В России принят ряд законопроектов, реформирующих судебную систему и систему исполнения наказаний. Но, по мнению некоторых экспертов, вводимые изменения затрагивают только осужденных и не касаются прав потерпевших. Цель судебной системы в России не меняется – она все еще имеет карательный, а не восстановительный характер.
В России продолжается реформа судебной системы. Президент с юридическим образованием еще во время предвыборной кампании говорил о необходимости реформировать эту ветвь власти. По уже принятым законам и разрабатываемым поправкам видно, что намерение Медведева постепенно реализуется.
В конце прошлого года Дмитрий Медведев внес в Госдуму ряд поправок, касающихся структуры судов общей юрисдикции, уже в конце января эти законопроекты были приняты. Согласно им, в российских судах будет введена апелляционная инстанция для рассмотрения решений по административным, гражданским и уголовным делам, не вступивших в законную силу. В отличие от кассации эта инстанция будет не просто проверять законность и обоснованность вынесенного решения, но и повторно рассматривать дело в полном объеме. Раньше апелляционная инстанция существовала только в делах, рассматриваемых мировыми судьями. Рассмотрение гражданских дел в апелляционном порядке начнется с 1 января 2012 года, уголовных – с 1 января 2013 года. По мнению экспертов, введение апелляционной инстанции приведет к более качественному пересмотру судебных решений.
К повышению качества российского правосудия должна привести и норма, обязывающая судей публиковать вердикты в интернете. С 1 июля 2010 года вступает в силу закон «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации», который сделает работу судов более прозрачной.
В России продолжается реформа судебной системы. Президент с юридическим образованием еще во время предвыборной кампании говорил о необходимости реформировать эту ветвь власти. По уже принятым законам и разрабатываемым поправкам видно, что намерение Медведева постепенно реализуется.
В конце прошлого года Дмитрий Медведев внес в Госдуму ряд поправок, касающихся структуры судов общей юрисдикции, уже в конце января эти законопроекты были приняты. Согласно им, в российских судах будет введена апелляционная инстанция для рассмотрения решений по административным, гражданским и уголовным делам, не вступивших в законную силу. В отличие от кассации эта инстанция будет не просто проверять законность и обоснованность вынесенного решения, но и повторно рассматривать дело в полном объеме. Раньше апелляционная инстанция существовала только в делах, рассматриваемых мировыми судьями. Рассмотрение гражданских дел в апелляционном порядке начнется с 1 января 2012 года, уголовных – с 1 января 2013 года. По мнению экспертов, введение апелляционной инстанции приведет к более качественному пересмотру судебных решений.
К повышению качества российского правосудия должна привести и норма, обязывающая судей публиковать вердикты в интернете. С 1 июля 2010 года вступает в силу закон «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации», который сделает работу судов более прозрачной.
Ряд законопроектов разрабатывается по линии Минюста и касается гуманизации судебной системы. Один из них предполагает декриминализацию части статей Уголовного кодекса и введение административной преюдиции (это принцип, согласно которому первое преступление влечет административное наказание, а в случае рецидива назначается уголовное) по некоторым составам преступлений.
Серьезная реформа ждет Федеральную службу исполнения наказаний. Министерство юстиции фактически планирует перестроить всю пенитенциарную систему, упразднив исправительные лагеря и рассадив всех заключенных в тюрьмы либо колонии-поселения. Такая система, по мнению чиновников, помешает передавать криминальный опыт от рецидивистов «новичкам», а также пресечет преступления, совершаемые сотрудниками ФСИН против заключенных.
Кроме того, планируется активно применять наказания, не связанные с лишением свободы. С января 2010 года в России действует принципиально новый для России вид наказания – ограничение свободы, которое осужденный отбывает у себя на дому, с сохранением прежней работы. Глава Минюста Александр Коновалов также предложил вернуть в Уголовный кодекс советский вид наказания – принудительные работы. При назначении его осужденного отправляют в место, отличное от его места жительства, с назначением обязательных работ. Этот вид наказания планируется начать применять с 2011 года.
