Включить в печать
опубликовано 10 дек ‘09 17:30

«Основы православной культуры» через современные реалии

текст: Алина Черноиванова/Infox.ru
Infox.ru ознакомился с полной версией нового учебника по «Основам православной культуры» Андрея Кураева. До Нового года учебник будет дорабатываться, но его материалы уже почти готовы для рассмотрения в Минобрнауки. В апреле 2010 года по нему могут начнать заниматься первые школьники, попавшие в эксперимент по изучению «Духовно-нравственной культуры».

Русская православная церковь завершает работу над учебными материалами по курсу «Основы православной культуры» в рамках федерального эксперимента по изучению в школах религиозной культуры и этики. На днях проект учебника для школьников, подготовленный профессором Московской духовной академии протодиаконом Андреем Кураевым, был представлен чиновникам от образования для рецензирования. Как уточнил на своем портале Кураев, до Нового года учебник еще будет дорабатываться. Пока же Infox.ru ознакомился с полной версией кураевских материалов.

Структура

Курс «Основы православной культуры» предусматривает 33 урока (по два академических часа в неделю в течение второго полугодия 4-го класса и первого полугодия 5-го класса). 29 уроков прописаны в учебнике. Остальные учитель использует для разъяснения курса и итоговой проверки знаний.

Русская православная церковь завершает работу над учебными материалами по курсу «Основы православной культуры» в рамках федерального эксперимента по изучению в школах религиозной культуры и этики. На днях проект учебника для школьников, подготовленный профессором Московской духовной академии протодиаконом Андреем Кураевым, был представлен чиновникам от образования для рецензирования. Как уточнил на своем портале Кураев, до Нового года учебник еще будет дорабатываться. Пока же Infox.ru ознакомился с полной версией кураевских материалов.

Структура

Курс «Основы православной культуры» предусматривает 33 урока (по два академических часа в неделю в течение второго полугодия 4-го класса и первого полугодия 5-го класса). 29 уроков прописаны в учебнике. Остальные учитель использует для разъяснения курса и итоговой проверки знаний.

Первые 16 уроков приходятся на четвертый класс. Эту часть вполне можно назвать введением в православие. Каждый урок посвящен основным понятиям веры: Библия, Христос и его крест, Пасха, покаяние, храм, икона, заповеди. Несколько уроков посвящены понятиям «милосердие», «совесть», один из уроков отведен под разговор «О сплетниках», еще один рассказывает о языке жестов, который используют глухонемые в церкви. В учебнике раскрываются общечеловеческие принципы морали и поведения, которые, по идее, должны воспитывать в детях родители. Правда, согласно названию курса, они рассматриваются через призму православной веры.

Ученику в начале каждого занятия сначала предлагается подумать самостоятельно, например, почему люди иногда говорят «Слава богу!» или «О боже!» (урок № 1 «Бог»). Затем в доступной форме разъясняется предмет урока. Первый урок, в частности, содержит историю о мальчике Ване, спасшем котенка от стаи бродячих собак. Мальчик оказывается единственным верующим в Бога ребенком в классе, и заинтересованные одноклассники пытаются узнать у взрослых: «Что такое Бог?». Первым, кто отвечает на этот вопрос, оказывается преподаватель физики. Видимо, его появлением решается проблема соотношения религии и науки, которая может возникнуть у четвероклассников.

Каждый урок учебника включает «Копилку знаний» – врезки с дополнительной информацией по теме – это и факты из истории, рассказ о происхождении и значении слов (например, «Ликование. Корень «лик». Слово пришло к нам от древних готов (это не современная молодежная мода, а древний народ). У них оно означало танец. Ликование – это вершина радости… Смысл православия и состоит в том, чтобы возвести человека к такому состоянию, когда Бог становится для него очевидностью»), выдержки из Библии, стихотворения (Михаил Лермонтов, Александр Солодовников, неизвестная монахиня Новодевичьего монастыря).

Завершается урок проверочными вопросами и предложением: «Сядем в кружок». Например, урок № 2 «Православие» предлагает ученику в числе прочего выбрать правильный вариант в вопросе: «Главное сокровище России – это ее леса, нефть, машины, алмазы, люди». «Основы православной культуры» учат ребенка, что в данном случае верный ответ может быть только один – «Люди». В рубрике «Сядем в кружок» школьникам предлагается обсудить то, о чем они узнали на уроке.

