Планы российского Генштаба по закупке во Франции вертолетоносца класса Mistral вызвали бурное обсуждение как в экспертной среде, так и в блогосфере. Что это за корабль, каковы аргументы в пользу планируемого контракта и против него, разбирался Infox.ru
Николай Макаров, начальник Генштаба вооруженных сил Российской Федерации, заявил о планируемой покупке у Франции вертолетоносца класса Mistral. В планы российских военных входит также совместное строительство с французами еще трех таких же кораблей. Все необходимые контракты в Генштабе рассчитывают подписать до конца года.
Класс Mistral
Корабли класса Mistral -- это современная перспективная разработка, предназначенная как для французских военно-морских сил, так и для продажи в другие страны. Mistral имеет несколько особенностей, позволяющих отнести его к новому поколению боевых кораблей.
Николай Макаров, начальник Генштаба вооруженных сил Российской Федерации, заявил о планируемой покупке у Франции вертолетоносца класса Mistral. В планы российских военных входит также совместное строительство с французами еще трех таких же кораблей. Все необходимые контракты в Генштабе рассчитывают подписать до конца года.
Класс Mistral
Корабли класса Mistral -- это современная перспективная разработка, предназначенная как для французских военно-морских сил, так и для продажи в другие страны. Mistral имеет несколько особенностей, позволяющих отнести его к новому поколению боевых кораблей.
В техническом плане Mistral представляет собой квинтэссенцию современных технологий, воплощенную в реальный продукт современного кораблестроения. Это первый в мире военный корабль на электродвигателях. Винторулевые колонки вынесены за пределы корпуса корабля и способны вращаться на 360 градусов, обеспечивая высокую маневренность.
Классические двигательные установки и система валов, передающая вращение на винты, отсутствует. Это позволило освободить в корме место под док-станцию, способную принимать десантные катера.
Mistral оснащен электроникой до такой степени, что численность экипажа удалось сократить в три-пять раз по сравнению с аналогичными разработками конкурентов. Так, экипаж американского корабля аналогичного назначения Tarawa без десанта -- 1090 человек; экипаж вертолетоносцев «Москва» и «Ленинград» составлял 850 человек. Кораблем класса Mistral управляет всего 160 членов экипажа.
Важно, что технология строительства корабля предполагает модульно-секционную сборку. Корабль может быть построен на небольших верфях, расположенных в разных городах, в виде отдельных секций-модулей, которые затем легко транспортируются морем для сборки в единый корпус.
Подобная технология строительства не требует использования больших и дорогих верфей, позволяет вести постройку разных секций параллельно, удешевляет и ускоряет создание корабля.
Решаемые тактические задачи
Называть Mistral большим десантным кораблем или вертолетоносцем неверно. Сами французы считают корабли этого класса универсальными базами для планирования и проведения операций.
Mistral способен перевозить десант и осуществлять его высадку с помощью четырех десантных катеров, базирующихся на борту. Численность десанта -- 900 человек при непродолжительном размещении, 450 -- при длительном. В состав десанта также может входить 59 транспортных средств, 13 из которых -- танки. При необходимости от автотранспорта и БТР можно отказаться, тогда Mistral берет на борт танковый батальон. Основной французский танк Leclerc весит 54,6 т, а Т-90 – 46,5 т, поэтому российских танков поместится на этом корабле больше.
На корабле могут базироваться 16 тяжелых или 35 легких вертолетов. В зависимости от применяемой винтокрылой техники Mistral сможет вертолетами высаживать десант; оказывать ему огневую поддержку, в том числе и противотанковую; вести разведку; эвакуировать раненых; осуществлять противолодочное охранение флотских ордеров.
На борту корабля оборудован госпиталь на 69 коек, который может пригодиться как при проведении военных операций, так и при участии флота в ликвидации последствий гуманитарных, техногенных и природных катастроф.
Mistral способен разместить 200 специалистов управления флотом, что превращает корабль в мобильный центр планирования операций и руководства их проведением. Условия и комфорт на борту для проживания и работы офицеров управления достаточны для решения задач в течение длительного времени.
Аргументы «за»
Сторонники подписания контракта приводят следующие доводы правильности принятого решения:
1. Приобретается готовый корабль по относительно низкой цене. Предполагается, что стоимость корабля, в зависимости от выбранного варианта послепродажного обслуживания, составит от €340 до €450 млн.