Реформа также коснется такой меры пресечения, как содержание под стражей. По мнению чиновников, применять ее можно только в исключительных случаях. В Минюсте уже готов законопроект, расширяющий возможности применения залога в качестве меры пресечения. Кроме того, планируется разработать поправки в законодательство, не позволяющие арестовывать обвиненных в экономических преступлениях.
С одной стороны, эти меры признаются юристами давно назревшими. Но, с другой стороны, некоторые эксперты считают действия властей в рамках судебной реформы все еще не систематизированными – это попытки исправить отдельные недостатки, не меняя систему в целом. Ольга Костина, лидер правозащитной организации «Сопротивление», занимающейся поддержкой потерпевших и свидетелей в уголовном процессе, считает, что гуманизация правосудия должна начинаться не с преступников, а с потерпевших, и именно их права надо защищать. А сейчас этого не происходит. «В российской судебной системе нет места для человека. Есть взаимоотношения между преступником и правоохранительными органами. Государству важно поймать и посадить преступника, и совершенно не важно, что потом происходит с потерпевшим», -- заявила Костина.
По мнению Костиной, вектор судебной системы должен быть не карательным, а восстановительным – то есть государство должно помогать восстановить справедливость и нарушенное праве. Такая система, по словам Костиной, действует во всех цивилизованных странах, но не в России. Справедливость восстанавливается при помощи материальных компенсаций и адекватного наказания преступнику. Костина заявила, что в России нет механизма изъятия такой компенсации.
Адвокат Игорь Трунов напомнил, как в России выплачиваются компенсации потерпевшим от уголовных преступлений. В процессе уголовного судопроизводства потерпевшим заявляется гражданский иск, решение по которому выносится либо вместе с приговором, либо позже – зависит от сложности гражданского процесса. Когда заключенный отправляется в места лишения свободы, сумма компенсации постепенно погашается из его зарплаты. Но проблема в том, что работа, а соответственно, и зарплата есть у заключенных далеко не всегда. Игорь Трунов привел пример: «После взрыва домов на Каширке мы в интересах пострадавших подали гражданские иски на крупные суммы к подсудимым Декушеву и Крымшихалову и выиграли их. Но наша подзащитная, женщина, у которой в этом доме погибла вся семья, за пять лет получила только 50 рублей в счет этого иска».
Есть и другой способ взыскать с подсудимого компенсацию – наложить арест на его имущество для обеспечения будущего иска. Но, по словам Трунова, в России так делают крайне редко – ни прокуроры, ни суд в этом лично не заинтересованы. А подсудимый, пока идет следствие, продает все свое имущество, так что к моменту вынесения приговора арест накладывать уже не на что. «Для того чтобы соблюдать материальные права потерпевших, надо внести кучу поправок в законодательство», -- уверен Трунов. В минувшую пятницу адвокат направил письмо Дмитрию Медведеву с призывом ратифицировать Европейскую конвенцию по возмещению ущерба жертвам насильственных преступлений и законодательно закрепить методики оценки компенсаций пострадавшим.
Ольга Костина, в свою очередь, уверена, что разработка работающего механизма выплаты компенсаций выгодна не только потерпевшим, но и подсудимым. «Я думаю, защита прав потерпевших сдвинет гуманизацию. Потерпевший, которому окажут своевременную помощь, у которого есть доступ к компенсации, не будет требовать сурового наказания для преступника», -- пояснила она. По словам Костиной, во многих случаях можно избежать заключения преступника в тюрьму – если при помощи компенсаций он восстановил причиненный им ущерб. Председатель думского Комитета по законодательству и сопредседатель «Ассоциации юристов России» Павел Крашенинников сообщил, что в ассоциации уверены, что закон о государственных компенсациях нужно принимать.