Вторая часть курса – пятый класс. Здесь для уже подготовленных 4-м классом учеников излагаются необходимые для православного человека знания: как христианство пришло на Русь, отношение христиан к природе, к семье, войне («Знаете ли вы войны, где вместе против общих недругов сражались христиане, мусульмане, буддисты, татары, калмыки, русские?»), труду. Дается ответ на вопрос: «Зачем творить добро?». И, наконец, разъясняются заповеди, Божий суд («Люди всех религий согласны в том, что тело подобно ракете, которая за несколько коротких минут выносит космический корабль в его долгий полет. Тело умирает, а человек – нет. Просто его душа перестает пользоваться телом»), существование монастырей и понятие литургии. В конце учебника приводятся темы для исследовательских работ и сочинений, а также текстовые задания по курсу.

Ближе к детям

Учебник написан доступным для ученика младших классов языком и в приближенной к реалиям современных детей форме. Наряду с классической «Снежной королевой» и советским Чебурашкой (его вспоминают из-за неудачной песенки со словами «Если мы обидели кого-то зря, календарь закроет этот лист…») в учебнике есть отсылки к «Хроникам Нарнии» и «Властелину колец»; невидимость души сравнивается с невидимостью телевизионной передачи без телевизора; а в уроке № 9 автор проводит параллели с игрой в компьютерную «стрелялку»: «Если ты с совестью не согласишься – превратишься в робота, движениями и мечтами которого стал управлять твой же компьютер».

Впрочем, иногда стремление автора быть крайне осторожным в формулировках приводит к не самым удачным умозаключениям. «Если у вас дома есть собака, а к вам пришел незнакомый человек – посмотрите, сможет ли он наладить добрые отношения с вашим зверем. По реакции собаки на него вы поймете – добрый человек зашел к вам или же просто умный», -- пишет Кураев в уроке об отношении к природе. А в уроке «Заповеди блаженств», по сути, утверждается возможность лжи во благо: «Вот три подружки… дадим им имена Сьюзанн, Энн и Эмили. Сьюзанн и Эмили поссорились. Через несколько дней Сьюзанн встречается с Энн. Энн рассказывает ей, что вчера виделась с Эмили. – «Да? И что же эта дрянная девчонка тебе про меня сказала?»… В этой ситуации лучше соврать. Лучше придумать несуществующий добрый отзыв Эмили о Сьюзанн, нежели с точностью диктофона воспроизвести реально сказанные дурные слова. Лучше, если Энн скажет: «Эмили так переживает ваш разрыв! Она так хочет с тобой помириться и снова дружить с тобою!».

Несколько странным для христианской морали кажется и утверждение мира с позиции силы: «...Удивительно, но сегодня в Сарове, городе, выросшем вокруг монастыря, где жил святой Серафим, находится завод, работающий с ядерным оружием. Это завод был построен вскоре после окончания Великой Отечественной войны (и через сто лет после кончины святого Серафима). Недруги России, зная, что у нас есть атомные бомбы, боятся нападать на нашу страну, и потому уже более шестидесяти лет мы живем в мире» (урок № 13 «О сплетниках»).

В то же время в новом учебнике корректно прописаны отсылки к другим существующим в России конфессиям и атеизму. Отдельного урока, разъясняющего существование наравне с православием других религий, курс не предусматривает, но учебник, во-первых, предполагает, что школьник не является верующим (или, лучше сказать, «практикующим православным») априори, и, во-вторых, у ученика, изучающего «Основы православной культуры», существуют одноклассники, который могут заниматься по другим курсам «Духовно-нравственной культуры». Школьникам время от времени предлагается «заглянуть в учебник к одноклассникам, изучающим основы светской этики», спросить у одноклассников-мусульман, что такое Коран, расспросить у иудеев об Иерусалиме, а у буддистов – знакома ли им история о царевиче, который стал монахом.