2. Покупка одного корабля и совместное строительство еще трех дает возможность в кратчайшие сроки создать России на каждом флоте по одной современной флотской группировке, способной качественно решать задачи поддержки действий сухопутных войск в операциях, подобной августовским событиям 2008 года.
3. Концепция развития Военно-морского флота России, рассчитанная на период до 2050-2060 годов, предусматривает создание пяти-шести авианосных групп. Российская промышленность в ходе работы над проектом сможет быстро освоить современную технологию создания авианесущих кораблей большого тоннажа.
4. Российский флот сможет быстро освоить современные методики содержания больших авианесущих кораблей, эксплуатации летательных аппаратов, получить опыт планирования и проведения операций с применением подобной техники.
Аргументы «против»
У критиков планируемого контракта аргументация следующая:
1. Франция -- страна НАТО. При продаже столь сложной техники будут приняты все меры по контролю и противодействию в случае необходимости: от закладок в электронной аппаратуре до возможного отказа в обслуживании и поддержке запасными частями в ходе эксплуатации.
2. России необходимо поддерживать своего производителя и своих разработчиков, а не тратить деньги на западную технику. Россия может разработать и построить любой необходимый корабль.
3. Обслуживание западными специалистами в ходе эксплуатации корабля, запасные части будут обходиться дорого, и потраченные деньги будут работать на французскую экономику, а не на российскую.
КОММЕНТАРИИ (37)
artemon
пост #1 / 08:37, 29 авг '09
В заметке много смешного, но больше всего порадовало вот это: "Это первый в мире военный корабль на электродвигателях". Корабль на электродвигателях это столь же анекдотично как рация на бронепоезде. Вы что серьезно никогда раньше не слышали про корабли с дизель-электрической силовой установкой?
Sid > artemon
пост #2 / 12:25, 29 авг '09
Вы считаете, что там нет электродвигателей?
artemon > Sid
пост #3 / 18:42, 29 авг '09
А, так вы видно этого анекдота не знаете. рассказываю. Сержант спрашивает молодое пополнение: "кто может починить рацию на бронепоезде?". Ну находится один умник и задает уточняющий вопрос: "а рация на лампах или на полупроводниках?" На что следует ответ: "для тупых повторяю - рация на бронепоезде". Так вот, мягко говоря на слишком то удачное выражение "корабль на электродвигателях" показалось мне до смешного семантически схожим с рацией на бронепоезде из анекдота. А насчет электродвигателей, так я не сомневаюсь, что они там есть. Вот только зачем вы преподносите это как некое новшество? Дизель-электроходы появились не сильно позже пароходов. И говорить что это де первый в мире военный корабль такого типа некорректно, а хотя бы общеизвестные дизель-электрические подлодки вам уже не военные корабли что ли?
Sid > artemon
пост #4 / 21:04, 29 авг '09
и много вы знаете подводных лодок с силовой установкой, подобной той, которая применяется на Мистрале? С электродвигателями, вынесенными за корпус корабля?
К чему этот спор вообще. Мистраль - новый тип корабля, современный, использование которого может позволить применить новую тактику и стратегию. Вы с этим фактом намерены спорить?
Кстати, анекдоты можно дальше не рассказывать, даже если вам кажется, что я их не знаю.
444
пост #5 / 13:12, 30 авг '09
ЭТО УЖАСНО
Какие бы аргументы ЗА и ПРОТИВ не были бы, это огромный минус для нашего рук-ва. На бумаге и я могу расписать что угодно. Уверен на 100% что нашим КБ по силам создать (если уже не создано) что либо подобное. Просто нашим чиновникам "удобнее" купить на западе.
Французкие заводы будут работать - наши стоять.
ЖУДКО
jeka > Sid
пост #6 / 22:20, 30 авг '09
Многоуважаемый Sid, как профессионал профессионалу открою Вам небольшой секрет: ни у какого корабля, равно как и у судна двигатели не могут быть "вынесены за корпус корабля" по причине невозможности их обслуживания в этом случае. А за бортом у всех кораблей и судов находятся движители. Разницу найдете в набрав "Устройство судна".