КОММЕНТАРИИ (13)
y_s_murmana
пост #1 / 14:47, 9 мар '10
Очень важные вопросы поставлены в статье и в видиосюжете и просто так сказать, что,мол,правильно или не совсем так,будет легковесно... Меня,например, совсем не устраивают "темпы" и "методы" демонстрации реформирования судебной и других правоприменительных систем... Именно демонстрации,так как,полагаю,сроки слишком растянуты,а суть действий не соответствует действительно горькому положению вещей... Ольга Костина сколько уже раз выступает на тему перевёрнутого с ног на голову "правосудия" и правоприменительной практики,а ей только говорят консерваторы разных степеней и уровней(законодатели в т.ч.) да,мол, "закон о государственных компенсациях надо принимать"... Уважаемые специалисты высшей квалификации,позвольте спросить,а почему вы не добиваетесь создания юридической и правовой базы для создания и восстановления законности и правопорядка,а только "разговоры разговариваете"... Сколько ещё народ должен содержать АППАРАТ,который не обеспечивает его спокойствие,благополучие,прогресс и равноправие... Кто скажет?-может быть есть смелые,а?
19631104
пост #2 / 16:33, 9 мар '10
Вы помните ? Лет так 20 назад правозащитники ратовали за права осужденных,вследствии появились ОПГ и ОПС, потом в Госдуме заговорили по "понятиям",[удалено модератором] дальше больше они т.е.власть имущие заказывать друг друга стали,ну и поколение тогда росло с желанием быть бандитом потому как- (мерседес,девочки,ну и конечно памятник),да и замечу на мерседесах ездили только "авторитетные люди" остальные богатые жили как "Корейко" -боялись кто бандитов,а кто коммунистов, После прихода к власти В.В.Путина все "Корейко" получили карт-бланш ,ОПГ и ОПС стали приобретать государственные масштабы,так как "Корейки" почуствовав безопасность вообще потеряли чувство меры,пока президент расхлебывался с долгами МВФ и др.межд.организаций и стран, плюс Чечня.Он сделал страну не зависимую от западного и американского мнения,но пока эта польза только для тех же "Кореек" . Затем Д.А.Медведев только пришел к власти сразу война и кризис. Сейчас новая инициатива правозащитников вспомнили про пострадавших через 20 лет интерестно какие последствия вызовет это действо ,и на сколько лет. когда мы будем строить то общество которого мы хотим и достойны,не ужели что пока только как потерпевшие?
y_s_murmana > 19631104
пост #3 / 18:34, 9 мар '10
Как говорится,Вам бы книжки писать на тему социальной фантастики... Как всё сущее можно сделать чтивом для очень узкого круга поклонников абсурда... Как,уважаемый аналитик,Вы связали криминализацию общества с правозащитным движением-это же ни в какие ворота не влазит,разве что "Анти-советский" "писатель" позавидует...
Политики,названные здесь, имеют слабости и обязательства перед обществом,но только как пассивные наблюдатели за распадом социума и завзятые демагоги, способствующие консервации негативных процесов,новаторы лакировки действительности и пропагандисты специфического сленга,типа "замочить","кошмарить","бардак" и "раздолбайство"...
Как и общество(помните,любители прикрыть свою неспособность навести порядок всегда ссылаются на оное),так и его граждане в той или иной мере несут потери в борьбе со злом и нельзя всех и вся мазать одной краской,даже если Вам не нравятся отдельные представители из этого движения... Общество же таково, каковы производственные отношения и производительные силы... Через диалектику развития человека и его сообществ не перепрыгнешь,тем более на изломе времён... Терпим-с!
