В ноябре Дмитрий Медведев выступит с очередным посланием к Федеральному собранию. Президент заинтриговал общественность, призвав на помощь в написании текста широкий круг экспертов и даже неизвестных ранее комментаторов из интернета. Infox.ru со своей стороны составил список тем, которые никогда не звучали в программных речах российских лидеров.
Ежегодное послание президента Федеральному собранию принято считать тезисной программой главы государства на будущий год. В своем выступлении российский лидер, как правило, комментирует самые заметные, с его точки зрения, события и дает направления для работы парламентариям.
Infox.ru изучил три последних президентских выступления – два послания Владимира Путина (2006, 2007) и первую речь Дмитрия Медведева перед Федеральным собранием (2008). Судя по ним, самыми актуальными для российских лидеров остаются три вечные темы: модернизация экономики, борьба с врагами и выплата пенсий. Каждое послание включает и традиционный набор тематических блоков – обороноспособность, социальная политика, подъем науки и модернизация экономики.
К вечным блокам обычно добавляют насущные вопросы, но далеко не все.
Ежегодное послание президента Федеральному собранию принято считать тезисной программой главы государства на будущий год. В своем выступлении российский лидер, как правило, комментирует самые заметные, с его точки зрения, события и дает направления для работы парламентариям.
Infox.ru изучил три последних президентских выступления – два послания Владимира Путина (2006, 2007) и первую речь Дмитрия Медведева перед Федеральным собранием (2008). Судя по ним, самыми актуальными для российских лидеров остаются три вечные темы: модернизация экономики, борьба с врагами и выплата пенсий. Каждое послание включает и традиционный набор тематических блоков – обороноспособность, социальная политика, подъем науки и модернизация экономики.
К вечным блокам обычно добавляют насущные вопросы, но далеко не все.
Темы, которых нет
Infox.ru с помощью опрошенных экспертов составил примерный список тем, которых главы государства не касается в обращениях к парламенту.
Так, например, апрельская речь Владимира Путина (2007) произошла вскоре после убийства обозревателя «Новой газеты» Анны Политковской. В речи президента ничего не было сказано о работе журналистов в России, свободе слова и принципах существования современных СМИ. Эти темы не были востребованными и ранее – в послании-2006 и позднее в послании Медведева (который упомянул только, что «свобода слова должна быть обеспечена технологическими новациями»).
Последние три президентских послания не включали и такие темы, как благотворительность и экология (видимо, потому что обе не являются политическими), проблемы молодежи (наркомания, ВИЧ-инфекция, экстремизм), этика государственной службы (об этом только упоминалось в контексте со всероссийской борьбой с коррупцией), проблема насилия над детьми, состояние системы соцопеки над престарелыми и существование смертной казни. Последнее, уверены эксперты, должно прозвучать в послании этого года, так как в скором времени истекает мораторий на смертную казнь в Российской Федерации.
Среди тем, которые не поднимались главами государства, но о которых «интересно было бы послушать», политолог Дмитрий Бадовский называет судьбу общественного телевидения в России. «Я бы хотел понять, будет оно у нас или нет. Это такая тема, которая периодически всплывает, а потом забывается», -- отметил эксперт.
Говорит, но недостаточно
Бадовский отмечает, что президентские послания почти не касаются темы налоговой политики. «В лучшем случае вскользь или бегом упоминается, -- объясняет эксперт. -- Есть отдельное бюджетное послание. Но все равно остается же большое количество вопросов. У нас эта тема обсуждается аппаратно-бюрократически, а не политически».
Правозащитник и член Общественной палаты Александр Брод считает, что президенту «надо более активно говорить про развитие институтов гражданского общества – чтобы до конца был реформирован закон о некоммерческих организациях, чтобы был решен вопрос о льготном налогообложении, о роли зарубежных представительств».
По мнению Брода, в посланиях ничего не говорится о роли правозащитных организаций. Эксперт уверен, что «власть должна признать правозащитников». «Потому что в регионах продолжают воспринимать правозащитников как врагов, возмутителей спокойствия. Но власть должна понять, что без противовеса в лице гражданского общества, без диалога власть обречена на стагнацию», -- убеждает эксперт.
