Регион:
Все
28 апреля ‘17
Пятница
Москва
23:50
USD
56.97
EUR
62.16
Brent
51.73
Новости партнеров
Самое популярное видео
Уволено все руководство казанского ОВД, в котором издевались над задержанным
Уволено все руководство казанского ОВД, в котором издевались над задержанным
Обновленный хэтчбек Hyundai Elantra получил 201-сильный мотор
Обновленный хэтчбек Hyundai Elantra получил 201-сильный мотор
Продвижение и дизайн в медиабизнесе
Продвижение и дизайн в медиабизнесе
ещё

Евсей Гурвич: во многих странах надуваются пузыри

текст: Евгений Новиков/Infox.ru
видео: Игорь Мостовой/Infox.ru
опубликовано  7 мая ‘10 14:10

Для просмотра необходимо установить Adobe Flash Player 10

Get Adobe Flash player

Ликвидация пузырей, возникших на мировых фондовых рынках и рынках недвижимости, вызовет новую волну кризиса в России. Избежать этих последствий можно, если правительство снизит дефицит бюджета и восстановит кредитование реального сектора, считает руководитель Экономической экспертной группы Евсей Гурвич.

-- Что угрожает российской экономике? Возможна ли вторая волна кризиса?

-- Нужно разделять внутренние и внешние риски. Долгое время внутренним риском была банковская система, опасались масштабного банковского кризиса. Сейчас пришли к выводу, что такого риска уже нет. Зато есть опасность не справиться с дефицитом бюджета, из-за чего вырастет долг. Остается риск роста инфляции, если мы будем использовать монетарные методы борьбы с дефицитом. Но это в долгосрочной перспективе. Пока у нас очень низкий уровень государственного долга, до опасных уровней он дойдет не сразу. Основным негативным последствием будет вялый рост экономики, не более 3,5-4%, то есть мы не вернемся к динамичному развитию докризисного периода. Это вполне реальная опасность.

Но если одновременно возникнут проблемы в бюджетной сфере и будет слабым рост кредитования, как сейчас, усилятся внешние риски. Сейчас во многих странах, в том числе азиатских, которые являются лидерами роста мировой экономики и локомотивом мирового развития, надуваются новые пузыри: на фондовом рынке, на рынке недвижимости. Если пузыри лопнут, это скажется на экономике всего мира и на ценах на нефть. В принципе, увеличение дополнительного спроса на ресурсы тоже в основном формируется динамичным развитием азиатских стран. Поэтому глобальные риски мировой экономики сохраняются. Они, естественно, затронут российскую экономику. Если в начале кризиса Россия надеялась, что будет защищена от мировых потрясений, сейчас таких иллюзий уже нет. Мы понимаем, что любые кризисные явления в мире скажутся и на нас.

-- Каким будет курс доллара и евро к рублю в ближайшие год-два?

-- В этот период курс рубля к доллару останется в промежутке 28,5-30 рублей за доллар. Ситуация с евро более тревожная, из-за событий в Греции. С одной стороны, Греция понимает, что у нее нет выбора и придется сократить расходы, снизить дефицит бюджета, чтобы выйти из кризиса и предотвратить дефолт. С другой, это очень трудно с социальной точки зрения: в стране растет недовольство. Это, кстати, урок и для нас: насколько опасно раздувать расходы, потому что потом сократить их бывает очень трудно.

Но кроме Греции в еврозоне есть другие проблемные страны: Италия, Испания, Португалия. Я надеюсь, что резкого обвала евро не будет, но, вероятно, какое-то время, может быть в течение года, евро останется слабым.

-- Программа повышения эффективности бюджетных расходов поможет сэкономить деньги на модернизацию?

-- Смысл этой программы не в экономии бюджетных средств для того, чтобы затем потратить их на модернизацию. Источником модернизации должен быть в основном частный сектор. Но программа повышения эффективности расходов должна стать частью модернизации государства. Если мы не проведем модернизацию государства, не получится остальной модернизации. Государство должно показать пример бизнесу.

Когда цены на нефть были высокими, государство, к сожалению, решало все задачи за счет увеличения расходов. Мы не работали над повышением эффективности различных секторов государства и раздули расходы. Сейчас, когда после кризиса цены на нефть снизились, производство упало, нужно адаптировать уровень расходов к новому, более низкому уровню доходов. Прогнозы показывают, что в будущем доходы, скорее всего, будут расти очень медленно, потому что объем добычи нефти, а налоговая нагрузка на эту отрасль в два с лишним раза выше, чем в остальной экономике, практически не будет расти. Сейчас нет другого пути, кроме как при том же объеме расходов добиваться более высокой эффективности государственного регулирования.