Привет из Одессы.
dmitriy123 > 444
пост #7 / 00:28, 31 авг '09
просто сообщение...- з/п в данных КБ не более 12-19 т.р. у руководства чуть больше... и что можно создать с теми людьми? если они работают за данную з/п....-Булава №2....?
artemon > Sid
пост #8 / 02:35, 31 авг '09
Э, как все запущено то, совсем матчасть не знаете. Винто-рулевая колонка это не совсем то что вы себе придумали. И выносить электродвигатели за корпус корабля инженеры, будучи в здравом уме, еще не додумались. Так что вот это: "классические двигательные установки и система валов, передающая вращение на винты, отсутствует" - абсолютная ерунда. Присутствует и классичкская двигательная установка и система передачи мощности на винты. Поэтому сознайтесь лучше, что нагородили ерунды и на этом прекратим. А то ведь если последовать вашему предложению и начать рассуждать про аморфные бла-бла-бла типа стратегии и тактики что ж из этого выйдет, когда мы не можем договориться по очень простому и конкретному вопросу?
Ганнер478 > 444
пост #9 / 03:37, 31 авг '09
Про то, что нашим КБ по силам, замечу следующее:
Сам я бывший конструктор-машиностроитель, и краем уха в теме. 1)нарисовать что-то никогда не было проблемой, но тут появлялось такое слово - "внедрение". Вроде бы "БулавОй" тоже ракетчики занялись, да не те. И летает она не сказать чтобы очень. 2)то, что говорят об утрате технологий, это не просто некрасивые слова. Это правда жизни. Когда мы в последний раз строили авианесущие корабли? И тоже не ах какие! А сейчас о сторожевике пишем как о достижении. Так что прежде чем закидывать, хотя бы шапками запаситесь. Хотя такое положение вещей и прискорбно.
BestЪ wishes!
Michail_17
пост #10 / 06:49, 31 авг '09
Товарисч министр обороны уже хотел снайперские винтовки в Англии закупать за бешеные деньги, так что понятно все... Французская авионика на наших Су, израильские беспилотники в войсках - денежки дяде отдал - и душа не болит "до следующего раза", короче позорно это все...
Sid > jeka
пост #11 / 09:26, 31 авг '09
не знаю. в чем вы профессионал. Но учиться никогда не поздно. Погуглите термин Azipod, посмотрите картинки, если не знаете английского.
Привет из Керчи.
Sid > artemon
пост #12 / 09:32, 31 авг '09
Вы бы, прежде чем ввязываться в дискуссию, хотя бы литературу почитали по теме. Все ведь доступно - интернет у вас под рукой. О корабле класса Mistral можно найти все, не на русском, правда. А вы вот так вот при всех - в лужу.
smetchik > Michail_17
пост #13 / 14:21, 31 авг '09
Вы знаете, даже сверх мощный Китай и Япония не производят и не строят у себя всего что можно, и к тому же такая покупка это покупка относительно быстрая технологий, Китайцы так же делают. Даже в царской России не все корабли строились у нас. Если мы начнем тянуть авианосные корабли вот так с отставания и сами это растянется на очень долго и будет очень дорого, надо уже бросать эти закидоны, что мы можем все сами. Да мы может, только вопрос за какое время и за какие деньги?! Экономика должна быть экономной, да и 3 корабля должны быть построены совместно, а это рабочие места и сильно дешевле. Если вам так хочется собственных авианосцев, вы готовы обратно пойти в 50-года, когда все было для армии, я думаю нет, тогда лучше помолчать. А про винтовки, никогда не зазорно купить что-то если это лучше, а потом посмотреть и сделать еще лучше. Кстати предприятия которые делают у нас высококлассные винтовки у нас есть, правда делают они их ну очень мелкими сериями.
Vivanp
пост #14 / 17:27, 1 сен '09
"Это первый в мире военный корабль на электродвигателях"
Сайт Нахимовского училища.