Дмитрий Бадовский дополняет список тем утверждением, что «не углубляется на политическом уровне» тема борьбы с коррупцией. «В рамках этой темы никогда не было прямого обращения к правящему классу по поводу того, что надо бы заканчивать с этим. И с тем, что правила игры реально изменились», -- заметил политолог.
Адвокат Александр Глушенков сетует, что «с одной стороны, президент говорит очень красивые и правильные вещи, но дальше все это словами и остается; и к реальной жизни это имеет мало отношения». «Надо реформировать всю судебную систему», -- уверен юрист.
Надо бы сказать
Отдельными темами для послания президенту политолог Дмитрий Бадовский называет науку и медицину. По его словам, необходимо «не запихивая скороговоркой в послание сделать национальный доклад по здоровью нации, про все проблемы, от медицинского образования до наркотиков и алкоголизма, продолжительности жизни».
Эксперт заметил, что «пора всерьез поговорить про пенсионную систему». «Понятно, что предыдущая реформа у нас накрылась. И понятно, что сейчас мы поднимаем пенсии и бюджет следующего года – абсолютно пенсионный, но что будет через несколько лет, непонятно», -- констатирует Бадовский.
В последних посланиях ни разу не прозвучала «профсоюзная» тема и тема исполнения обязательств работодателей перед работниками, ответственность за условия труда, в том числе безопасность работы. Накануне послания Путина от 2007 года в Кемеровской области произошел взрыв метана на угольной шахте «Ульяновская», погибло 110 человек. Техногенные катастрофы последнее время для России не редкость. Упомянет ли Дмитрий Медведев в послании-2009 о катастрофе на Саяно-Шушенской ГЭС, пока неизвестно. Равно как и неизвестно, прозвучит ли команда всерьез заняться изучением проблемы безопасности, контроля и технической исправности современного российского производства.
КОММЕНТАРИИ (22)
xzdtgnjhzytmnjyfrh
пост #1 / 12:07, 2 ноя '09
"тема исполнения обязательств работодателей перед работниками" -- дело не только в охране труда. Нет никаких гарантий своевременной оплаты и вообще оплаты. Лет 15 назад массовые невыплаты зарплаты воспринимались как социальная проблема всей страны. Сегодня никто ее не замечает. Речь идет не о крупных промышленных предприятиях и недовольном "рабочем классе" (не знаю точно, как сейчас обстоит дело в этом секторе), а о массовом обмане и бесправии, от которых страдают молодые люди, работающие параллельно с учебой или начинающие "трудовой путь" на различных не слишком престижных и доходных работах. По крайней мере в Москве, типичная ситуация, когда человек проработал месяца три, ему заплатили от силы один раз, продолжая обещать или предъявив встречные претензии, после чего он уволился и поступил на другую такую же работу. Есть фирмы, которые годами существуют, все время нанимая новый персонал и никому не платя. Никаких способов заставить их платить нет -- это огромная и массовая проблема, но ни правительство, ни президент, ни чины рангом пониже ее не замечают.
Geoba
пост #2 / 12:15, 2 ноя '09
....о чем не скажет президент...
Старый советский анекдот в тему: Заходишь в магазин - чего только нет! Масла нет, мяса нет, мыла нет... :-)
iivafan
пост #3 / 14:01, 2 ноя '09
......Говорит, но недостаточно.....
а ведь точно подмечано, говорить то это одно, а надо еще и делать
MAR
пост #4 / 17:51, 2 ноя '09
Я не понимаю, почему никто не верит Дмитрию Анатольевичу. На мой взгляд, этот человек на 100% заслуживает доверия. Пока он исполяет все, о чем говорит.
administraciya_prezidenta > MAR
пост #5 / 18:07, 2 ноя '09
полностью вас поддерживаю!
