ НЕ НАДО. Наивно и старо. Уже. Сегодня НИ ОДНА развитая страна мира не может существовать ОТДЕЛЬНО, дело даже не в глобализации, хотя и в ней тоже, а в том, что мир уже ДРУГОЙ. А наши выходцы из ЧК и бывшие юристы никак не могут этого понять.
Правильно Ale говорит сплошное надувание щек. Мы круче всех, мы особенные, у нас третий путь, мы в раскорячку стоять не умеем. Я прорабоотал в нашем МИДе два года (на большее меня не хватило) и могу вам сказать: да мы только и делаем, что стоим в раскорячку. Маразм нашей внешней политики (равно как и внутренней) это отражение маразма в головах у Путина и им подобных. И олигархи, кстати, здесь не причем - они есть в ЛЮБОЙ стране мира. Но не в каждой стране есть такие лидеры, которые за газ и нефть, выгоду от которой получает ограниченный круг ГОСУДАРСТВЕННЫХ чиновников (а не т.н. олигархов) готовы разорвать отношения СО ВСЕМИ БЛИЖАЙШИМИ соседями, которые теоретически должны быть ближайшими и "естественными" СОЮЗНИКАМИ.
P.S. Про отношения со СВОИМ народом я уже и не говорю - это отдельная и еще более печальная песня.
Генадий > Stanislav
пост #13 / 23:26, 16 июл '09
Станислав вы знаете я с вами не совсем согласин
Я живу в Укарине и могу точно сказать
Воровали у вас газик, и тут вопрос, а что россия должна была *простить* нам подобную извините на слове фигню??Нам и так 2 млн доларов списали, да-да за *просто так*Есть повод задуманться
Генадий > pavel
пост #14 / 00:51, 17 июл '09
Ах да...Путин и Медведев ещё очень-очень хорошие полити, как и во внутренних делах, так и во внешних
Вот вам бы наших Ющенки и Тимошенко, вот тогда бы и вы увидили, что такое геноцид всех НЕполитиков, НЕолигархов и т.д.
Вот тогда бы вы сумели ценить, что имеете...
Генадий > ale
пост #15 / 00:51, 17 июл '09
В холодною войну входят 2 этапа:
- До распада
- После распада
До Распада у Америки были завязаны руки, т.к. СССР был очень мощным и, что самое важное НУЖНЫМ союзником (Поставки вооружение,продовольствие, полит. подержка, эконом. интеграция)
После же, Америка уверенно может продолжать военную экспансию(Застройка територии базами США, НАТО) и Экономическую экспансию (Долар как-никак, а пока мировая валюта..надеюсь пока)
Вывод:Последний абзац..не то что бы чушь, но ошибка.США интересуют только сырье и мясо в качестве людей.
Если Россия что-то делает, а запад реагирует негативно - мы на правильном пути.Помню кто-то из укр.бандеровцев сказал, что мол дабы уйти от эконом. зависимости от РФ, нужно отказатся от газа, и перейти на уголь.И кто-то очень умный ответил, что с этим дела ещё хуже т.к. 60% угля всей планете сосредоточенны как раз на территории РФ=)))
пилигрим
пост #16 / 11:46, 17 июл '09
Лучше застрять в прошлом, чем погибнуть в будущем
Nefigator > ale
пост #17 / 19:37, 17 июл '09
По ночам самобичиванием не занимаетесь?
Nefigator > Обломофф
пост #18 / 19:46, 17 июл '09
Главное - его на Западе назвают независимый политик! Вобще, слово "независимый" у нас начинает носить какой-то нехороший запах и цвет.