19631104 > y_s_murmana
пост #4 / 09:13, 10 мар '10
По вашему, что было не так? Вы это видите по другому?(демагогия,замочить,социум,кошмарить,консервация-это вы про что? ),можно еще множество предпосылок перечилить ,можно начать с правления(краткосрочного) Ю.В.Андропова когда тот напугал не только мировое сообщество но и местных заевшихся чинуш и это действительно не на одну страницу ,главное что все во время и нужном месте ,а совпадения ,ну вы наверное понимаете уважаемый философ. Движение это- "правозащитники" я действительно не "люблю" Правозащитники нужны там где нарушаются права(где нет законов-значит нет государства?): это прежде всего на улицах где грязно,где вместо чистки снега сыплют химикаты ,в торговых сетях где продают просроченный испорченный товар,в банках где ипотека как смертная казнь,в администрациях и управляющих компаниях(жкх),в финансовых компаниях и др.комм.предпр-х оказывающих услуги населению. А з/пл пусть получают в МВД,Прокуратура,ФСИН,Суд- и пусть наводят порядок как вы выразились через диалектику развития человека на изломе времен
y_s_murmana > 19631104
пост #5 / 13:51, 10 мар '10
Спасибо,что прочитали,но к сожалению мы друг-друга не поймём,какие бы аргументы ни проводили бы и какие аналогии не рассматривали... Не всем дано найти общий язык или хотя бы терминологию...
Зарплату в нашем государстве получают где-то миллиона 3(три) чиновников,служивых и служителей,а вот порядка-то нет и не будет при таком раскладе сил и средств,ума и глупости,денег и безденежья,совести и лжи... "Жить не по лжи",помните,-завещание одного из родоначальников правозащитного движения... А то,что они не всем нравятся-судьба у них такая:всё встревают туда,куда их не просят-власть,она ведь действует по правилу "САМИ с УСАМИ" и никто им не указ... Она(власть) собственные законы и указы,приказы и инструкции не соблюдает,о чём можно с её специфическими современными представителями говорить... Дураки только некоторые,из столь нелюбивых вами движенцев,:лезут нарожён и под дубинки,а потом базлают на весь мир... В этом я с Вами согласен-плохо это... Закон и законность надо защищать только на основании Закона! Спасибо!
19631104 > y_s_murmana
пост #6 / 17:03, 10 мар '10
Давайте ,попробую вас понять,и до вас свое довести.Я понимаю ,что юристов в стране пруд пруди ,и вы их понимаете,я нет,им нужна работа,чем больше преступлений,нарушений им все на руку,чем хуже законодательство тем им лучше.Чиновничий аппарат раздут ,адвокатов,консультантов,нотариусов с помошниками-полный набор,значит нужно создавать свою нишу, и им нравиться проблемы решать частями согласовывать какие то конвенции европейские третить силы и деньги за эту извините [удалено модератором] ,деньги то не свои ну а если свои то отобьются с лихвой. А извиняюсь выработать свой кодекс чести и совести создать институт власти где будут разрабатываться модели государства -основой которого будет благосостояние граждан страны и их защищенность как от внешних так и внутренних посягательств. Только зачем юристам такое общество ,тогда они не будут зарабатывать так как сейчас и быть нужными.да вы меня поблагодарили за то что я что -то прочитал? Я честно не понял? Вот если вы меня опять не поняли то извините за беспокойство,как говориться жизнь покажет а время рассудит.
papirus493 > y_s_murmana
пост #7 / 10:41, 11 мар '10
А я с Вами полностью согласен. Хоть я и не великий специалист в юриспруденции, но то, с чем мне пришлось столкнуться в плане правоприменительной практики, меня тоже не устраивает.
Только одно ведение протокола судебного заседания чего стоит.
Знакомиться с протоколом можно только через три дня после принятия судебного решения, а замечания к протоколу доказать не возможно. А по этому недобросовестный судья использует эту ситуацию, как захочет.
А почему нельзя знакомиться с протоколом во время судебного процесса и вносить все поправки на месте, а затем подписывать участниками до принятия судебного решения? Для чего этот «цирк» нужен?