MAR > administraciya_prezidenta
пост #6 / 18:18, 2 ноя '09
Ну слава богу, хоть один нормальный человек нашелся..только подпись какая-то странная
administraciya_prezidenta > MAR
пост #7 / 18:23, 2 ноя '09
а чем она вам не нравится?
посетитель
пост #8 / 21:19, 2 ноя '09
Пока у нас в стране не будет СОЦИАЛЬНЫХ ГАРАНТИЙ - ничего не сделать, а что б они были, нужно в корне пересмотреть строй, при котором мы живём. Капитализм - себя, можно сказать, изжил.
tolya > Geoba
пост #9 / 01:42, 3 ноя '09
А где тут смеяться-то я не понял? Разве что над сочинителями анекдота...
потому что такое при СССР было разве что в сельмагах в деревне! Но сейчас не только сельмагов нет, он нет и деревень, а жители все вымерли, скоро и города вымрут! Скоро все вымрем! А мёртывм масло, мясо мыло не нужны... А сейчас уже можно и посмеяться... над собой конечно, а не над тем СССР.... Только что-то не смешно звучит... Кстати даже в сельмагах мыло и хлеб всегда были... Не было водки и прочих деликатесов... Но что мы тогда любили, а что нет... Может напомнить? Импортную колбасу, копчёную колбасу, индийский чай, тушёнку, маринованые огурчики... импортную одежду и технику... А что не любили? А не любили отечественную одежду, свои овощи фрукты, свою технику... У нас тогда было извращённое восприятие! Вот отсюда и эти дурацкие несмешные уже анекдоты! Тогда над ними смеялись... Но сейчас этот тогдашний смех звучит как смех над нашей тогдашней глупостью! И всё это потому, что мы не знали, каков этот импорт ибо не было у нас этого в достаточном количестве. И это не был показатель бедности, ибо своего товара и сейчас уже ясно более высокого качества чем этот импорт было достаточно! Зато сейчас нет! Вот сейчас например есть бумажные пакеты? Нет, везде целофан! Но прогресс ли это? Нет конечно! Тогда продавались авоськи для арбузов, но куда они подевались, или считают, что люди арбузы покупать не должны? Другой пример... Купил итальянские туфли, через три месяца порвались. отнёс в мастерскую, а там сказали, что ремонту не подлежит! А вот когда я покупал свои отечественные фабрики "Буревестник" они были хоть и грубоваты, но сделаны из добротных качественных материалов. Я носил их три года каждый день. И всего раз подбил каблуки! Потому что буржуи делают не для людей, а для продажи... Но мы-то думали, что это не так! Многие и сейчас считают, что итальянский костюм лучше нашего советского фабрики "Большевичка". Что же у людей просто дурной вкус. И у нас при СССР был такой же! Ведь наполнили магазины этим импортом, прилавки ломятся! А рады люди ему? Жрут ли они тушёнку банками? Нет конечно! На американские консервы вобще блюют, хотят наших. А тогда банка импортной консервированной ветчины, это вобще царское угощение было! А сейчас кото будет это есть? Да предпочтут либо свою ветчину, либо просто батон докторской колбасы, но своей! На импортную колбасу вобше плюют. Её сейчас даже не продают, никто не берёт потому что. А раньше при СССР финское салями, это же вобще верх блаженства! А маринованные огурчики? Да их десятки наименований в любом магазине! Но кто их берёт-то? От них только изжога и живот болит! Ну конечно мы этого не замечали тогда казалось это изумительно, деликатесом! А потому что ели редко и мало и не знали, что это полная фигня... А сейчас напротив, хочется солёных бочковых, но нет их... А тогда были! Настоящий дефицит это сейчас, а не тогда, дефицит хороших отечественных товаров. Но многие этого не понимают, потому что импорта полно! НО понять что свой к
Geoba > tolya
пост #11 / 06:35, 3 ноя '09
....А где тут смеяться-то я не понял?....