Boriz
пост #20 / 08:00, 22 июл '09
Не стоит ломать копья по данной проблеме. В мировой политике нет друзей есть конкуренты. Тем же штатам глубоко сиренево если не задеты их экономические интересы. Мораль, с ними можно торговать, если выгодно, а искать дружбы вовсе необязательно. Ну, а экспертам, тоже надо что-то кушать.
tolya
пост #22 / 13:37, 23 июл '09
Статья с точностью до наоборот. Наверное э
то какой-то политический заказ. Очередная попытка информационной войны. Америка и другие западные страны застряли в прошлом в отношении к России, тогда как Россия ушла далеко в будущее! Очень парадоксальная ситуация... Нам всё время внушали, что это мы отстали от запада, а на поверку оказалось с точностью на оборот... Печально, но факт... Западу ещё расти и расти до нас... Лет через 20 может дорастут... Пока что судя по отношению к нам им ещё далеко до понимания России. Почему это другой вопрос. Тут есть 2 версии. 1-ое и понятное, запад пытается навязать всем в России образ врага, с целью ослабить и захватить наши ресурсы, территории, природные богатства. Не секрет, что Россия слишком лакомый кусок для запада... Такие планы вынашиваются уже в течение столетий... 2-ое, но менее понятное объяснение это консерватизм мышления западных политиков. Они всё ещё смотрят на Россию как на СССР, как на то, что тут совок, диктатура и полагают, что мы в состоянии холодной войны с ними... Это тяжёлый случай. Тут надо ждать пока эти политики уйдут со своими взглядами как минимум 30-ти летней давности. Что же, горбатого могила исправит. Это немы в состоянии холодной войны, а они с нами... Что же придётся ждать смены поколений для улучшения их отношения с нами. Мы-то своё уже поменяли...
tolya > luka
пост #24 / 13:59, 23 июл '09
Не России нужна ЕС, это ЕС нужна Россия! А Россия самодостаточна в отличие от большинства мелких стран. Ей политика отчуждения даже выгодна, наступит расцвет. А бюрократия она везде. В принципе мы могли бы сотрудничать и с ЕС, и с Америкой , и с НАТО, но при одном условии: сотрудничество должно быть взаимовыгодным. А пока что эти условия крайне невыгодны для России. Сравнивать Россию с другими странами СНГ глупо, даже глупо сравнивать их с европейскими странами так же глупо! Всё это мелкие страны и они сами по себе не выживут! Другое дело Россия! Это самая богатая в мире страна... да, сейчас высокий импорт... Но это по большому счёту не проблема... В России ведь есть всё необходимое чтобы стать самой развитой страной! Поэтому порча отношений с соседями приведёт к тому, что мы перестанем продавать нефть и другие природные ресурсы, а станем сами производить товары для себя. Это приведёт к расцвету... А ресурсы останутся у нас в стране. И что мы потеряем? Да ничего, мы только выиграем! Для других стан это неприемлемо! Потому, что без сотрудничества они не выживут. Там если что и есть, то только одно, две вещи, а других нет, даже самых необходимых. К тому же ресурсы Европы сильно истощены! А в России напротив много месторождений, к разработке которых даже не приступали. А сколько неразведанных? Никто даже не знает! А в Европе даже разведывать нечего, там всё давно перепахано! Ни у кого нет ресурсов, а в России огромный потенциал! Поэтому Россия по большому счёту ни в ком собственно и не нуждается... Даже если у нас чего-то нет(вряд ли это предметы первой необходимости), то мы сможем это сделать у себя без посторонней помощи, потому что и людской, и интеллектуальный потенциал у нас достаточный.
Darth_Revan
пост #25 / 16:11, 30 июл '09
Да уж....поменьше бы нам таких экспертов...
"Сейчас для Америки споры XX века отошли на задний план..." - ну-ну...по-моему имперские замашки штатов никуда не делись)))
"Россия в свою очередь могла бы вести себя с бывшими соседями умнее, чем делает это сейчас..." - а предложения у автора есть? А как еще себя с ними вести, если та же Украина жмется по-поводу цен на газ, а сама активно лезет в НАТО? Если лезут, пытаются от нас откреститься, так пусть и принимают стандарты НАТО, в том числе и общие рыночные цены...
А настоящих друзей у нав как не было, так и нет...и это аксиома еще с царских времен) Так что надо действительно заниматься своими интересами и, желательно, не прислушиваться к чужим, а диктовать свои требования. Блин, мы же по сути богатейшая ресурсами страна с немеренными возможностями! Да и вообще...ну не нужно нам это заимствование политических, экономических, культурных норм у Запада. Недавно по тв показывали док.фильм про Византию..., так вот они тоже "дозаимствовались". Надо жить своим умом.
посетитель > Geoba
пост #26 / 21:02, 17 сен '09
Мечты, мечты )))))