И предполагаю, что таких «мелочей» в правоприменительной практике масса.
y_s_murmana > papirus493
пост #8 / 13:03, 11 мар '10
Познавать "тонкости юриспруденции" пришлось на коленке и вот за пять лет борьбы с "правосудием",чиновным произволом и мозгокрутством юристов мне,наконец,пришла в голову крамольная мысль:а это же всё юристами так и задумано(здесь уже кто-то говорил об этом)-следовательно,всё это театр(посмотрите,они даже на ТВ несколько "образовательных" программ ведут) абсурда,а мы в нём статисты по 3руб.за час...
Политики нам лапшу на уши вешают,законодатели выпускают явный и заведомый брак,а "суд",прикрываясь процессульным правом принимает неправосудные решения... Это БАРДАК,возведённый в степень государственной политики... Не посмел бы говорить такое,если бы всё не испытал и не прошёл на практике... А одна строптивая газета даже тиснула статью под названием "Дворец типа сортир" и именно о том,о чём Вы говорите... Статье уже года полтора,а лебедевская кухня продолжает стряпать дела,но никак не вершить правосудие... И добиться справедливости(помните,есть даже одноимённая политическая органиация во главе с очень обаятельным геологом, юристом и политзнахарем с пятью дипломами) НЕВОЗМОЖНО! И это крайне тревожно и опасно!!!
st210165
пост #9 / 16:11, 11 мар '10
а СУД это БЕЗЛИЧНОЕ
ВЫ ОБЯЗАНЫ понимать что Безличное придумано лишь для того чтобы Убрать с конкретного человека Ответственность
тому пример---государство общество фирма предприятие банк))
-----
все станет ПО ЗАКОНУ лишь тогда КОГДА ОТМЕНЯТ ВСЕ ЗАКОНЫ---парадокс --НИ В КОЕМ СЛУЧАЕ
НЕТ ЗАКОНОВ НЕТ И НАРУШЕНИЙ----просто и ясно---остальное все Человек выдумал лишь для того чтобы НЫТЬ -- и молить какого то всевышнего в своей правоте
КОГДА НЕ БУДЕТ ЗАКОНОВ ВСЕ БУДУТ РАВНЫ....это единственное что будет для всех ПОЛЕЗНО--понимаю что многие усмехнутся но тогда замолчим и не будем говорить о каком то нелепом ПРАВОСУДИИ--чушь это а не правосудие
papirus493 > y_s_murmana
пост #10 / 13:57, 12 мар '10
Ну вот сейчас читал о том, что президент периодически интересуется инфоксом и соответственно нашими коментариями.
Будем надеяться, что он натолкнётся и на наши мысли.
По крайней мере, хотелось бы.
y_s_murmana > papirus493
пост #11 / 14:10, 12 мар '10
"Блажен,кто верует"_не знаю,подходит эта библейская присказка или нет,но прямо скажу,что надежд НЕТ и быть НЕ МОЖЕТ... Это особая категория лиц,которые не прошли всю школу жизни и дорвались до власти-им,как говорила моя бабушка,.брызни в глаза,а они божья роса... А потом,есть ещё интересные факты,о которых здесь молчат,но они зафиксированы и висят в информационном поле-как говорят,до поры ,до времени...
Rainman
пост #12 / 20:22, 23 мар '10
Не понял смысл статьи, но потерпевшие нашей юстиции и милиции не нужны, это точно, от них одни хлопоты....
Alex_2010 > st210165
пост #13 / 16:38, 4 апр '10
Ага, вот отменят ВСЕ законы, подойду я к тебе на улице, двину по башке, очищу твои карманы и уйду спокойно! А вот что ТЫ после этого запоешь? "Ограбили, избили, обворовали!"? Так ведь НЕТУ закона, а соответственно и преступления, ну и наказания. А на след. день снова сзади по башке получишь... Как думаешь, долго ты проживешь?