За год до празднования 65−летнего юбилея Победы Россия начала идеологическую борьбу за поддержание имиджа страны, создав комиссию по борьбе с фальсификацией истории. Чем грозят подобные инициативы сверху, Infox.ru рассказал ведущий научный сотрудник Института российской истории РАН Олег Будницкий.
Большинство российских историков настороженно относятся к созданию комиссии при президенте России по борьбе с фальсификацией истории. «Для профессионального историка любое привнесение политики в историю, даже с благими намерениями, это зло», -- считает ведущий научный сотрудник Института российской истории РАН Олег Будницкий.
В тексте президентского указа о создании комиссии говорится, что новый орган будет заниматься «обобщением и анализом информации о фальсификации исторических фактов и событий, направленной на умаление международного престижа РФ, и подготовкой соответствующих докладов президенту России». Но историческими фальсификациями в разные годы занимался и Советский Союз.
Так, при Хрущеве был создан шеститомный труд «История Великой Отечественной войны СССР». Однако в этих книгах практически не упоминался маршал Георгий Жуков, который к моменту издания был снят с занимаемых постов. При следующем советском лидере -- Леониде Брежневе был написан новый 20-томный труд «История второй мировой войны», в котором явно преувеличивалась роль Брежнева в войне. Оба исторических труда объединяет отсутствие данных о потерях Красной Армии. Первая информация о военных потерях СССР была опубликована только в 1993 году в книге «Гриф секретности снят».
Большинство российских историков настороженно относятся к созданию комиссии при президенте России по борьбе с фальсификацией истории. «Для профессионального историка любое привнесение политики в историю, даже с благими намерениями, это зло», -- считает ведущий научный сотрудник Института российской истории РАН Олег Будницкий.
В тексте президентского указа о создании комиссии говорится, что новый орган будет заниматься «обобщением и анализом информации о фальсификации исторических фактов и событий, направленной на умаление международного престижа РФ, и подготовкой соответствующих докладов президенту России». Но историческими фальсификациями в разные годы занимался и Советский Союз.
Так, при Хрущеве был создан шеститомный труд «История Великой Отечественной войны СССР». Однако в этих книгах практически не упоминался маршал Георгий Жуков, который к моменту издания был снят с занимаемых постов. При следующем советском лидере -- Леониде Брежневе был написан новый 20-томный труд «История второй мировой войны», в котором явно преувеличивалась роль Брежнева в войне. Оба исторических труда объединяет отсутствие данных о потерях Красной Армии. Первая информация о военных потерях СССР была опубликована только в 1993 году в книге «Гриф секретности снят».
Мифы войны
Комиссия по борьбе с фальсификациями истории помимо борьбы с антироссийскими заявлениями на Украине и в прибалтийских государствах вполне может заняться прояснением вопросов и с советскими военными мифами, считает Олег Будницкий.
28 панфиловцев. Передовая статья о подвиге 28 солдат (один якобы пытался сдаться и был расстрелян сослуживцами) появилась в «Красной Звезде» 21 ноября 1941 года в разгар битвы за Москву. Уже в январе 1942 автор статьи Александр Кривицкий написал подробный очерк «О 28 павших героях». В апреле 1942 года панфиловцам посмертно были присвоены звания Героев Советского Союза. Основой мифа стала корреспонденция военкора Коротеева о геройских боях 5-й роты с танками противника.
Со временем выяснилось, что в боях участвовало больше человек и результаты сражения не были столь успешными. Тем не менее действительно бойцы как могли, но сдерживали врага. Детали же боя и число бойцов были выдуманы Кривицким. А в 1947 году выяснилось, что ряд участников подвига 28 панфиловцев и вовсе живы. Иван Добробабин был арестован за измену Родине -- после пленения он служил во вспомогательной немецкой полиции. На допросах он рассказал, что действительно получил ранение в районе села Дубосеково, но никаких подвигов, описанных в очерке Кривицкого, не совершал. Выяснилось, что живы и другие посмертно награжденные: Илларион Васильев, Григорий Шемякин, Иван Шадрин и Даниил Кужебергенов.
