Разрешите сайту отправлять вам актуальную информацию.

16:15
Москва
28 марта ‘24, Четверг

Google может устранить главную проблему HTML5

Опубликовано
Текст:
Понравилось?
Поделитесь с друзьями!

Массовый переход на новые интернет-технологии, которые сделают работу сети более удобной и безопасной, на протяжении долгого времени тормозится из-за конфликта, связанного с выбором средств для кодирования видео в интернете. Участники рынка не могут договориться, с помощью каких технологий готовить и показывать интернет-видео, поэтому новая спецификация языка разметки для интернет-страниц HTML5 носит статус черновика и не может в полной мере использоваться создателями браузеров и сайтов. Компания Google в ближайшее время может принять решение, последствия которого, возможно, изменят ситуацию к лучшему.

HTML5Это спецификация языка разметки для интернет-страниц, которая в том числе позволяет вставлять в веб-страничку видео без использования сторонних плагинов.
Некоторое время назад Infox.ru уже писал о конфликте, разворачивающемся вокруг кодеков (программных средств для работы с видео в оптимальном для сети формате), которые могут быть использованы в HTML5. Тогда он был далек от разрешения из-за столкновения интересов крупных игроков на рынке браузеров: Apple, Microsoft, Google, Opera и Mozilla, целиком и полностью соглашаясь, что спецификацию HTML5 нужно принять и использовать, никак не могли договориться о едином стандарте для кодирования видео. Собственно, сейчас ситуация не изменилась, компании продолжают гнуть свою линию, однако в ближайшее время у одной из сторон может появиться заметный перевес, который вполне способен поставить точку в споре. Речь идет о возможном переводе прогрессивного видеокодека VP8 в общественное пользование.

История вопроса

До недавнего времени существовало два стандарта, с помощью которых можно кодировать видео для HTML: Ogg Theora и H.264. Theora -- открытый кодек, H.264 -- проприетарный, за его использование компаниям необходимо делать лицензионные отчисления в пользу держателей патента.

Главный держатель патента -- компания Apple, и именно она является активным сторонником того, чтобы H.264 был принят в качестве стандарта кодирования видео для HTML5. Mozilla и Opera выступают за Ogg Theora, поскольку за его использование никому не надо платить, а итоговое качество сравнимо с показателями платного конкурента.

Патентные проблемыПринятие H.264 в качесте стандарта может создать серьезные проблемы как компаниям, которые его используют, так и пользователям, которые смотрят в сети видео, обработанное этим кодеком.
Microsoft долгое время придерживалась нейтралитета и вообще никак не комментировала ситуацию с кодеками, однако в конце апреля генеральный управляющий подразделения Microsoft Internet Explorer Дин Хакамович (Dean Hachamovitch) в своем блоге сообщил, что компания сфокусируется на поддержке H.264, поскольку считает его сформировавшимся и распространенным стандартом индустрии. С этого момента чаша весов в споре о кодеках склонилась в сторону защитников проприетарных технологий. Изменить эту ситуацию может компания Google.

Все зависит от Google

В феврале этого года Google завершила поглощение компании On2 Technologies и получила права на ряд кодеков, среди которых VP8. Тогда же Фонд свободного ПО опубликовал открытое письмо, с просьбой сделать открытыми полученные стандарты и «освободить web от Flash и проприетарного H.264».

В апреле, из неофициальных источников стало известно, что Google готова открыть VP8 -- одно из самых совершенных на сегодня средств кодирования видео для сети. Согласно данным из того же источника, официальное заявление о передаче VP8 в открытый формат будет сделано на Google I/O -- конференции разработчиков, которая пройдет 19 и 20 мая в Сан-Франциско.

Если Google сделает эту технологию открытой и осуществит ее поддержку, например на Youtube, это существенно сыграет на руку сторонникам свободного ПО, поскольку это сильно поспособствует популяризации технологии. Да и техническое превосходство H.264 уже не аргумент, поскольку VP8 объективно совершеннее.

«Если кодек VP8 будет выпущен Google как проект с открытым исходным кодом, за внедрение которого в браузер не придется платить каких-либо патентных отчислений, то мы, конечно же, внедрим поддержку этого кодека», -- рассказал Infox.ru менеджер по связям с разработчиками компании Opera Software Вадим Макеев.

По словам эксперта, в 90% случаев видеоролик в сети -- это клип, загруженный на популярный видеохостинг вроде Youtube и Vimeo. То, какие форматы будут поддерживаться крупнейшими провайдерами интернет-видео, и определит победителя в гонке за «тем самым, единственным» форматом. Учитывая, что за крупнейшим из сервисов стоит Google, а также факт приобретения компании On2, вариантов развития событий остается немного.

Продолжение конфликта

Однако одной только поддержки VP8 со стороны интернет-видео, по мнению Вадима Макеева, недостаточно для того, чтобы решить вопрос об HTML5 в пользу приверженцев свободного ПО.

«Если говорить про W3C (организация, разрабатывающая и внедряющая технологические стандарты всемирной сети) и спецификацию HTML5, то шансов стать единственным рекомендованным кодеком у VP8 практически нет, -- считает эксперт. -- Крупнейшие держатели патентов на кодек H.264 -- это Apple и Microsoft, которые прямо говорят об этом кодеке как о будущем интернет-видео. Помимо этого, они являются активными участниками W3C и вряд ли пойдут на то, чтобы в спецификации был прописан не тот кодек, в развитие которого они вложили столько денег».

Впрочем, эксперт считает, что даже если HTML5 так и не станет единым стандартом для разработки интернет-страниц, это не остановит развитие интернет-технологий. Просто спецификация HTML5 по-прежнему будет описывать лишь общие принципы работы видео в браузерах, а также способы подключения нескольких источников с разными кодеками.

Некоторые элементы HTML5 уже внедряются во все наиболее популярные браузеры. Если споры по поводу кодеков так и не разрешатся, возможно, именно такой «частичный» метод внедрения новых технологий станет основным в развитии современного веба.

ЦБ поддержал идею обязательного страхования посетителей публичных мест
Реклама