Не над всеми анекдотами надо смеяться, речь шла об аналогии... О чем только не скажет Президент - о деградации науки и образования не скажет,о плохой медицине не скажет, о амморальном, примитивном TV не скажет, о утраченной вере в государство не скажет, о..., о... о... НЕ СКАЖЕТ! А если даже и скажет, то вряд ли что то изменится... Опыт ежегодных пустопорожних "сказаний" у России есть... и не единождый.. :-(
tolya > Geoba
пост #12 / 11:37, 3 ноя '09
Я с вами согласен, однако это только предположение... давайте всё-таки послушаем самого президента...
Geoba > tolya
пост #13 / 12:56, 3 ноя '09
... давайте всё-таки послушаем самого президента...
:-) Давайте! Хотя, что может сделать один Президент, даже с самыми искренними и правильными устремлениями??? Ведь данная должность лишь логически завершает огромную властную пирамиду... со всеми вытекающими.. Этот коррумпированный государственный асйсберг не осилит никакое "глобальное потепление"... :-(
tolya > Geoba
пост #14 / 18:32, 3 ноя '09
Вобщем мне сложно понять логику ваших рассуждений. Конечно один в поле не воин, это ещё Маяковский сказал.... Но у меня такая, не надо бежать поперёд лошади... Мы гадаем, что он скажет, а что нет! Я так думаю его "Россия вперёд!" может фактически оказаться "Россия назад!" По крайней мере последние годы с 1990 года мы именно туда и идём! Я не верю Медведеву и не верю правительству, оно давно себя дискредитировало... Но всё-таки, для обвинений нужны доказательства... У Медведева немалый рейтинг и он вызывает симпатии. Но я думаю он лохонётся и потеряет свою популярность. Но для этого нужны причины! Дело всё в том, что если люди идут за Медведевым, то автоматически Россия теряет надежду на лучшее! Куда нам идти тоже понятно, за коммунистами. Для нас это КПРФ. Хотя это не совсем та коммунистическая партия, у неё нет чёткой и понятной программы и к тому же там большая доля либерализма, расплывчатости и вобще нет чёткого курса партии, стратегических задач и тактических и вобще программа в целом напоминает предвыборную агитацию... Но в целом направление правильное, восстановление социалистической системы, восстановление завоеваний социализма и т.д. и т.п. Но один пункт настораживает "поддержка малого и среднего предпринимательства" это в программе коммунистической партии-то! Но лозунги у них совершенно правильные и даже громкие. Однако у нас в России нет других стоящих коммунистических партий. В целом не так критично... Я думаю слабость и либерализм КПРФ обусловлен лидером этой партии тов. Зюгановым. Слабый лидер, либеральный лидер ведёт к слабости и либерализму самой партии. Это даёт и другой эффект, партия не пользуется широкой поддержкой и авторитетом среди народа и это главная причина того, что русские не рвутся в бой свергнуть власть и восстановить все завоевания советской власти... И хотя КПРФ многое из этого предлагает, но это чётко ясно и просто не сказано в программе этой партии и даже разбавлено попытками кое-что оставить из этого буржуазно-олигархического режима! Нет например чёткого понятия того, что те кто развалил Россию ответят по закону... Что так же многих отталкивает от этих коммунистов. Но среди членов этой партии большинство её членов всё таки правильные коммунисты, они понимают недостатки и слабости своей партии и они придя к власти всё сделают правильно! Поэтому несмотря на всё это именно этой партии можно доверять и идти за ней она приведёт к лучшему и люди получат то, что все давно уже хотят! А лидера и программу можно будет поменять при случае. Главное чтобы хотя бы эти коммунисты захватили власть и начали процесс отката реформ и восстановление социализма.
valermakar > MAR
пост #15 / 19:28, 3 ноя '09
А чего он исполнил-то. Что-то где-то кое-где у нас порой улучшается?
Geoba > tolya
пост #16 / 19:28, 3 ноя '09
..они понимают недостатки и слабости своей партии и они придя к власти всё сделают правильно!...