Реализация

В целом учебник производит хорошее впечатление. Видимо, поэтому не вызывает нареканий даже упрощенная история крещения Руси – романтическая история о том, как послы киевского князя, посетив храм святой Софии в Константинополе, были поражены («Мы не знали, где мы находимся – на небе или на земле!»), завершающаяся словами: «И князь Владимир решил принять православие». Политические аспекты этого события школьники узнаю позднее.

Но очевидно, что очень многое будет зависеть от преподавателей, которым предстоит вести этот курс. У Минобрнауки нет четкой позиции, что это должен быть именно историк. Будущим учителям религиозной культуры в любом случае придется пройти специальную подготовку. В том числе изучить курс «Основы религиозных культур и светской этики» -- учебник по этому курсу уже разработан.

КОММЕНТАРИИ (37)
anna
пост #1 / 17:54, 10 дек '09
вот как ни крути. сомнительное это предприятие. пусть детям просто культурологию читают. и некоторые утверждения господина Кураева это только подтверждают.
ганс
пост #2 / 18:04, 10 дек '09
и по мне сомнительное, не место урокам религии в школе, для этого есть воскресные школы и т.д. Кто хочет отведет ребенка туда, а если появится желание позже уже сам пойдет. В рамках культурологии пожалуйста.
khan
пост #3 / 18:05, 10 дек '09
Мы должны понимать, что любая религия, любое верование -- тоталитарно. Если вы хотите, чтобы ваши дети стали деталькой, долькой стада, приведите их к фанатам футбольного клуба. Пусть ходят в шарфах, орут идиотские речевки и поклоняются идолам типа, прости Господи, Аршавина. На хрена надо спотыкаться о грабли, которые в семнадцатом году ударили по лбу многим, был такой предмет -- Закон Божий. Неужели в многоконфессиональной стране нельзя было ввести, скажем, предмет -- история мировой культуры? Что, наши ребята, не учившие Закон, когда бомбили Югославию, ехали защищать православных, были безбожниками? Мы крещены, но долбить об этом не надо. У каждого русского, если он русский не только по паспорту, и без школьной долбежки есть в душе и православие, и гордость за свою веру, и готовность встать на защиту этой моей и нашей веры. Если кто помнит, под Кандагаром в 88-ом году духи отдали парня-десантника, теплого еще. Ему предложили принять мусульманство, отказался. Закололи. Казалось, что ему -- комсомольцу? Ан, нет. Россия религию и без учебников не меняет. У нас, если ты мусульманин, то - мусульманин, и горд этим, если православный, то -- до смерти. Потому что мы -- русские, что татары, что калмыки, что славяне... Вот так, братва! Вере в школе не научишься, это в крови.
isds11
пост #4 / 18:21, 10 дек '09
Привет из солнечной и тёплой Сибири(-16 по старику Цельсию). В общем и целом идеология нужна в России, так же как и в др. странах. Был Коммунизм сейчас Православие. Что не очень отлично! Но меня лично интересует: когда девочкам скажет батюшка, что они люди второго сорта? А-А-А!? У меня растут 2 девченки :)))!
Irra > isds11
пост #5 / 19:23, 10 дек '09
А кто сказал про второй сорт? Даже то, что женщина была создана Богом после мужчины, говорит о том, что это был усовершенствованный, модернизированный вариант. Мы мудрее и позволяем мужчинам думать, что они главнее.
isds11 > Irra
пост #6 / 20:18, 10 дек '09
Ага Ага уважаемая Irra. А ещё по недокументированной версии Библии: так ваш брат вообще 3-тье издание человека!! Второй экземпляр был тоже женского полу человек Увы запямятовал её почтенное имя! От неё, кстати ведут свой род разные гадалки, ведьмочки, Бабы Ёги :))) и прочие клиентки "славной" инквизиции! Так вот Адам смекнул, что с Такой Женщиной ему не справиться и выпросил у товарища Бога экземпляр попроще т.е. Вас-Женщины! Ага вспомнил это имя - Лилит! Говорят очень умная и проницательная дева получилась :)))!
А серьёзно ведь премудрости православного "учения" будут объяснять священники -мужчины. И в Библии женщина - подчинённый пол -увы и ах.
Irra > isds11
пост #7 / 21:55, 10 дек '09
Так не грех и подчиниться, если мужчина умный и способен взять на себя, согласно заповедям, заботу о семье.
isds11 > Irra
пост #8 / 22:44, 10 дек '09
Точно так Irra! Именно так и задумывалась покорная женщина! В общем-то вопрос заключается в равноправии полов и ни в чём другом! А об этом и в Библии ни словом ни духом ни слова! В прочем в других религиях положение женщин ни сколько не лучше! :(((!
npn > anna
пост #9 / 23:32, 10 дек '09
никто не собирается детей обращать в веру. Просто образуют, коль скоро Русская культура выросла на почве Православия. А то мои ровесники и люди постарше-помоложе, кто не воцерковлён, в смотрят в книгу видят фигу. Это я про русскую классику, например. Без определённого представления о Православии, церковной истории, особенно отечественной церкви, невозможно понять русских классиков. Вот так. Целых 70 лет гуманитарное образование у нас пробуксовало...
Irra > isds11
пост #10 / 00:25, 11 дек '09
