Разрешите сайту отправлять вам актуальную информацию.

11:09
Москва
19 марта ‘24, Вторник

Кому выгодна пиар - атака на «Аэрофлот» ?

Опубликовано
Текст:
Понравилось?
Поделитесь с друзьями!

Конкуренция на рынке авиаперевозок растет, а с ней - и желание некоторых игроков использовать все средства. Включая средства “черного пиара”.

На днях известный журналист и блогер Олег Лурье рассказал в своем ЖЖ о том, как его пытались использовать в кампании против «Аэрофлота». По его словам, некто Иван Игрунов, представившись пиарщиком, предложил ему “в срочном порядке подготовить журналистское расследование на тему «Тайны «Аэрофлота». Почем монополия для народа», в котором рассказать о беспределе, творящемся в этой авиакомпании, искусственно завышенных ценах на авиабилеты, дорогом лоукостере «Победа» и о том, как они обманывают всех, включая и президента Путина”. “Я вам пришлю на почту техзадание и фактуру. Разумеется, ваш труд будет достойно оплачен”, - пообещал пиарщик. И действительно прислал.

“Техзадание” гласило, что статья должна содержать утверждения, будто «Аэрофлот» стал монополистом в авиаперевозках, что привело “к полному диктату в ценообразовании”. Для иллюстрации этого “диктата” к письму прилагались скрины ценников на “безумно дорогие” билеты «Аэрофлота», а также список лиц, негативно высказывающихся в адрес компании.

“К письму были приложены девять файлов. Удивительных по своей откровенной притянутости за уши. Так в ценниках на якобы сверх дорогие авиабилеты «Аэрофлота» из Москвы в Калининград и обратно сосканированы самые дорогие прайсы от 15 до 17 тысяч рублей. А если внимательно посмотреть в сети предлагаемые «Аэрофлотом» ценовые предложения на эти же даты из Москвы в Калининград и обратно, то мы легко находим цену в… ПЯТЬ ТЫСЯЧ РУБЛЕЙ”, - пишет Лурье.

С недовольными лицами получилось не менее весело. “Дан список «живых людей», от имени которых можно нести любую ложь в отношении «Аэрофлота», выдавая их за клиентов авиакомпании. А рядом с ними имеется скан надерганных из интернета негативных высказываний в отношении «Аэрофлота». Начал проверять и обнаружил, что все эти вышеозначенные перлы взяты со всевозможных непрофессиональных форумов, где толпами бродят вечно недовольные тролли и рассказывают о том, как все в стране плохо. Начиная от Кремля и заканчивая «Аэрофлотом»”, - рассказывает журналист. “Но не буду утомлять читателя всем перечнем присланного мне «технического задания» под названием «Аэрофлот», а лишь приведу несколько наиболее впечатляющих цитат:

«1.После разорения других авиакомпаний, «Аэрофлот» по сути стал монополистом на рынке авиаперевозок, что привело к полному диктату в ценообразовании. То есть, А. в отсутствии конкурентной борьбы диктует цены на авиаперевозки для россиян, постоянно завышая их (смотри таблицу №1). Начинаю проверять и выясняется, что «Аэрофлот» не является монополистом на рынке перевозок и ему принадлежит менее 50 процентов на российском рынке. То есть, опять пытаются слить банальную ложь под маркой «журналистского расследования», - продолжает он. - Или вот еще. «6. По возможности, включить в текст опросы населения (среднестатистический россиянин). В приложение есть данные на граждан, которые должны подтвердить все вышесказанное. Свободный текст. Люди реальные и подтвердят все слова, сказанные в материале». Насколько я понимаю, «свободный текст» - это значит любые фантазии автора на заданную тему, которые можно заявить от имени этих людей”.

Как утверждают эксперты, обвинения неизвестных авторов в монополизме и искусственном завышении цен «Аэрофлотом» несостоятельны. Вот что говорит, известный экономист, профессор Никита Кричевский: «У нас несколько десятков авиакомпаний, крупных больше 30. Из этого совершенно очевидно следует, что «Аэрофлот» никаким монополистом не является, да он никогда им и не был. В прошлом компания занимала порядка 27% авиарынка, при этом существовали маршруты, на которые государственный «Аэрофлот» не мог получить разрешения от государственных же регулирующих служб, таких как Росавиация. На маршрутах в Среднюю Азию, Израиль монополистом был «Трансаэро». После того, как «Трансаэро» ушел с рынка, доля «Аэрофлота», безусловно, выросла, но она по-прежнему далека от 50%, поэтому ни о каком монополизме говорить не приходится. У потенциального пассажира всегда есть выбор – полететь «Аэрофлотом» или какой-то другой компанией – по всем направлениям, без исключений».

Ровно так же обстоит дело и с упреками в высоких ценах на перелеты. «Я на этой неделе лечу в Крым, и билеты туда и обратно обойдутся в 7 тыс рублей, то есть так, как это было заявлено еще в прошлом году, - отметил профессор Кричевский. – На Дальний Восток «Аэрофлот» летает по тарифу 9 тысяч рублей туда и обратно».