Вызывает вопросы и подвиг Зои Космодемьянской. Девушка действительно была отправлена в тыл германской армии. По словам историка Олега Будницкого, «субъективно она, безусловно, героиня, но она исполняла бесчеловечный приказ». Отряду Космодемьянской ставилась задача сжигать дома в оккупированных деревнях, чтобы немцам негде было останавливаться. Но выполняя приказ, группа, куда входила Космодемьянская, оставляла зимой без крова и жителей деревень, которые явно не были виноваты в том, что оказались на оккупированной территории.
Немцам партизанку выдал один из местных жителей. «Некоторые крестьянки, чьи дома она сожгла, пытались ее убить: они не понимали, за что она оставила их без крова», -- рассказывает Будницкий. В пропаганде такие детали не упоминались, была использована только положительная составляющая подвига. Подробно подлинная история Зои Космодемьянской исследована в работах Елены Сенявской, говорит историк.
Но в годы войны создание таких мифов было необходимостью, считает собеседник Infox.ru. Нужно было любыми способами поддерживать моральных дух людей, сражающихся на фронте. «Никто не собирается заниматься дегероизацией подвигов», -- заявляет Олег Будницкий. Просто спустя 65 лет нужно разобраться, как все происходило на самом деле.
Знамя Победы
Знаменитое фото Евгения Халдея «Знамя Победы над Рейхстагом» сделано не во время боев -- трудно сделать такое красочное фото в разгар битвы. Безусловно, фотография постановочная. По словам Будницкого, Халдей был командирован в Берлин специально для этого снимка. С собой из Москвы фотограф взял три знамени, сшитые по его просьбе знакомым портным Израилем Кишицером из месткомовской скатерти. Одно из них было водружено на Бранденбургских воротах.
Сам фотограф только в 1990-е признался, что его знаменитый снимок постановочный, и предоставил сохраненные негативы. На одних вариантах знамя развевается, на других оно спокойно. На некоторых фотографиях на фоне Рейхстага видны клубы дыма (дым был сфотографирован отдельно и позднее с помощью фотомонтажа появился на снимке). Тем не менее именно эта фотография остается одним из символов Победы. Так как в основе фотографии реальное событие – взятие Рейхстага.
Историки не видят особой проблемы в этом факте. Тем более что постановочные фото, ставшие известными во всем мире, были, есть и будут не только у СССР (России). Джо Розенталь, например, сделал знаменитое фото «Поднятие флага на Иводзиме». Этот снимок стал одним из самых известных фото времен второй мировой войны и символом целого рода военно-морских сил США – морской пехоты Соединенных Штатов. Флаг действительно был поднят американскими солдатами в разгар битвы, но в окончательном варианте звездно-полосатый флаг был увеличен по сравнению с реальным.
«Охота на ведьм»
В комиссии по борьбе с фальсификациями истории только шесть профессиональных историков. Сейчас эксперты почти уверены, что деятельность комиссии будет носить пропагандистский характер (российская сторона, например, уже выразила протест по поводу решения Парламентской ассамблеи ОБСЕ отмечать 23 августа 1939 года – подписание пакта Молотова--Риббентропа – как день памяти жертв нацизма и сталинизма). Тем не менее историки все-таки надеются, что работа комиссии не станет «охотой на ведьм». «Проблемой фальсификаций должны заниматься профессиональные историки, а не политики и общественные деятели», – уверен Олег Будницкий.
Если вы профессиональный историк и обладаете информацией о фактах фальсификации в советской истории. Если эта информация до сих пор не известна широкой публике. И если она подтверждена вашими исследованиями, Infox.ru приглашает вас к дискуссии. Пишите на имя редактора отдела «Власть». Мы свяжемся с вами.
