Включить в печать
опубликовано 8 фев ‘10 18:06

«Ока-3» имеет все шансы на серийное производство

текст: Дмитрий Елизаров/Infox.ru
НТЦ «АвтоВАЗа» разрабатывает новую «Оку». В стране, где за всю историю автомобилестроения компакт-класс насчитывал ровно две модели, появление нового небольшого и доступного автомобиля — историческая необходимость. Вот только новизна «проекта 11174» вызывает большие сомнения.

По большому счету исторически весь советский массовый автопром начался с компактных моделей. Но впервые официальное выделение микрокаров в отдельный класс состоялось еще в середине 1950-х. На фоне растущего производства номенклатурных ГАЗ-М20 и ГАЗ-М21 и довольно скромных объемов выпуска «Москвича-401» было решено переориентировать на производство автомобилей Запорожский комбайновый завод.

К тому времени свои «народные автомобили» уже существовали практически во всех странах Европы, имеющих собственные автопроизводства, начиная с Citroen 2CV и Fiat 500 и заканчивая знаменитым VW Kafer. Первый отечественный прототип, в отличие от «Ситроенов», стал заднеприводным и, как и легендарный «Жук», заднемоторным. Кстати, в качестве силового агрегата он мог получить и оппозитный мотор -- такие разработки велись, но серийным был выбран двигатель редкой компоновки V4, мощность которого после ряда доработок довели до 30 л. с.

На конвейере легендарный «горбатый» продержался до 1969 года, и этот период можно было назвать временем действительно массовой автомобилизации СССР: вместе с разного рода модификациями было выпущено более 300 000 «Запорожцев». После того как был разработан преемник ЗАЗ-965 под индексом «966», получивший в народе прозвище «ушастый», с компакт-классом в Советском Союзе снова было покончено: двухдверный заднемоторный седан был больше, вместительнее и, соответственно, дороже. Взятая отечественным автопромом пауза продержалась до 1988 года, когда в обиход вошло еще одно легендарное имя -- «Ока».

По большому счету исторически весь советский массовый автопром начался с компактных моделей. Но впервые официальное выделение микрокаров в отдельный класс состоялось еще в середине 1950-х. На фоне растущего производства номенклатурных ГАЗ-М20 и ГАЗ-М21 и довольно скромных объемов выпуска «Москвича-401» было решено переориентировать на производство автомобилей Запорожский комбайновый завод.

К тому времени свои «народные автомобили» уже существовали практически во всех странах Европы, имеющих собственные автопроизводства, начиная с Citroen 2CV и Fiat 500 и заканчивая знаменитым VW Kafer. Первый отечественный прототип, в отличие от «Ситроенов», стал заднеприводным и, как и легендарный «Жук», заднемоторным. Кстати, в качестве силового агрегата он мог получить и оппозитный мотор -- такие разработки велись, но серийным был выбран двигатель редкой компоновки V4, мощность которого после ряда доработок довели до 30 л. с.

На конвейере легендарный «горбатый» продержался до 1969 года, и этот период можно было назвать временем действительно массовой автомобилизации СССР: вместе с разного рода модификациями было выпущено более 300 000 «Запорожцев». После того как был разработан преемник ЗАЗ-965 под индексом «966», получивший в народе прозвище «ушастый», с компакт-классом в Советском Союзе снова было покончено: двухдверный заднемоторный седан был больше, вместительнее и, соответственно, дороже. Взятая отечественным автопромом пауза продержалась до 1988 года, когда в обиход вошло еще одно легендарное имя -- «Ока».

Двадцать лет между «горбатым» и «Окой» нишу компакт-класса в СССР заполняли исключительно мотоколяски -- оригинальное изобретение, назначением которого было дать возможность активно передвигаться людям с ограниченными физическими возможностями. Собственно, и «Оку» начали разрабатывать в Серпухове как более современный вариант «инвалидки», однако с участием инженеров «АвтоВАЗа» она превратилась в полноценный, хоть и маленький автомобиль. Впрочем, разработка велась по неоднократно освоенному принципу, на этот раз прототипом для отечественной модели послужил японский образец -- Daihatsu Quore 1980 года.

С «Окой» связан и первый наиболее заметный эпизод внутриконвейерной унификации: общеизвестно, что разработка двигателя для «компакта» состояла в «распиливании» силового агрегата от ВАЗ-2108, который был запущен в производство примерно в то же время. Мигрируя с конвейера на конвейер, «Ока» прожила до 2007 года. В последнее время предпринимался ряд попыток ее глубокой модернизации, в основном за счет использования новых силовых агрегатов (включая 1,0-литровый китайский). Однако в конце концов выпуск «Оки» был признан нерентабельным: с одной стороны, ее цена не оправдывала загрузки производственных мощностей, с другой -- она была слишком высокой для статуса «народного автомобиля» и почти сравнялась со стоимостью вазовской «классики».

