Курс религиозной культуры в российских школах начнется не ранее апреля 2010 года. И только для учеников четвертых и пятых классов. Но разработчики учебных пособий по новому «обязательному факультативу» сомневаются, что успеют даже к этому сроку. О сложностях введения в школе «Духовно-нравственной культуры» Infox.ru рассказал протодьякон Андрей Кураев.
С апреля 2010 года (с четвертой учебной четверти) в российских школах 18 регионов начнется экспериментальное преподавание курсов религиозной культуры. Эксперимент продлится три года, после чего будет принято решение о введении курса на постоянной основе. Об этом Infox.ru рассказал профессор Московской духовной академии протодиакон Андрей Кураев. Он является секретарем редакционной коллегии по разработке учебных пособий курса «Основы православной культуры» (коллегия создана по инициативе патриарха Русской православной церкви Кирилла).
С необходимостью изучения основ религии давно выступала православная церковь. После того как инициативу о духовно-нравственном образовании школьников поддержал президент РФ Дмитрий Медведев, стало понятно, что в том или ином виде церковь в школу придет. Если над содержанием курсов основ религий работа только начинается, то с организационной стороной вопроса уже появилась некоторая ясность.
Школьникам и их родителям будет предложен на выбор один из трех вариантов: основы религиозной культуры отдельной конфессии (православие, католицизм, мусульманство, иудаизм, буддизм), общий религиоведческий курс либо светская этика. На начальном этапе предмет рассчитан на последнюю четверть четвертого класса и первую четверть пятого. Не исключено, что в дальнейшем будет разработан курс для десятиклассников.
С апреля 2010 года (с четвертой учебной четверти) в российских школах 18 регионов начнется экспериментальное преподавание курсов религиозной культуры. Эксперимент продлится три года, после чего будет принято решение о введении курса на постоянной основе. Об этом Infox.ru рассказал профессор Московской духовной академии протодиакон Андрей Кураев. Он является секретарем редакционной коллегии по разработке учебных пособий курса «Основы православной культуры» (коллегия создана по инициативе патриарха Русской православной церкви Кирилла).
С необходимостью изучения основ религии давно выступала православная церковь. После того как инициативу о духовно-нравственном образовании школьников поддержал президент РФ Дмитрий Медведев, стало понятно, что в том или ином виде церковь в школу придет. Если над содержанием курсов основ религий работа только начинается, то с организационной стороной вопроса уже появилась некоторая ясность.
Школьникам и их родителям будет предложен на выбор один из трех вариантов: основы религиозной культуры отдельной конфессии (православие, католицизм, мусульманство, иудаизм, буддизм), общий религиоведческий курс либо светская этика. На начальном этапе предмет рассчитан на последнюю четверть четвертого класса и первую четверть пятого. Не исключено, что в дальнейшем будет разработан курс для десятиклассников.
Секретарь редакционной коллегии по разработке учебников православного курса дьякон Андрей Кураев считает, что за полгода ни написать качественные учебные пособия, ни подготовить педагогов не получится. Тем более что светским учителям, которым будет поручен новый предмет, самим потребуется время на то, чтобы изучить тему. Поэтому вряд ли факультатив заработает в полную силу в намеченные сроки.
«Скорее всего, центр пока предоставит регионам возможность работать по старинке. Уже несколько лет в ряде областей РФ основы православной культуры преподаются в рамках регионального образовательного компонента. Год назад региональный компонент был отменен. Но те, кто начал учиться, получат возможность завершить курс. Будет разрешено этим школам работать в том режиме, который для них является более или менее привычным», -- прогнозирует Кураев.
К началу учебного года «максимум, что может быть, это присутствие такого курса в школьной программе, предусмотренное учебным планом». «На 1 сентября все это будет просто на бумажках, хотя бы для того, чтобы потом позднее реальность не была запрещена этими бумажками», -- поясняет собеседник Infox.ru.
К введению нового обязательного факультатива готовятся все основные конфессии, представленные в России. Тем не менее Кураев не исключил возможности некоего перегиба в сторону РПЦ. «Такая опасность есть, но это может случиться только в случае лености представителей других религий», -- прокомментировал он.
Книга Кураева и его соавторов станет далеко не первым пособием по основам православной культуры. В настоящее время действующим считается учебник Аллы Бородиной. Свой вариант, правда, для старшеклассников предложил куратор православного корпуса движения «Наши» Борис Якеменко. В редколлегии по разработке нынешнего учебника его фамилии нет. Активист «Наших» заявил Infox.ru, что его «опыт в этом вопросе вполне может быть учтен» и, «если комиссия предложит сотрудничество», он его примет. Андрей Кураев, который лично подбирал команду авторов, по поводу персоны Якеменко высказался дипломатично: «У нас добрые отношения. Я жду совета с самых разных сторон».