КОММЕНТАРИИ (18)
Дима
пост #1 / 15:21, 2 авг '09
Всего 6 проф. историков . А сколько надо 200 ? Так они и так заседают в узком кругу ,без всяких общественных деятелей -в Академии Наук . И что общественность знает об этом без "злодеев" политиков - да ни чего .Или им надо получать акредитацию от редактора отдела «Власть» ,что бы считаться не пропагандистами ? Пусть безграмотные в истории ,но такие продвинутые в правозащитной деятельности ,европейские парламентарии будут переписывать историю под свои интересы ? Как тот же пакт?
Чего все так комплексуют по поводу этой комиссии ? Вот недавно заявили что русские будут сотрудничать с немцами в создании единого учебника истории .Историки будут сотрудничать с другими историками .
Завязывайте с пароноей.
DaltTT
пост #2 / 17:01, 2 авг '09
Ну конечно... Как же можно заниматься фальсификациями истории без историков - еще напишут бред по типу Суворова...
alina > Дима
пост #3 / 18:57, 2 авг '09
а вы что именно ждете от комиссии? я имею в виду, каких действий-результатов?
Sanchous
пост #4 / 19:34, 2 авг '09
Любое государство занимается пропагандической деятельностью, умышленно искажая те или иные факты своей истории. Это нормально и соответствует нормам жизни любого общества, вне зависимости от его общественного строя, религиозных исповедований и прочей государственной атрибутики.
PaRt
пост #5 / 20:19, 2 авг '09
Я считаю, прежде чем нам сувать нос в другие государства, которые якобы искажают историю, надо разобраться, а дейстительно ли они её искажают, или это мы сами её исказили. Как можно лезть в дела других, не зная точно, что происходило в то время на самом деле? Как, не зная своей истории, а зная лишь ту историю, что была создана тем тоталитарным строем, можно учить других?
Велс
пост #6 / 00:05, 3 авг '09
Не чего из статьи не понял. К примеру Израиль законно оккупировали евреи или нет? Далее, на каком основании Финляндия вышла из состава Российской Империи? Почему Грузины не выплачивают каждой Русской семье деньги за злодеяния Сталина? Когда США отдаст России Аляску?
Вообще этот писятетель с головой дружит или у него она бобо?
Дима > alina
пост #8 / 01:35, 3 авг '09
Ну во первых что бы разобрались с учебниками истории (их щас по моему кто у годно пишет только не историки) .Как и чего там будут пропогандировать я не знаю ,но не верю что Медведев или ктото из комиссии будут превозносить Сталина.
И еще меня крайне интересует один момент. Я часто нахожу в западной прессе обвинение в адресс России в национализме и чуть ли не в расизме. Я понимаю что имеют место разные инциденты .Но все же я не разу не слышал что бы кто нибудь из руководства страны позволял себе прямо националистические высказывания .
И в тоже время есть огромное количество примеров когда лидеры и политики молодых демократий восточной Европы участвуют в откровенно националистичных и даже фашистских сборищах , учат молодеж в духе национализма -переиначивая для этого историю .Звучат речи о москалях и жидах ,а свободная пресса как будто оглохла и ослепла ,минимум информации и та скрыта под ворохом восхвалений в мнимых успехах на пути к свободе и демократии.
Я хочу что бы комиссия заставила признать и Америку и Европу что подобные фальсификации порождают в людях ненависть к другим народам и способствуют распространению идей фашизма. Хотя я и считаю то практически непосильной задачей - Запад ,так же как и Советы в свое время, привык использовать привлекательную идеологию что б добиваться своих сугубо меркантильных интересов. Но надо пытаться ,а иначе у каждого школьника с запада название Россия будет асоциироваться с Империей Зла - как она описана в экранизации Толкиена ,населенная злобными людоедами орками.
al0253
пост #9 / 06:08, 3 авг '09
Кстати, ни один серьезный факт из указанных в старых советских учебниках истории не опровергнут. А толкование фактов- это уже дело вкуса потребителя. То, что против России воевало около 70% немецких и европейских армий, которые понесли на восточном фронте 90% потерь- это факт.