А мне совершенно не нужно равноправие. Не хочу пахать наравне с мужчинами и решать глобальные проблемы. Я хочу уюта и покоя в своем доме. Я хочу, чтобы меня любили, уважали и оберегали. И положение женщины в Православии меня вполне устраивает.
sam_mat > npn
пост #11 / 07:43, 11 дек '09
надожь! как вы лихо завернули- кто не с нами-- тот идиот...
где то мы это уже проходили-- вот так мракобесы и начинаются!!!
пашите свой огород и в наш не лезте! мой ребёнок однозначно не будет проходить подобных курсов- не дадим нынешним правителям послушное стадо, не дадим!!!
Fram
пост #12 / 08:03, 11 дек '09
Введение еврейских сказок в курс средней школы это конечно замечательно. Это прецедент, теперь с образованием можно делать все что угодно.
язычники > Irra
пост #13 / 11:02, 11 дек '09
плохо вы милочка знаете историю христианства. они спорили есть ли женщина человек, так как в библии не указана что у женщины есть душа, а вы говорите что вас все устраивает.
Вот у язычников женщина почиталась святой, так как давала жизнь.
а сколько "ведьм" пожгли истинно верующию и всех любящие христиане?
вы вообще библию читали? прочтите ветхий завет, это сборище извращений... и этому они собираются учить ваших детей. давайте хлопать в лодошки.
язычники > npn
пост #14 / 11:02, 11 дек '09
именно собираются обращать. ведь вере нельзя научить, так зачем эти уроки? кому это выгодно?
msvjato
пост #15 / 11:36, 11 дек '09
по-моему - это вообще довольно глупое начинание. Таким путем наш народ не воспитать. Оболванить можно, но нужно ли это самому народу, а не тем, кто над ним - вот в чем вопрос?
Irra > язычники
пост #16 / 12:13, 11 дек '09
Так мы о Православии или о тех, кто сжигал "ведьм", что-то у вас каша в голове. А читать можно и Ветхий и Новый завет так, как удобно, подгоняя содержимое под свои идеи. История человечества вообще сборище жестокости и извращения. Может быть и историю не изучать?
А по поводу души: Иисус сказал, что все равны перед Богом, и ребенок, и старик, и мужчина, и женщина. Просто не надо путать свои обязанности перед людьми, семьей и богом. "Эмансипе" - это было модно еще в 19 веке.Так же модно, как и глупо.
anna > npn
пост #17 / 12:13, 11 дек '09
согласна с вами по поводу необходимости представления о православии и так далее. но не кажется ли вам, что это должно преподаваться в рамках культурологии? углубляться или не углубляться - пусть дальше человек (или его родители) сам решает.
язычники > Irra
пост #18 / 12:44, 11 дек '09
ваше право во что верить. просто вы ща сказали короную фразу всех христиан, "исус сказал" :) Кому сказал? как сказал? мож он пошутил, мож пьяный был... почему вы ставите библию как неприклонную истину? ведь именно на этом строиться ваше вера :) а еще на страхе, что в царствие божие не попадете, что бог вас покарает, что накажет вас через детей ваших... добрый бог, нечего сказать. из страха верят только рабы :)
Да РПЦ в средневековье людей на кострах не жгла, их в срубах сжигали.
если не верете то просто подумайте и ответе.
Христианство (православие) это самая хорошая религия? если да то чем она лучше остальных, обоснованно с фактами.
вы согласны свою религию поменять? на любую другую, без раздницы какую.
так почему же наши предки сменили свою религию исконную на христианство? как происходила эта смена? слово изувер знаете? а откуда оно взялось? это слово произошло так ИЗ УВЕРовавших... тобишь из уверовших в христа.
и что творили эти религиозные фанатики? ведь все во имя бога...
язычество это почитание богов, прославление, отсюда кстати слово ПРАВОСЛАВИЕ - СЛАВИТЬ ПРАВЬ (ПРАВЬ МИР БОГОВ)СЛАВИТЬ, А НЕ МОЛИТЬСЯ И ПОКЛОНЯТЬСЯ. бог дал людям жизнь и его за это любят, нам всем дали жизнь наши родители и для язычника они ближайшие боги. Вас родители могут покарать? а еще они станут за ваши проступки карать внуков? а в библии есть такие примеры, когда Хам опозорил отца своего Лота, кого наказал Лот? сына? нет внука... истинно жидовская мораль.
Чайка > isds11
пост #19 / 12:46, 11 дек '09
Попала случайно на венчание, так там говорилось о том, чтоб муж жену слушался во всём! А вы говорите про какойто второй сорт! Может это у католиков во времена инквизиции было?
Чайка > язычники
пост #20 / 13:04, 11 дек '09
ну что вы всё в средневековую Европу бегаете за объяснениями?! а вместо ветхого уже новый завет имеется! )))) вы правильно написали что нужно знать историю, а ещё лучше понимать разницу между настоящим и прошлым, католичеством и православием, между жаждой наживы + властью и настоящей верой. всё это очень сложно и неоднозначно, и по этому рубить с плеча неразобравшись наверное не следует.
А что касается школы, то тут наши продвинутые новаторы школьных реформ оплашали - это нужно делать более деликатно и семь раз отмерить прежде чем внедрять!
npn > anna
пост #21 / 10:18, 12 дек '09
Ну какое там может быть углубление? В школе. Так, ознакомятся и всё. Если же включить туда культурологию, то вообще будет поверхностно. Толку не будет.
npn > Чайка
пост #22 / 22:27, 12 дек '09
Нет в Православии никаких сортов. Не хватало слушать про Православие от «язычников»...
Big_tigger
пост #23 / 19:55, 13 дек '09
Язычникам

