Разрешите сайту отправлять вам актуальную информацию.

19:22
Москва
28 марта ‘24, Четверг

Цена российского бензина зависит от американского доллара

Опубликовано
Текст:
Понравилось?
Поделитесь с друзьями!

К радости российских автомобилистов, топливо дешевеет. В СМИ появляется информация о снижении цен на заправках. Однако эксперты сомневаются, что бензин подешевеет надолго.

По данным агентства Росстат, оптовые цены на бензин в России в сентябре снизились на 10,3%, а в октябре еще на 2,5%. Но рядовые потребители таких изменений на себе не ощутили: розничные цены упали в среднем на 1,5%. В то же время в США вместе с падением цен на нефть снизилась и цена топлива на заправках. И не на 1,5%, а, по различным данным, на 35--53 цента, то есть примерно на 20--30%. Казалось бы, парадокс: Россия -- один из крупнейших экспортеров нефти, а США -- страна, которая в основном ее закупает. Тем не менее, стоимость литра бензина внутри страны в России гораздо выше, чем в Америке.

Как объяснили Infox.ru в компании «ЛУКойл», одном из крупнейших игроков на нефтяном рынке, причин такого положения вещей много. Одной из основных является система налогообложения. В США, так же как и у нас, налог привязан к мировым ценам на нефть, но регулируется он гораздо быстрее. В зависимости от того, как изменяется цена нефти, понижаются или повышаются пошлины. В России пошлины пересматриваются один раз в два месяца, соответственно, и цены меняются с большой задержкой. Кроме того, пошлины привязаны не только к нефтяным ценам, но и к курсу доллара. Если же сравнивать в целом, то в Америке составляющая налога в цене на литр бензина равна 30%, в то время как в России эта величина достигает 60%.

«Понятно, что в таких условиях сравнивать американские и российские цены на бензин не совсем правильно. Прибавьте ко всему этому рост инфляции, вслед за которой растут и тарифы, например, на железнодорожные перевозки. А ведь в основном по России нефть поступает к розничным поставщикам в цистернах по железной дороге», -- рассказал Infox.ru сотрудник пресс-центра компании «ЛУКойл». Но, по его мнению, все не так безнадежно. «Подождем 1 декабря, посмотрим, что будет, когда начнут действовать сниженные пошлины. Пока все нефтяные компании работают в убыток, теряя до $40 на каждой тонне продаваемой нефти. Однако тенденция к снижению розничных цен на бензин есть, за последние 1,5 месяца она снизилась, по разным подсчетам, от 3% до 7%. Вероятно, цена  будет снижаться и дальше, но как в США -- на 20--25% -- думаю, не уменьшится».

«Вероятность снижения цены есть, многое зависит от правительства. Но если снизить цены просто волевым решением, то это будет ненадолго. Компании не станут работать себе в убыток, а сейчас они едва выходят в ноль. Действовать надо экономическими рычагами, снижать акцизы, например», -- поделился своим мнением с Infox.ru Сергей Юркин, руководитель аналитического отдела инвестиционной компании «Баррель».

Между тем некоторые эксперты считают, что причиной высоких цен на бензин является монополизация российского нефтяного рынка.

«В России нет независимых нефтеперерабатывающих предприятий, поэтому крупные вертикально интегрированные компании диктуют свои цены. В этом вопросе надо разобраться Федеральной антимонопольной службе (ФАС)», -- считает Сергей Юркин.

Но представители нефтяных компаний с его мнением не согласны.

«Глупости это. Если ФАС видит нарушения, то мы готовы нести ответственность. А потом, мы же не виноваты, что сложилась такая ситуация. Это рынок, и он подчиняется рыночным законам. Нужна конкуренция: пожалуйста, стройте заводы, но ведь никто не строит», -- рассказал сотрудник компании «ЛУКойл».

Действительно, нефтеперерабатывающая отрасль в нашей стране развивалась в централизованном государстве, и заводы строили по географическому признаку, на закрепленных территориях. Между тем со времен Советского Союза не было построено ни одного нефтеперерабатывающего завода (НПЗ). По словам представителя компании «ЛУКойл», стоимость строительства НПЗ средней мощности составляет порядка трех-четырех миллиардов долларов. Желающих вкладывать такие деньги немного.

По цене на топливо все страны можно условно разделить на три категории -- те, где оно дешевое, средней стоимости и дорогое. Так, например, даже в тех странах, где нефть закупают (Бразилия, Америка, Аргентина), за счет дотации государства цены невысоки. В то же время в Турции и Норвегии цены на топливо одни из самых высоких в мире. Россию можно отнести к категории со средней стоимостью топлива.

Похоже, что без государственного вмешательства, бензин подешевеет, хотя и ненадолго.

«Уменьшится процент налоговой составляющей, и вы сразу же ощутите результат», -- уверяет сотрудник компании «ЛУКойл».

Российский Красный крест собрал 1,2 млрд рублей на помощь жертвам трагедии в «Крокусе»
Реклама