Россия, к сожалению, не использовала ту возможность, которую очень хорошо реализовали в Индии, -- получить широкую известность в качестве производителя самого дешевого автомобиля в мире. А ведь в некоторые моменты выпуска цена «Оки» составляла около $1500. Именно ценовую привлекательность собирались использовать разработчики другого проекта с лиричным именем «Мишка». Разработанный силами НАМИ в конце 1990-х годов прошлого века компактный автомобиль должен был стоить не более $2000 и при этом быть настолько простым в производстве, чтобы его выпуск был доступен даже полугаражным мастерским. Отечественное подобие кит-кара собирались наделить пластиковым кузовом с легкосъемными панелями, но в качестве донора основных узлов предполагалось использовать ту же «Оку». Компания «АСМ-Холдинг», инициировавшая проект, так и не смогла довести «Мишку» до стадии конвейерного производства, несмотря на договоренности и с БелАЗом, и с сызранской «Росладой», и с серпуховским заводом.

Попытки реанимации «Оки» предпринимал и «АвтоВАЗ»: еще во время вполне полноценного производства первого поколения прототип второго демонстрировали на различного рода автовыставках. Самый близкий к реальности «проект 1121» показали в 2003 году, оснастив ходовой макет, выполненный в духе биодизайна, 4-цилиндровым двигателем от ВАЗ-2111. В серию он тоже не попал, очевидно потому, что переориентация конвейера с выпуска «классики» на производство новинки обошлась бы слишком дорого. Не помогло даже внимание к проекту мэра Москвы Юрия Лужкова -- он был готов предоставить для выпуска компакт-кара конвейер АМО ЗИЛ.

Между тем, в сегменте доступных компактных автомобилей уже давно правят бал иномарки, как условные, так и полноценные: самым популярным предложением в классе «А+» по итогам 2009 года остается Daewoo Matiz. «Ока-3», информация о разработке которой появилась на прошлой неделе, может исправить эту ситуацию, тем более что шансы на «серию» высоки как никогда. Дело в том, что «АвтоВАЗ» применил неоднократно испытанный метод, по которому тольяттинский модельный ряд расширяется с момента появления семейства «Самара» -- максимальную унификацию моделей. Как двигатель первой «Оки» являлся половинкой мотора ВАЗ-2108, так и «Ока-3», по сути, половинка «Калины». «Калина», которой отрубили корму.

Трехдверная «Ока-3» короче «Калины» на 200 мм (сокращение коснулось багажника и пространства для задних пассажиров), но список оригинальных кузовных деталей состоит не из одного пункта: задние крылья, пол, крыша и удлиненные по сравнению с «Калиной» двери. Впрочем, этот перечень совпадает со списком оригинальных деталей в целом -- общего у «Оки» и «Калины» практически 80%. Ходовой макет оснащен хорошо известными 1,4-литровым двигателем и 5-ступенчатой КПП. Салон никаких принципиальных отличий не имеет. О тотальной унификации говорит и индекс -- «проект 11174», тогда как индекс «Калины» в кузове хетчбэк -- 1119. Между тем под обозначением ВАЗ-11174 на заводе выпускают модификацию «Калины» в кузове универсал. И судя по имеющимся фотографиям, у экземпляра предполагаемой «Оки-3» и серийного универсала есть много общего, как минимум задняя дверь и задние фонари. Таким образом, «проект 11174», скорее всего, является очередным миксом из уже производимых моделей с легким ароматом новизны.

Решение о запуске прототипа в серию пока не принято. Однако в свете нынешнего модельного голода оно выглядит вполне реальным. В новинке нуждается не только «АвтоВАЗ», но и рынок: при условии внятного позиционирования свой сектор сбыта такой модели обеспечен. Не исключено, что реализация «проекта 11174» позволит «АвтоВАЗу» завершить 40-летний период владычества «классики», которая похожа на чемодан без ручки: тащить тяжко, а бросить жалко. Новой «Окой» вполне может соблазниться самая молодая часть аудитории «Калины», которой, в сущности, ни к чему полноценный задний диван и лишняя пара дверей. Наконец, из прототипа можно построить и неплохую «зажигалку», если уделить должное количество внимания настройкам ходовой части. Весит прототип меньше тонны, так что моторы, с которыми его динамика будет казаться достойной, у «АвтоВАЗа» есть.

Вот только почему «Ока»? У этого имени в родном отечестве вполне устоявшийся (и не всегда корректный) имидж, который естественным образом достанется в наследство новой модели. Может быть, все это время мы говорим не о прототипе третьего поколения «Оки», а просто о трехдверной версии «Калины»? В этом случае степень унификации с пятидверкой выглядит не то чтобы логичной -- вполне оправданной как конструктивно, так и экономически. Однако одну трехдверную версию «АвтоВАЗ» выпустил совсем недавно -- речь идет о Lada Priora Coupe. Поэтому сейчас сливать по крупицам информацию о ведущихся в НТЦ разработках новой модели тольяттинцам выгоднее как с точки зрения общественного мнения, так и в свете возможных разговоров с кредиторами. А займут ли когда-нибудь сегмент компактных бюджетных автомобилей отечественные разработки, покажет только время.