Историки будущего будут рассматривать эту войну, как битву двух стран: России и Германии. Остальные так, сбоку отирались.
alina > Дима
пост #10 / 08:54, 3 авг '09
На счет учебников - согласна с вами, но это сугубо внутренняя проблема (вы же российские учебники имели в виду?). А на счет "заставить" очень сомнительно. Насколько я понимаю, среднестатистические американцы свято верят, что Вторую мировую выиграли именно они. Как их переубедить? Зато у тех же среднестатистических американцев Россия уже давно не ассоциируется с Империей зла. Они вообще про Росиию мало чего знают, да им и не интересно - далеко слишком.
Andre
пост #11 / 10:54, 3 авг '09
Давайте изучим действия союзников, они тоже там отличились
Жгв > PaRt
пост #12 / 12:09, 3 авг '09
А я так двумя руками за такую комиссию, архивы поднимут, сопоставят с архивами других стран, давно пора все расставить по местам. И даже не важно - кто более других прав. Найти истину, устранить возможности искажений и манипуляций. Да и мы многое узнаем и аргументы всегда наготове будут. Все историю с водкой знают? Ведь, если бы не работа историков,наша страна не имела бы право производить и торговать ей. Убытки, однако.А манипуляторов тьма...
Дима > alina
пост #13 / 22:36, 3 авг '09
Во первых ,Россия находиться так же далеко от США что и 100 лет назад .И как и тогда американцы знали о России то что им скармливали средства массовой информации (ну или из кино ,если мы говорим про среднестатестического американца) ,и надо ли говорить что подобная информация была и остается до нельзя пристрастной .Причем не столько по приказу руководства ,как в Советах, а больше по привитому предыдущими поколениями скрытому национализму. Им с детства была доступна только негативная информация и вырастая они остаються с готовыми стереотипами. Хотя сейчас ситуация немного поменялась (в основном благодаря интернету -обилию информации) и уже меньше американцев считает что русский или большевик или мафиози.
Во вторых я говорил не об удобствах американцев. А о том что нужно бороться с ксенофобией и фашизмом. Это именно то чем занимаються сами американцы и европейцы -правда только на словах.
В третьих .Истории не надо бояться . История у каждого своя ,но у многих похожая. И надо бороться с теми кто пытаеться очернить тебя рассказывая про тебя не былици или искажая реальные факты -потомучто такой человек возбуждает в других ненависть к тебе.
Iolanta > PaRt
пост #14 / 10:33, 6 авг '09
Не любезный.Подойдите к любому пенсионеру на улице и спросите:уверен ли он в сохранении своей пенсии на достигнутом уровне,и чего опасается в ближайшем будущем,как ему живётся с постоянным страхом за возможность оказаться на улице за неуплату коммунальных услуг,не гололодает ли часом,хватает ли на вредные импортные лекарства средств, часто ли путешествует по миру, и вообще,сщитает ли он свою жизь на склоне лет, достойной? Возможно резковатый на слух и ощущения ответ Вас и удивит, но это будет наглядным вам ответом о тоталитарности нынешних режимов.И последнее,не уважаемый. Не соотносите этот ответ только на Россию. Подобную отмашку получите во всех странах третего мира, которых по историческим меркам,ещё совсем недавно,насильственно ввергли в пучину горя,бед и страданий.Ну, рискнёте провести исследование?
Огородников
пост #15 / 10:41, 6 авг '09
Если даже во время войны, чтобы поднять дух и патриотизм народа чего-то и добавляли к подвигам героев, то правильно и делали, а то может бы и до Урала бежали. Если после войны где-то возвышали подвиг нашего народа для воспитания подрастающего поколения в духе преданности своей Родине и готовности отдать за неё жизнь - тоже правильно.
Сейчас пересматривают историю войны, оплевывая даже то, что было на самом деле.