(1) Вы говорите о почитании родителей, но в Православии, как христианстве в целом, и насколько мне известно, Исламе - это основа основ.

Библия прямо говорит о том, что ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА напрямую зависит от почитания родителей - "почитай отца своего и мать свою и здрав будеши".

(2) Теперь о главном. Отличие ваше от Православия - кровь и жертвоприношения. Здесь вы мало отстоите от тех самых радикальных иудейских сект, за которые Бог наказывал наказывал народ израильский. Именно об этом Ветхий Завет.

Новый Завет, который принес нам Сам Господь Иисус Христос - о любви и милосердии, и о БЕСКРОВНОЙ ЖЕРТВЕ.

С тех пор "жертва Богу дух сокрушен, и сердце смиренно Бог не уничижит..."

В отличие от язычников, приносящих, КРОВАВЫЕ жертвы.

Индия - языческая страна, я прожил там девять лет. Индуизм крупнейшие английские специалисты (это - не мое субъективное мнение характеризуют как религию языческую (около 3 млн богов!!! - в каждой деревне - свой)Каждый день в газетах сообщения о принесенных жертвах - одно одного ужаснее - про колодцы забитые изрубленными, про бездомных детей, приносимых в жертву на кладбищах и т.д.

Вы - язычники, хотите вы того или нет, обманутые или сознательные приспешники сатаны, объективно выступаете на стороне Зла, отпавшего от Бога и борющагося с ним Денницы, аггела, решившего в противовес Богу построить свою власть не на Любви, а на Ее отрицании, т.е. ненависти.

Но каждому воздастся по Вере его. Аминь.
Big_tigger
пост #24 / 20:25, 13 дек '09
Язычникам

Теперь про изуверов. Из уверовавших во что?!