Вторая задача, которая стоит перед правительством, -- увязать финансирование бюджета с достижением более высоких результатов, то есть создать стимулы для повышения результативности в каждом секторе.

-- Нужно ли для этого ужесточить контроль над чиновниками?

-- Предполагаемый подход -- повысить степень свободы главных распорядителей бюджетных средств, то есть министерств и ведомств, и бюджетных организаций. Нужно контролировать не то, как они будут использовать деньги, а качество результата. То есть изменится вся идеология работы бюджетной сферы, ее устройство и стимулы. Предполагается изменить и юридическую форму многих бюджетополучателей, ввести юридически новые формы деятельности бюджетных организаций, которые дадут им новые возможности.

Я думаю, что программа повышения эффективности расходов -- очень важная часть модернизации. Но не нужно ограничиваться только этой программой. Важно повысить прозрачность государства, обеспечить общественный контроль его деятельности, использования государственных средств, контролировать работу госорганов, установить обратную связь. Например, добиться, чтобы финансирование деятельности местных органов власти в большей степени зависело от налогов, которые они собирают на территории региона. Тогда появятся стимулы для создания благоприятных условий для бизнеса. Это привлечет новых бизнесменов, будет способствовать росту существующих предприятий, а следовательно, повысит доходы местных органов власти и населения.

Таких важных задач много. Среди них -- выведение бизнеса из тени. Для этого бизнес должен видеть, что налоги, которые он платит, идут в том числе на создание благоприятных условий для его существования, на хорошее образование, на здравоохранение.

-- Какой будет экономическая выгода от реализации программы повышения эффективности бюджетных расходов, при сохранении текущих результатов экономической деятельности?

-- Объем расходов задан в бюджете. Премьер-министр уже озвучил цифры возможного дефицита на ближайшие годы. Его объем будет постепенно снижаться. Поставлена задача вернуться через несколько лет к бездефицитному бюджету, и это будет главным ограничением расходов. Задача в том, чтобы избавиться не от любых расходов, а от непродуктивных расходов.

Когда в рамках бюджета 2009 года понадобились деньги на антикризисные меры, мы своевременно освободили для этого часть зарезервированных средств, а поскольку нужно было делать это быстро, в первую очередь сократили объем государственных инвестиций. Поэтому речь не о том, чтобы сократить расходы полностью, а об изменении их структуры. Чтобы в каждой сфере найти резервы, которые не работают на развитие страны. В то же время расходы, которые особенно важны для развития, не сокращать, а по возможности увеличивать: на образование, здравоохранение, развитие экономики. И при этом повышать эффективность в этих секторах.

-- Насколько реальна угроза массовых банкротств бюджетных учреждений после вступления в силу закона об их реформировании?

-- Проблемы неизбежно возникнут. Поэтому желательно, чтобы реализация закона шла не как кампания насильного обращения всех учреждений в новые формы, а постепенно -- чтобы к новой форме переходили только те, кто готов. Чтобы с учетом возникающих проблем были сделаны соответствующие выводы, скорректированы правила игры. Я считаю, что общее направление верное, но идти нужно с умом.

-- Какой процент от ВВП должны составить частные инвестиции, чтобы их хватило на модернизацию?

-- Нужно повысить норму накопления (то есть долю общего дохода, которая идет на инвестиции. -- Infox.ru). У нас накопление основного капитала долго оставалось на уровне 18% ВВП. Хотя перед кризисом оно повысилось до 21% ВВП, все равно это очень мало для быстрорастущей экономики. Для сравнения, в Китае норма накопления больше 40% ВВП, в Индии -- примерно 35%. В России нужно довести норму накопления хотя бы до 28% ВВП. Это серьезная задача. Для ее выполнения нужно создать привлекательные условия для бизнеса. Предстоит использовать в основном собственные сбережения, а для этого нужно повысить доверие к финансовой системе и обеспечить положительные реальные процентные ставки (то есть доходность вкладов, превышающую инфляцию. -- Infox.ru), чтобы сбережения стали привлекательными для населения.

Но это только часть того, что предстоит сделать. Модернизация не сводится к накоплению капитала. Нужно повышать эффективность работы, отдачу на капитал. И для этого на текущей стадии развития в первую очередь нужно успешно заимствовать лучшие из имеющихся в мире технологий. Для этого, конечно, понадобятся большие экспортные доходы. Поэтому нужно создавать условия для развития экспортных производств. Параллельно -- для развития собственных инноваций, хотя вряд ли результат будет заметен быстро. Это задача следующего этапа, но начинать работу нужно прямо сейчас.

текст ошибки
Комментарии: 5
сортировать по: дате
вид: свернуть
Давайте дружить
x

Давайте дружить