Почему и кто?
Из выступления А. Даллеса 1946 г. "Задачи разведшколам для работы в СССР" (касательно данного вопроса).
"...а сейчас я хочу говорить о той новой работе, которую мы обязаны и будем вести., трудную и куда заметную, но больше всего необходимую сегодня, - я говорю об идеологическом наступлении на коммунизм. Да, да именно о наступлении. Развернутым фронтом. Во всеоружии форм, способов, методов, которым трудно будет противостоять, ибо они начнут действовать, как коррозия, незаметно разъедающая металл.
Теперь, самое основное, после войны, - дискредитация самой идеи коммунизма. Самой идеи! Здесь надо учитывать все, начиная от философских идей, преподнесенных, как новейшее достижение идеалистической человеческой мысли, и кончая антисоветским анекдотом. Вооруженная борьба закончилась, начинаем войну психологическую с мировым коммунизмом. Ибо после войны он вырос в мировую систему и стал угрозой для всего мира..
Над Россией витает ореол спасителя человечества от фашизма. Этот ореол мы должны развеять.
Роль России в войне, уроки истории! Уроки истории тем и отличаются, что человечество быстро их забывает.
У человечества действительно короткая память. А нам это на руку. Мы заплатим немецким генералам десятки, сотни тысяч долларов, и они создадут нам мемуары по истории Второй мировой войны в нужном нам аспекте. Докажут, что не на Востоке, а в Африке, в Италии и на Тихом океане ковалась победа, апофеозом которой стало открытие второго фронта.
Для того чтобы скрыть факт того, что основные силы немецкой армии были прикованы к Восточному фронту, мы должны доказать противоположное. В мемуарах, да еще военных, события ограничены отдельным участком. Надо выбросить такие события и таких авторов...".
Если будут пресекать тех, кто будет пытаться опошлять историю - это правильно, а если наоборот, то это дает основание задуматься.
Председатель Союза советских офицеров Украины Огородников.
Эскадра
пост #16 / 14:36, 8 авг '09
Есть вопросы господину Будницкому в связи с тем, что он рассказал корреспонденту INFOX.RU о подвиге панфиловцев. 30 июня 2009 года Кирилл Бенедиктов, профессиональный историк и писатель, пишет в Интернете об этом подвиге:
«На 114-м километре Волоколамки стоит удивительный памятник. Подбитая немецкая танкетка вздернула гусеницы к небу – из-под стальных траков вырываются лучи из блестящего металла. На колесах танкетки до сих пор настоящая, сделанная в Третьем Рейхе резина марки «Континенталь» – танкетка тоже настоящая, ее вытащили из болота, где она утонула осенью 41-го. Здесь, на окраине деревни Строково, одиннадцать саперов 1077-го полка 316-й стрелковой дивизии И. В. Панфилова почти двое суток сдерживали атаку 20 немецких танков.
Подумайте – 11 человек против 20 танков, наступавших при поддержке пехоты. Двое суток непрерывного боя. Одиннадцать саперов прикрывали отход своего полка и, конечно, не могли надеяться на подход подкреплений. Все они погибли. Все – посмертно – награждены орденами Ленина. Им поставлен памятник. Но, положа руку на сердце, – кто из нас знает их имена?» Источник:
http://vz.ru/columns/2009/6/30/302596.htmlМои вопросы Олегу Будницкому: так вы действительно заявили о панфиловцах то, что пишет Infox.ru? Это ваши слова? «Со временем выяснилось, что в боях участвовало больше человек и результаты сражения не были столь успешными. Тем не менее действительно бойцы как могли, но сдерживали врага». Или они придуманы корреспондентом?
Если ваши, то сколько с советской стороны было защитников? Сколько было немецких головорезов, рвавшихся к Москве? Какими «не столь успешными» были результаты? И объясните смысл вашей фразы «бойцы как могли, но сдерживали врага». Это все, что вы, ведущий сотрудник, можете сказать о подвиге панфиловцев? И если они не совершили подвига, если другие советские бойцы и офицеры не совершили подвигов, то кто остановил немцев под Москвой? Мифологические «русские генералы Грязь и Мороз», сляпанные западными «профессионалами»?