Отец Андрей добавил, что сейчас рано «продавать кота в мешке», а когда появится «хотя бы эскиз, можно будет представить его на обсуждение и впитывать критику».
КОММЕНТАРИИ (24)
megan
пост #1 / 17:41, 28 июл '09
«С необходимостью изучения основ религии давно выступала православная церковь. После того как инициативу о духовно-нравственном образовании школьников поддержал президент РФ Дмитрий Медведев»
Притом что говорят по конституциимы живем в светском государстве
в писании говорится например: Когда Иисус был вызван к Понтию Пилату, он сказал: «Царство Мое не от мира сего» (Иоанна 18:36). То, что ранние христиане были отделены от мира, подтверждается в Христианских Греческих Писаниях, а также историками.
«..дьякон Андрей Кураев считает, что за полгода ни написать качественные учебные пособия, ни подготовить педагогов не получится. Тем более что светским учителям, которым будет поручен новый предмет, самим потребуется время на то, чтобы изучить тему.»
а сам педагог к какой конфесии относится будет, вот вопрос?
«Отец Андрей добавил, что сейчас рано «продавать кота в мешке», а когда появится «хотя бы эскиз, можно будет представить его на обсуждение и впитывать критику»
а что кот еще не в мешке, уважаемый в мешке, как обычно у торговцев слова.
pg
пост #2 / 18:40, 28 июл '09
хорошее получилось у вас интервью
alina > megan
пост #3 / 19:37, 28 июл '09
он вполне может быть атеистом и преподавать основы любой из религий. главное, толковый светский преподаватель. так что проблема именно в поиске профессионала
Booms
пост #4 / 09:17, 29 июл '09
Похоже церкви денег не хватает, решили новое поколение деньгоносителей воспитать.
Церковь всегда была самым большим земле и рабовладельцем, никогда не бедствовала.
Свечка в магазине (большая) стоит 7 рублей, а в церви маленькая тоненькая 10-12.
Библию написали свою и трактуют как хотят. Кстати очень странная книга, сколько религий основных на этой книги и все по разному ее видят.
Короче, ИМХО церковь всегда собирала деньги. А еще они налоги не платят. Т.е. получается что кормим мы все это церковное братство мы с вами.
_Алла_
пост #5 / 10:43, 29 июл '09
Идея неплоха. В религиозных учениях собран многовековой опыт и есть очень много полезного. Вообще, знания лишними не бывают. Но, на мой взгляд, проблема, и очень острая, в том как их преподнесут. И лучше было бы если бы не подразделяли на отдельные конфессии, а изучали все религии-общий религиоведческий курс.
Вереск
пост #6 / 12:47, 29 июл '09
Это, очень хорошая идея. Сам религиозный аспект, учит нравственности и благородству. Конечно, если отсечь религии "однодневки", которые будут пробиваться в эту ойкумену. Ведь детский ум восприимчив, а, им только это и надо. Вспомните 90-е.
neige
пост #7 / 14:35, 30 июл '09
Боюсь, это все выльется в откровенную пропаганду. Общий курс по всем религиям - это было бы действительно интересно и полезно, но разделение на конфессии означает узконаправленное воспитание верующих людей, с чем не каждый родитель согласится. Сначала предмет отдадут светским учителям, возьмутся за его преподавание в основном именно верующие люди, а не атеисты, ну а потом и Поп придет в школу из-за нехватки кадров для ведения этого предмета...
Felix > _Алла_
пост #8 / 22:43, 30 июл '09
И в чем Вы видите неплохость этой идеи? Власти нужны тупой и одураченый народ, чтобы не надо было ничего объяснять. Сказал так господь повелел и все объяснение! А то что Христианство, вообще основано на огромной лжи, это вообще заслуживает отдельной темы!
mad_yojik
пост #9 / 13:18, 31 июл '09
Мда, церковь и тут проползла... Хоть курс "светской этики" есть, и на том спасибо. Хотя не факт что курс светской этики не будет преподавать тот же клерик ;)
mad_yojik
пост #10 / 13:22, 31 июл '09
Хотя президент, я считаю, не совсем был вправе поддерживать эту инициативу, так как является гарантом Конституции, а по Конститции у нас светское государство....
iivafan
пост #11 / 14:17, 1 авг '09
Я резко против этой затеи , у нас многонациональное и многоконфессиональное государство и представим, что в классе будет разеделения на группы православные 40 % , мусульмане 40% ну и остальных 20 (чисто для примера), и мы получим три клана, где будет разделение уже по религиозному признаку,зачем это нужно я не пойму(в 4-5 классе это еще дети, и преподовать надо минимум в 9 чтоб человек закончил школу и имел представление о многих религиях , и не одной к которой он принадлежит , а наиболее крупных , которые присутствуют в нашей стране).