Именно так в древние времена назвали на Руси сектантов, духовных извращенцев, по своеволию и гордыне кроящих на свой лад учение Христово, и и уверовших в свою ересь (хлысты, пятидесятники и т.)д - в основном в сосланных в Сибирь бандитов, которые там устраивали фактически свои собственные малины и в этом ничем не отличались от язычников.

А вот другое слово опреленно, более определенное - ПОГАНЬ. От слова ПАГАН (паганец) - много-божник, язычник.

Так что смотрите Даля и в даль внимательтней...
isds11 > npn
пост #25 / 20:02, 14 дек '09
Ну чего ж вы "npn" ругаетесь а? Ну кокой я язычник? Просто анализируя всевозможные религии можно прийти к неутешителбному выводу о второстепенной роли женщины! Я скорее атеист! А к вопросу о второсортности женщин в православии, то можно посмотреть новость(она как раз под вашим постом, уважаемый(-ая) npn) об охлаждении отношений между РПЦ и протестантами Германии.Основная претензия РПЦ к протестантам-у них епископ ЖЕНЩИНА!!! Представляете какое "осквернение" традиций А?
npn > isds11
пост #26 / 22:32, 14 дек '09
Я не ругаюсь. С точки зрения Православия атеист и есть вариант язычника. Точнее, язычник - верящий в суеверения. Как правило, атеисты этим страдают. Но не все, признаю. Ну ладно, хватит обличать язычников, верят во что хотят.
Священство дано только мужчинам. По причинам, о которых можно только догадываться. Такое грубое попрание традиции не может не сказаться на отношении к протестанской церкви. Чему же удивляться?
Для справки, Богородица - женщина. Тем не менее, она почитается в Православии выше всех людей. «Честнейшая херувим и славнейшая без сравнения серафим» - как Вам это?
Выше херувимов и несравнимо лучше серафимов. Самым совершенным смертным человеком была именно женщина. Только вариантов почитаемых икон Богородицы в Православии насчитывается больше 300!
isds11 > npn
пост #27 / 02:09, 15 дек '09
Ага! Ага! Совершенно с Вами согласен! Однако факты упрямая вещь: последователи этой религии весьма успешно сжигали на кострах "славной" инквизиции этих совершенных людей! А выше херувимов и серафимов был такой парень! Сами знаете кто! Типа "падший ангел". А хотя мы в своей дискусии весьма удалились от сути моего вопроса: КОГДА девочкам будут говорить, что они вторые в глазах Бога. А!?
npn > isds11
пост #28 / 10:07, 15 дек '09
Откуда у Вас сведения про вторые? По порядку появления на свет Божий?
В раю нет мест для белых и чёрных, «в Воскресении мертвых ни женятся, ни выходят замуж». Или Вас волнует исключительно тема женского священства?
isds11 > npn
пост #29 / 21:32, 15 дек '09
ёркиваю, во всех аспектах современной цивилизации! А то мы медленно скатываемся в какое-то средневековье. Прям стыдно, ей богу! А! Ещё один вопрос кстати: почему женщинам нельзя входить Царские Врата в православном храме? И если будут всерьёз преподовать этот "предмет", то возникает вопрос о, ну например о шарообразности нашей планеты, хотя в библии говорится обратное! И если этот пункт православные стыдливо опустят, то не впадут ли они в ересть, не помню какую. Согласно библии весь текст следует изучать полностью! А вообще-то снова напоминаю, я атеист. Огромным уважением к ВАМ npn! :)))/
zahar > isds11
пост #30 / 23:53, 30 дек '09
В Библии как раз и говорится, что Земля круглая и висит в пространстве ( Иов 26:7, Исаия 40:22) Нет там упоминаний ни о том, что она плоская, ни о том что стоит на слонах и т.д. Такие взгляды были присущи Аристотелю и другим греческим мыслителям, и их переняли люди, которые считали себя " христианами",переняли вопреки Слову Бога. Правду узнать не так сложно, было бы желание. Но в изданиях Православной церкви ее не найдешь
Фрунзе
пост #31 / 14:53, 18 янв '10
Да,на православных уроках детей будут учить помимо прочего молиться перед иконами и почитать их,а на уроках ислама это будет называться идолопоклонством - картинкам молятся.Потом из за этого будут толпа на толпу драться.Хотя если не ошибаюсь и в Библии написано что нельзя поклонятся творениям рук людских.
панголин
пост #32 / 22:56, 19 янв '10
Да-а, слов нет. "В этой ситуации лучше соврать. Лучше придумать несуществующий добрый отзыв". Охренеть. Это вообще что такое??? Народ, это, вообще, кто-нибудь остановит!??? Ну нельзя же вот так тупо молчать и обсуждать преимущества и недостатки христианства перед другими конфессиями! Воспитание моральных уродов... И никому нет дела...
loktev > zahar
пост #33 / 23:45, 28 янв '10
Писание рассматривает Землю как ограниченный плоский круг, установленный на незыблемом основании и накрытый твёрдым вращающимся куполом с вращающимися вокруг Земли звёздами и планетами, над которым (как и под Землёй) находится вода, протекающая через специальные люки. Бог живёт на вершине купола и ходит по нему своими ножками, открывая эти люки по мере необходимости.