Вы, как «ведущий научный сотрудник Института российской истории РАН», подскажите, где я могу прочитать ваши статьи о подвигах советских солдат и офицеров во время Великой отечественной войны. Или эта Война не является неотъемлемой частью российской империи? Ведь, как вы заявляете, «для профессионального т историка любое привнесение политики в историю, даже с благими намерениями, это зло». Или эта Война вас интересует лишь с точки зрения «исторических фальсификаций», которыми «в разные годы занимался и Советский Союз»? А комиссии по борьбе с фальсификациями истории лучше, по вашему мнению, «заняться прояснением вопросов и с советскими военными мифами»?
Это действительно ваше личное мнение? Или позиция вашего Института? Или это мнение «большинства российских историков», которые, я цитирую, «настороженно относятся к созданию комиссии при президенте России по борьбе с фальсификацией истории».
И еще один вопрос вам, у кого «вызывает вопросы и подвиг Зои Космодемьянской». Скажите, а фотог
Эскадра
пост #17 / 00:25, 9 авг '09
И еще один вопрос вам, так как у вас «вызывает вопросы и подвиг Зои Космодемьянской». Скажите, а фотографии страшно изуродованного тела Зои тоже «постановочные»? Или эти следы бесчеловечных пыток – дело рук «местных жителей» или «советских фотографов»?
В заключение хочу вам напомнить, как и Огородников, цели, поставленные Даллесом, ярым врагом России, перед «профессиональными историками»:
«Над Россией витает ореол спасителя человечества от фашизма. Этот ореол мы должны развеять. Роль России в войне, уроки истории! Уроки истории тем и отличаются, что человечество быстро их забывает. У человечества действительно короткая память. А нам это на руку».
Оказывается, что идеи Даллеса вдохновляют не только американских и западных «профессионалов».
Надеюсь, вы, господин Будницкий, ответите. Ведь каждый должен ответить за свои слова. Или вы рассчитываете, как и Даллес, что «у человечества короткая память»?
Мое личное мнение, и я согласен с Даллесом, хотя он наверняка перевернется в гробу: над Россией действительно витает ореол спасителя человечества от фашизма.
Только, в отличие от Даллеса, я надеюсь, что ЭТОТ ОРЕОЛ ВСЕГДА БУДЕТ СВЕРКАТЬ НАД РОССИЕЙ. И надеюсь, что этому поможет и комиссия при президенте России по борьбе с фальсификацией истории, и Институт российской истории РАН, и каждый из нас: и профессиональных историков, и просто патриотов Русской Истории.
Мой E-mail: sweeta45@mail.ru
Николай Сологубовский
ossian
пост #18 / 16:48, 2 сен '09
Вариант 1: Патриот Иван Сусанин завёл в лес шайку польских террористов, взнамерившихся убить русского царя.....
Вариант 2 Террорист Иван Сусанин злонамеренно завел в лес и погубил группу польских патриотов, несших в Россию права человека, свободу и демократию...
al0253 > Andre
пост #19 / 23:49, 15 июл '10
В истории имеют значение только факты, а измышления по их поводу значения не имеют. Пример: Германия войну проиграла. Среди победителей: СССР, США и др. Лично я считаю, что СССР в войне победил, а США её выиграли, поскольку в войну скорее играли, чем реально воевали. Но это моё личное мнение, и для истории оно не существенно, как и мнения остальных.
Фальсификация истории - это выдумка несуществовавших событий. Пример: в Катыни в головах расстреляных поляков - немецкие пули. Вывод: этих конкретных поляков убили немцы. Но это не значит, что в других местах НКВД поляков не расстреливало. Вот в таких явных фальсификациях и надо разбираться.