Олег Лурье не стал молчать и рассказал о столь интересном “задании” в своем ЖЖ. Он, кстати, вспомнил, что попытки устроить пиар-атаку на «Аэрофлот» имели место и раньше. “Без малого два года назад, в апреле 14-го года, мне уже поступало подобное предложение – включиться в информационную атаку на «Аэрофлот», проводимую известным блогером Антоном Носиком, заслуженно именующим себя «dolboeb». Причем предлагали деньги, так же, как и сейчас. Но этих борцов с «Аэрофлотом» ничего не учит. Даже после того, как я, зафиксировав всю переписку с «заказчиком», опубликовал расследование «Как мы с Носиком «Аэрофлот» мочили, где рассказал все детали организации платного наката на компанию «Аэрофлот» в СМИ и блогосфере. Однако, за полтора года все призабылось и эта публика вновь пришла ко мне с предложением «мочить «Аэрофлот»”, - заявил он. И предупредил коллег: “Ходят по Москве веселые ребята, обладающие номерами телефонов журналистов, и активно предлагают оплатить размещение в сети и в СМИ тупо подобранных фальшивок по теме «плохой Аэрофлот». Гоните их взашей. Предупрежден – значит вооружен”.

Похоже, предупреждение Лурье похоронило планы недоброжелателей рассказать о “монополисте” Аэрофлоте, безбожно взвинчивающем цены на авиабилеты. Поэтому в ход пошел “План Б” – рассказ о якобы сверхдорогом корпоративе авиакомпании.

“«Аэрофлот» объявил конкурс на проведение корпоратива за 65 млн руб.”, - такие броские заголовки появились на днях сразу в нескольких интернет-изданиях. Тему подхватили и раскрученные блогеры, аудитория которых сопоставима со СМИ.

Правда, при чтении самих статей выяснялось, что речь идет не о корпоративе, а о традиционном маркетинговом мероприятии с вручением премии “Взлетная полоса” партнерам и сотрудникам авиакомпании. Что, согласитесь, совсем другое дело: подобные мероприятия не тратят, а экономят деньги компании. Потому что премия, даже сопровождающаяся банкетом и концертом со “звездами”, обходится гораздо дешевле, чем дополнительные скидки с цены или увеличенная комиссия для партнеров - об этом вам скажет любой маркетолог. При этом официально информация о тендере прошла еще в декабре и тогда ни у кого не вызвала никаких вопросов.

Вся эта история с черным пиаром вызывает у экспертов вполне определенные вопросы. «Тот факт, что направленные против «Аэрофлота» публикации появились практически одновременно с разоблачительным материалом блогера Лурье о попытке проведения пиар-кампании против этого перевозчика, действительно наводит на мысль о взаимосвязанности этих событий, - говорит Артём Кирьянов, член Общественной палаты России. - То есть когда стало ясно, что блогер сорвал заказную публикацию, пиарщикам пришлось экстренно вбрасывать в СМИ и блогосферу другую тему, несмотря даже на то, что она достаточно старая. Ведь сведениям о «корпоративе» с сайта госзакупок уже скоро месяц, а обратить на них внимание все – и блогеры, и СМИ – решили почему-то только сейчас».

Еще одна странность, по словам Кирьянова – это то, что шквал критических материалов об «Аэрофлоте» случился в выходной день, когда сотрудники пресс-службы перевозчика и профильные эксперты, хорошо разбирающиеся в ситуации, отдыхали и не имели возможности оперативно дать необходимые пояснения к раздуваемому скандалу.

«Похоже, мы имеем дело с тщательно организованной пиар-атакой на «Аэрофлот», стоимость которой может превышать 100 000 долларов, - отметил Артём Кирьянов. - Как член Общественной коллегии по жалобам на прессу, предлагаю менеджменту «Аэрофлота» обратиться с заявлением в коллегию. Судя по той фактуре, которую мы видим, такое обращение будет иметь перспективы. Черному пиару нужно поставить заслон, чтобы впредь СМИ, да и блогосфера, ориентировались на объективность освещения событий».

К тем же выводам пришел и сам Лурье. «Похоже, что уж очень нужно кому-то в срочном порядке «замочить в сортире» авиакомпанию «Аэрофлот – российские авиалинии» и они, эти люди, вероятно, денег на пиар и документальное подтверждение расследований не пожалели. Но посредники, заявившие о своей возможности «решать вопросы с журналистами», приклеили к своим рукам основную часть денег, нарубили всевозможные фальшивки в сети и не только, и начали наугад выходить на журналистов и блогеров в надежде, что авось кто-нибудь и клюнет”, - пишет он.

По подсчетам экспертов, подобная компания с публикациями в ведущих изданиях и в топовых блогах, стоит сотни тысяч долларов. Обращает на себя внимание и то, что кампания стартовала аккурат после того, как завершилась перевозка силами «Аэрофлота» пассажиров обанкротившегося “Трансаэро”. Кстати, осенью прошлого года усиленно раскручивались слухи, что перевезти почти 2 млн пассажиров “Трансаэро” не удастся, и на рынке наступит хаос. После того, как эта операция все же прошла успешно, видимо, потребовались какие-то другие аргументы для очернения ведущего авиаперевозчика России. Не исключено, что будет придумано и что-то еще: ведь кому-то очень хочется любой ценой выставить «Аэрофлот» в негативном свете.

Песни SHAMANа, Газманова и Расторгуева начнут изучать на уроках музыки в школах
Реклама