Разрешите сайту отправлять вам актуальную информацию.

00:22
Москва
24 апреля ‘24, Среда

«АвтоВАЗ» признали безнадежным

Опубликовано
Текст:

89% сотрудников «АвтоВАЗа» считают положение завода безнадежным. Социологи видят, что люди больше не планируют связывать свое будущее с «АвтоВАЗом». Экономисты говорят о необходимости создания в городе альтернативных производств.

По данным Фонда социальных исследований, проводившего опрос работников «АвтоВАЗа» и жителей Тольятти, в целом они верят в выход из кризиса для себя лично, но не для автоконцерна. Социологи говорят, что люди не планируют связывать свое будущее с «АвтоВАЗом».

«Год назад «АвтоВАЗ» был источником благополучия для горожан, -- говорит президент Фонда социальных исследований Владимир Звоновский. -- В августе 2008-го только 15% работников завода отмечали ухудшение своего материального положения за последние 12 месяцев, а в целом по городу таких было 25%. Сейчас об этом говорят 86% сотрудников «АвтоВАЗа» и 68% тольяттинцев». 89% респондентов на «АвтоВАЗе» называют положение своего предприятия безнадежным.

«Вероятно, они ассоциируют свое будущее с городом и страной в целом, но больше не связывают личные перспективы с заводом», -- считает Владимир Звоновский.

Объем задолженности «АвтоВАЗа» достиг 53 млрд рублей. Чистый убыток по итогам первого полугодия 2009 года составил 14,2 млрд рублей против чистой прибыли в 1,49 млрд рублей в первом полугодии 2008 года. Выручка компании снизилась более чем в два раза и составила 40,22 млрд рублей, в частности, выручка от продажи автомобилей сократилась на 50,2%. Лидер профсоюза «Единство» Петр Золотарев рассказал Infox.ru, что в городе и среди рабочих «АвтоВАЗа» циркулируют слухи, что на заводе «составляются списки кандидатов на увольнения, в которые входят не только пенсионеры, но и сотрудники работоспособного возраста». «АвтоВАЗ» подконтролен госкорпорации «Ростехнологии».

61% сотрудников «АвтоВАЗа» винят в сложившейся ситуации непродуманные действия российских властей. Вину иностранных государств и компаний видят 17% опрошенных, объективными законами капиталистической экономики объясняют положение дел 14% опрошенных. При этом работники завода чаще, чем другие (в 64% случаев), считают, что именно федеральное правительство поможет им выйти из кризиса. Надежды на руководство «АвтоВАЗа», концерн Renault-Nissan и правительство Самарской области выражены намного слабее.

Экономисты говорят о необходимости создания новых производств разного профиля, а также о неэффективности плана по массовому переселению бывших работников «АвтоВАЗа» в Калужскую область.

«Безусловно, невозможно одномоментно решить проблемы Тольятти, -- считает директор Института реформирования общественных финансов Владимир Климанов. -- Все-таки «АвтоВАЗ» -- достаточно громоздкое предприятие, и если уж кризис его коснулся, то и весь город будет чувствовать себя не совсем благополучно. С другой стороны, крупные размеры самого города задают и соответствующие просторы для разнообразного развития. И первым шагом на пути решения проблем Тольятти должен стать поиск возможности создания новых производств в самом городе, чтобы высвобождающиеся работники с «АвтоВАЗа» смогли найти какие-то новые формы применения».

Сергей Целиков, директор расположенного в Тольятти аналитического агентства «Автостат», полагает, что ситуация в городе будет оставаться тяжелой на протяжении еще двух-трех лет.

«Я уверен, что выход все равно будет найден, -- говорит он. -- Сейчас он интенсивно ищется, в том числе и в плане создания новых производственных мощностей. Не исключено, что в Тольятти могут появиться автомобильные сборочные предприятия. Также уже существует ряд проектов в сферах медицинской и авиационной техники, в области туризма. Есть уже ставшие пресловутыми проекты по созданию производства игрушек».

По его словам, также в Тольятти создается особая экономическая зона, в которой будут сосредоточены порядка 20-30 предприятий, параллельно с ней -- технологический парк, IT-парк, два бизнес-инкубатора.

«Работа идет в разных направлениях. Вопрос в том, что именно сможет дать максимальную занятость населения», -- говорит Сергей Целиков.

«Город находится в адекватной транспортной доступности. И инфраструктура там создана вполне нормальная, чтобы найти какие-то новые способы применения труда, -- отмечает Владимир Климанов. -- Гораздо менее эффективными и перспективными выглядят возможности переселения людей в новые центры автомобилестроения, о чем сейчас ведется дискуссия. На мой взгляд, в единичных случаях это может иметь место, но не в массовом порядке».

Вице-президент по научно-исследовательской работе и заведующий кафедрой организации производства Тольяттинской академии управления Александр Клевлин говорит о необходимости превращения крупнейшего российского моногорода «в город комфортного проживания».

«Наша академия разрабатывает такой план совместно с Минпромторгом и Минэкономразвития, -- рассказывает он. -- Этот документ предусматривает несколько блоков, в частности, перевод города с централизованного на децентрализованное энергообеспечение. Это приведет к повышению энергоэффективности, снижению тарифов ЖКХ, а значит, и к уменьшению расходов каждой семьи. Есть мероприятия, связанные с повышением доходов населения. В части занятости предлагается сделать ставку на развитие малого бизнеса, в который можно было бы перераспределить людей. Уже есть целая серия конкретных проектов в этой области».

Йод попал под ограничения в России из-за технической ошибки
Реклама