«Сейчас очень много работы с косметическими компаниями, такими как Oriflame и Avon, — говорит сотрудница одного из крупнейших российских коллекторских агентств. — С их стороны много обращений».

Косметические компании, распространяющие продукцию через дистрибуторов методом сетевого маркетинга, чаще стали прибегать к услугам коллекторских агентств, говорит и менеджер другого агентства. Частые обращения к коллекторам обусловлены, по его словам, «постоянными задолженностями со стороны физических лиц».

Сетевые компании (распространение продукции через знакомых) стали альтернативой классическому механизму продаж через розничные магазины. В этом сегменте российского рынка парфюмерии и косметики три основных игрока: Oriflame, Avon и российский Faberlic.

Oriflame, Avon, Faberlic, Mary Kay работают по принципу сетевого маркетинга (или многоуровневого маркетинга – MLM, multi level marketing). Консультанты компании предлагают косметическую продукцию клиентам по каталогу, представляют покупателю товар, сообщают о его особенностях и проводят демонстрацию преимуществ.

Каждый участник сетевого маркетинга может подключать к бизнесу новых участников. Таким образом, образуется разветвленная сеть распространителей.

«Косметические компании — это один из первых видов бизнеса кроме банков, который начал сотрудничать с коллекторскими агентствами», — отмечает Николай Иванов, заместитель генерального директора по вопросам развития коллекторского агентства «Центр ЮСБ». По его словам, обычно к услугам коллекторов прибегают не головные компании, а их региональные представительства, распространяющие продукцию между физическими лицами в конкретном регионе. Николай Иванов оценил масштаб задолженностей в «несколько десятков миллионов рублей по каждому федеральному округу». «Физические лица берут товар на распространение с небольшой предоплатой, а потом исчезают. Берут на небольшие суммы – на 200−500 тысяч рублей, но таких долгов очень много», — заключает эксперт.