Как мне кажется , это попытка просто пролобировать инетесы церкви руками государства, тк молодежь благодаря телевидению и интернету все дальше уходит от религии.Хорошо это или плохо не знаю , но таковы реалии современности и чем дальше будет развиваться технологии тем больше эта проблема будет углубляться(шутка конешно, но ситуация--- 2020 год поп читает проведь не выходя из дома , а приход внемлет его словам с помощью skype)
ЛАЙМ
пост #12 / 13:46, 3 авг '09
Дети нынче итак недополучают необходимых знаний. Плюс к тому, им будут вдалбливать средневековые догмы. Кому-то ведь это выгодно?!
alina > iivafan
пост #13 / 14:20, 3 авг '09
Полностью согласна с вашей позицией.
Opportunist
пост #14 / 15:58, 3 авг '09
С детства люди научатся верить и любить Бога. Что здесь плохого хоть правосланого, хоть мусульманского , вообще то он один:) Ведь все время земля Рус держалась на вере, нет тут ничего плохого. Разврат пройдет опять жею..
Дикси > Opportunist
пост #16 / 16:21, 4 авг '09
На дворе 21 век, на "боге" боюсь, не удержимся. И хватит детям головы забивать чепухой! Давайте еще астрологию, алхимию и гадания введем в обязательный курс... И с какой стати все эти "эксперименты" оплачиваются из госбюджета? Пусть РПЦ платит и учителям и попам в армии.
Стрелок
пост #17 / 17:48, 4 авг '09
У хорошего храма и приход есть и школа.
Соглашусь с М.Задорновым: "Мне для общения с богом посредник не нужен".
Нужна-ли религия моим детям в 4-5 классе мне решать, а в 9-10 сами решат!
_Алла_, я за: изучать все религии как общий религиоведческий курс, в рамках предмета истории.
спартак
пост #18 / 12:50, 7 авг '09
Преподавать религию в средних школах пробовали и в советские времена. Факультативные курсы "Религии мира". У 99% школьников интереса это не вызывало. Т.к. этот предмет абсолютно не нужен для школьников его обязательно введут. Первый указ ельцина был об образовании. Именно этот алкаш разрешил евреям разрушить систему образования, сделавшую нашу страну самой сильной и уважаемой в мире. Сегодня все общество против ЕГЭ. Именно поэтому ЕГЭ у нас есть. Для еврейской власти чем хуже нашему народу, тем лучше для этого народа. А церковь это та же власть.
andrewdoctor > _Алла_
пост #19 / 20:56, 11 сен '09
а что такое религиоведческий курс? как курс атеизма? галопом по европам?
это либо не трогать, либо изучать.Изучить нельзя - значит не трогать.
_Алла_ > andrewdoctor
пост #20 / 21:54, 13 сен '09
Литературу тоже невозможно всю прочитать, так может и буквы не надо учить.
stifi > megan
пост #21 / 23:47, 28 ноя '09
Я категорически против такой затеи, и своих детей не пущу на подобные уроки. Духовное воспитание детей- обязанность родителей, и нечего сюда впутывать государство, учителей и т.д. и т.п.
mirr0r
пост #22 / 13:30, 30 дек '09
- Почему моего сына в армии деды избили?
- На все воля Божья!
- Почему мой ребенок без лекарств в больнице умер?
- На все воля Божья!
- Почему СШ ГЭС развалилась?
- На все воля Божья!
...
"Книжники и фарисеи, порождения ехидны."
кир
пост #23 / 23:16, 2 янв '10
Каленым железом в народе выжгли духовность, религиозность, саму соборность, а теперь стремятся системой привить. Ничего путного с этого не выйдет, противодействие системе у народов российских в генах.
родомир > alina
пост #24 / 23:58, 2 фев '10
Как говорил Козьма Прутков зри в корень. Если бы вопрос стоял о культурном наследии об изучении русской истории и религии то нельзя пропустить тот факт что славяне пять веков верили в своих родных богов Сварога Рода Перуна Велеса .Почему ни слова об этой вере? Я не отношу себя ни к одной из религиозных концессий но я не могу понять почему русский бог на самом деле обрезанный еврей.Я читал библию и был неприятно поражен какие то ревекки моисеи исаййя алиллуйя у нас что русских слов иимен нету . К сути вопроса попы хотят с младых ногтей готовить паству вся их религия это стремление к наживе.
zoyae
пост #26 / 22:33, 30 апр '10
Здравствуйте!
Подскажите,пожалуйста,где можно посмотреть полностью это интервью с отцом Андреем?