КОММЕНТАРИИ (19)
альбинасаша
пост #1 / 21:35, 8 фев '10
Хорошая новость.Из этого может получиться что-то путевое.
Zigmund
пост #2 / 02:11, 9 фев '10
Только бы с ценой не перемудрили.
ЯЯЯ
пост #3 / 03:00, 9 фев '10
Если уродец, который стоит на фотографии - это будущее Оки, то лучше её убить сейчас, т.к. сказать в юности...
tersan > ЯЯЯ
пост #4 / 21:03, 9 фев '10
Нет, это "Гном". Новая Ока выглядит как обрезанная сзади Калина
papirus493 > ЯЯЯ
пост #5 / 21:28, 10 фев '10
А я бы на этом агрегате ..., да с ветерком ... до первой лужи бы. И перегной возить хорошо.
Pulsar71
пост #6 / 12:29, 15 фев '10
Вроде и талантливыми дизайнерами наша страна богата, но "АвтоВаз" как выпустит что-нибудь на рынок... Ведь даже такое авто можно облагородить так что бы захотелось пересесть с классики. А вот не хочется. Напоминает Citro
злой > альбинасаша
пост #7 / 18:09, 27 фев '10
зачем оно нужно..тем более, что китайцы уже понаделали такого барахла...бери не хочу..... лучше бы раскладушки хорошие делали, чем автомобили мерзопакостные........
Gektor
пост #8 / 01:01, 30 мар '10
Дизайнерская "находка". Или выходка. Однако название "Гном" соответствует: они по классике уроды были.
Впрочем дизайн и красота - дело вкуса, о нем лучше не спорить. А вот безопасности такие низкие борта и огромное боковое и заднее остекление этой малышке не прибавят!
А главное, боюсь, что за этот крутой дизайн придется платить крутые деньги.
Калаш
пост #9 / 10:57, 16 апр '10
Такое впечатление, что в Российском автопроме одни вредители "работают", засланные казачки от капиталистов...
Ну посмотрели бы на аналоги запада хотя бы, японцев и [удалено модератором] кого еще..
Ну нет своих мозгов, так хоть с Китайцев пример возьмите..хоть и не хорош он. Ну весь мир же смеется..а все как с гуся вода..Бюджетное бабло осваиваем.
skeptik
пост #10 / 14:52, 19 апр '10
Будущее автомобилей довольно сомнительно. Лучше бы занялись разработкой самолётов. Компактных. Чтоб с вертикальными взлётом и посадкой.
AlexST
пост #11 / 14:04, 21 апр '10
"...так и «Ока-3», по сути, половинка «Калины». «Калина», которой отрубили корму." т.е. половинка «Калины» это "Кал"? Что не хочется такого..
kefir
пост #12 / 16:33, 2 мая '10
ну и уродец. Старая ока смотрится вполне нормально, небольшой рестайлинг и в дорогу. Ну и цена соответствующая, а не как сейчас, что ни один человек нормальный за такие деньги покупать не станет.
LD_Andry
пост #13 / 11:08, 11 мая '10
Да, вот это машина, мне бы такую, просто прелесть! Как BMW Mini.
Нэтали > ЯЯЯ
пост #14 / 11:09, 21 мая '10
я не понимаю, как у такой талантливой страны, как наша, не могут найти НОРМАЛЬНОГО дизайнера машин?? что мы выпускаем?? молчим про надежность, качество и цену - но ведь это можно было бы перекрыть дизайном! а у нас что? УРОДСТВО
anykey
пост #15 / 20:01, 16 июн '10
кто ж тебя создал, такую! впрочем скока лет наши анжанеры дипломы *стеклили*...сам такой, правда свой похмельный бред за что-то новое не выдаю!
James
пост #16 / 10:49, 6 июл '10
Обычно машины уродуют, когда адаптируют концепты под технологические возможности и рекомендации маркетологов, у нас же сразу делают уродливые концепты. Подход к дизайну "в лучших традициях" как на заводе по производству металлического хозинвентаря с деревянными ручками (грабли, лопаты, вилы и ведра...) Все это напоминает ситуацию с нашим искусством (музыкой и кино), когда на сцене появляются не те, кто имеет талант, а те, кого туда протолкнули.
Hate
пост #17 / 13:22, 2 дек '10
Люди! Отберите у них топор!
Ilia
пост #18 / 18:31, 17 янв '11
Восемь лет катаюсь на "Окушке". Ждал новую разработку с более мощным двигателем; 30-сильный движок - самый большой минус машинки. Дизайн, кстати, особой возни и не требовал, - небольшой рейсталинг, колёса на 13 с широкопрофильной резиной, движок на 50 "лошадок", запаску на заднюю дверь и всё! У японского прототипа, кстати, имелся и вариант с полным приводом... И что наш автопром явил "Окаводам"? Уродца "Гнома" и урода поболее - обрезанную "Калину". Самое мягкое из того, что хотелось бы пожелать этим конструкторам, лишённым этики, эстетики и совести, так это чтобы и они, и дети их и дети их детей ездили только на этих транспортных средствах. А я иду в китайский автосалон - не "пятерку" же, в самом деле, покупать...
montagnik
пост #19 / 19:21, 7 фев '11
Читать не стал.
А привод педальный?
"ВаЗ" фтопку!!!!!!!!!