Из Библии прямо следует, что края плоской Земли можно увидеть, если подняться на большую высоту (Даниил 4:10-11, Матфей 4:8, Иов 38:13).

Поэтому не нужно путать примитивные фантазии скотоводческих племён Бронзового века с научными познаниями.
zahar > loktev
пост #34 / 22:04, 29 янв '10
В Исаии 40:22 слово круг( еврейское "хуг") обозначает не плоский диск, а шар.Про края земли: не надо путать образные выражения с буквальными. Еще факт: Евреи знали такое понятие как карантин еще в то время, а современные люди пришли к этому не более как двести лет назад, если не меньше. Так кто примитивен? Средневековый Лондон утопал в нечистотах, люди погибали от эпидемий, а "примитивные племена"( с отлично развитой писменностью,кстати) почемуто нет.
loktev > zahar
пост #35 / 23:56, 29 янв '10
Ну, это вам какие-то выражения могут казаться "образными", поскольку вы подгоняете древний текст под современные знания, полученные наукой. Древние люди нашими знаниями не располагали, а в Библии нет указаний, образно о чём-то говорится или буквально. Поэтому представления о плоской Земле, вокруг которой вращаются светила, оставалось общепринятым многие сотни лет - пока наука не заменила религиозные фантазии знанием о реальном положении вещей, а вам не осталось ничего другого, кроме как наклеивать на оказавшиеся ложными абзацы ярлык "образное творчество, к реальности отношения не имеет". Было бы гораздо проще и правильнее наклеить это прямо на обложку.

Что касается еврейского слова gh, то оно обозначает именно плоский круг - именно таким мир представляли египтяне и вавилоняне, у которых древние иудеохристиане позаимствовали большую часть идей и сюжетов для своей глубоко неоригинальной религии. Для слова же "шар" у иудеев существовало гораздо более подходящее слово rwd, использованное в Исаии 22:17-18.
Префикс > Irra
пост #36 / 11:26, 31 янв '10
Милая, ну сидите дома, а я не хочу.Я достигла всего - должности, мат. благополучия, крепкой семьи - своим трудом (и головой).В принципе, это Ваш выбор, но не надо закрывать другие возможности.Не хочу, чтобы внучки мои жили по Домострою, но если им это подойдет - хорошо, а нет - тоже хорошо.И к Богу они должны прийти САМИ.А воспитать их порядочными, добрыми людьми - задача семьи, родителей, но никак не церкви.Сколько этих, "верующих", среди преступнков да по тюрьмам.
света
пост #37 / 22:37, 10 апр '10
Духовную нравственность-необходимо развивать,(учить)ей детей уже со школы!!

Но пологаться на "составленный учебник" одного только Андрея Кураева - это глобальная ошибка,так как человек это не просветлённый(только лексикально обученный), и слова изходящие из него не живут,потому что они не исходят свыше.
Кураев[удалено модератором] пусть занимается внедрением программы обучения в школы.
Такой ответственный момент ..... О,сколько на свете людей света....и ошарашивает мысль,что на какой силе(знаниях)закладывать пытаются краеугольный камень Создателя,которым обладатель Сын Христос Исус принёс спасение в Мир!