:-( Ой,..! Сколько Вам лет, что верите в эти агитационные лозунги? Никогда не слышали народную мудрость, что на одни и те же грабли дважды наступать не стоит? Или другую,тоже подходящую :-) - в одну воду дважды не войдешь... А есть еще и третья, самая мудрая!- НИКОГДА НЕ ВОЗВРАЩАЙТЕСЬ ТУДА, ГДЕ ВАМ БЫЛО ХОРОШО, ибо все это в прошлом...
valermakar > Geoba
пост #17 / 19:33, 3 ноя '09
Ну почему же, просто нужна очень сильная личность, например, Лукашенко и Чавес. А что можно ждать от ельцинской когорты?
valermakar > tolya
пост #18 / 19:35, 3 ноя '09
Не соглашусь с вами в оценке Зюганова. Очень велика его заслуга в отражении атак Кремля по приватизации партии.
tolya > valermakar
пост #19 / 20:50, 3 ноя '09
А Вы поинтересуйтесь мнением членов этой партии! Ну разве это программа?! Какая программа была у коммунистической партии в 1917 году? Какие лозунги?
И почему за коммунистами тогда пошли? А пошли потому что у партии были простые и понятны цели и задачи. Вся власть советам, землю крестьянам, фабрику рабочим и мир! Кроме того, все чётко знали, что та партия была непримирима в борьбе с буржуазией! Те коммунисты сидели в тюрьме за убеждения и не боялись идти против власти! Поэтому и пошли люди за теми коммунистами, потому и победила октябрьская революция 1917 года! А у этих в программе понаписано чёрте что, без бутылки не поймёшь и нет чётких и ясных целей... А вот пунктик по развитию среднего и малого бизнеса имеется... И статьи Зюганова говорят о том, что он идёт на соглашательства с властью... Я лично ничего против Зюганова как человека не имею, только это не тот человек, который должен всё таки стоять у руля коммунистической партии которая собирается захватить власть... Тут надо было вместо той галиматьи написать просто восстановление всех достижений советской власти. Это было бы просто и понятно. Все бы сразу поняли куда идёт КПРФ и не надо подробно расписывать попунктно что и как... Ведь мы все родом из СССР... Просто написать чем отличается...
Но этого нет... Вот и не идут люди за этой коммунистической партией...
tolya > Geoba
пост #20 / 21:23, 3 ноя '09
А что вы так трагично? Всё зависит от нас и нашего выбора! Ну и с чего вы решили что это были грабли? Просто были отдельные недостатки которые вовсе не являются неотъемлимой частью той системы, а перегибами, с которыми надо было бороться. К тому же сейчас это воспринимается по-другому и они не кажутся такими уж плохими как тогда... Мы тогда были в заблуждении своих оценок потому, что тогда был железный занавес и изоляция... А то, что могло быть по другому это факт, достаточно посмотреть на Белоруссию... Кроме того партия осознала и признала свои ошибки а главное она очистилась от предателей. Так что КПРФ можно доверять. К тому же у нас нет другого будущего кроме как возврат в прошлое, капитализм это уже прошлое а будущее социализм. Так что это та река, которую нам просто не избежать этого, если мы не хотим прийти к полному краху! И к тому же придётся поторопиться, а то иностранные государства растащат по кускам, уже ждут пока будут готовы!
Geoba > valermakar
пост #21 / 21:33, 3 ноя '09
..просто нужна очень сильная личность..
Хотелось бы чего то понадежнее.. :-) Любые личности, даже "сильные", рано или поздно уходят, и без них, как без позвоночника,рушится вся система, погребая под собой мирных обывателей.. По мне, так лучше сильные законы...
Geoba > tolya
пост #22 / 21:39, 3 ноя '09
...Кроме того партия осознала и признала свои ошибки а главное она очистилась от предателей...
Захотелось перечитать Некрасова.. :-( :-( :-(
tolya > Geoba
пост #23 / 22:44, 3 ноя '09
Это не шутка, а факты... глупо их игнорировать! Впрочем поинтересуйтесь этой партией КПРФ и я имею ввиду и поймёте, что я прав.