http://www.nvmu.ru/smsg/32/42/111.htm-------
Всех этих недостатков были лишены электрические приводы, поэтому с появлением достаточно надежных электродвигателей начались попытки применения их на кораблях. После ряда опытов на черноморских броненосцах Балтийский завод в мае 1897 г. разработал электрическую рулевую машину для строившегося броненосца «Пересвет». Рулевой манипулятор в виде тумбы со штурвалом и указателем положения пера руля мог быть установлен в любом месте корабля. Передача электроэнергии осуществлялась по двум каналам. Время перекладки руля с борта на борт составляло 40 сек. В системе отсутствовали замыкаемые и размыкаемые контакты, на накал ламп судовой сети параллельная работа рулевой машины не влияла. Сложным был лишь переход с электрического управления на ручное. В июле. 1897 г. конструкция Балтийского завода была одобрена МТК, который потребовал для повышения надежности предусмотреть второй электродвигатель с независимым управлением. В марте 1898 г. задания на разработку аналогичных приводов для крейсеров типа «Диана» и броненосца «Ослябя» были даны Ижорскому заводу. Но сила традиции была еще слишком сильна: несмотря на уверенность минного отдела в надежности электроприводов МТК решил сохранить в качестве резервной и паровую рулевую машину. Сторонником ее ввиду простоты перехода на ручное управление был и адмирал П. П. Тыртов, который «попутно» приказал исключить из устройства предусматривавшийся решением МТК второй электродвигатель. На этих основаниях был заказан рулевой электропривод и для «Варяга».
Vivanp > Sid
пост #15 / 17:32, 1 сен '09
Сами бы не позорились. Вы в первый раз что-то почитали и решили, что открыли Америку? Почитайте еще.
Sid > Vivanp
пост #16 / 18:01, 1 сен '09
Вы почитайте статью, о чем в ней речь. Посмотрите также о чем дискуссия в комментариях.
Вы перепутали электрическую рулевую машину и винторулевую колонку.
"Пересвет" приводился в движение паровыми установками, от которых вращательный момент посредством системы валов передавался на винты. Электрическая рулевая машина на "Пересвете" - это система поворота рулей.
Винторулевая колонка "Мистраля" - это винт и электродвигатель, собранные в единый блок и вынесенные за пределы корпуса корабля.
У перечисленных вами кораблей электрическими рулевыми машинами поворачивались рули. Винты же получали вращательный момент от обычных паровых машин, с помощью обычных валов.
Мои оппоненты поняли, что были неправы, и пропали. Вы же, не разобравшись, лезете с шашкой на амбразуры.
Vivanp > Sid
пост #17 / 19:58, 1 сен '09
Скорее, они не захотели с вами связываться.
rude > Ганнер478
пост #18 / 20:22, 1 сен '09
Конечно, положение ужасное. Заказывать технику за границей при наличии собственных ВУЗов, НИИ и КБ – преступление. Откуда появятся эти опытные конструкторы, если ничего не проектировать. При анализе аргументов «против» нужно учесть « уничтожение поколения российских конструкторов». Тех, кто сегодня закончит ВУЗЫ и пойдет торговать сотовыми телефонами. С уходом старшего поколения разорвется цепочка. И все придется начинать сначала. Как в 30 годы. Почему-то тогда вопрос отсутствия опыта ставился по-другому.
Sid > rude
пост #19 / 12:20, 2 сен '09
Вопрос в том, могут ли при всем желании сделать что-то подобное наши, и сколько времени на это уйдет. И при такой коррупции - сколько денег (откатов на всех этапах сколько надо?).
Rasta > 444
пост #20 / 17:09, 3 сен '09
такое унижение для России ,ну накой нам это носец , сами чтоль не можем построить ,да и обойдётся дороже
serg82
пост #21 / 01:04, 4 сен '09
Напоминает предреволюционную ситуацию - тогда не имея собственной "оборонки", закупали за границей (в той же Франции) что какси, что 107-мм пушки... Видимо, выгодно (фактически - предателям Родины) вернуть наш ВПК/ОПК снова в "каменный век".
воинственный
пост #22 / 18:06, 5 сен '09
Вспомните, Франция долгое время вообще не входила в НАТО. Да и сейчас , как и Германия, предпочитает с Россией торговать, а не воевать. Так давайте с ними и будем торговать! Вспомните Финляндию. Эта страна ещё в 70-ые годы официально принесла свои извинения СССР И ВЫПЛАТИЛА весь материальный ущерб, который она нанесла СССР во второй мировой войне. ИТОГ для Финляндии- вот уже почти 40 лет она покупает у России лес. И это началось ещё во времена железного занавеса. Финляндия наплевала на войну и занялась торговлей с Россией. А те страны Европы, которые как Моська лают, пусть получают свой лай (что посеешь-то пожнёшь). Кстати в стадии выбора торговать с Россией или лаять на неё сейчас находится Польша после визита к ним Путина. Да и другие страны Европы на перепутье.
море
пост #23 / 09:44, 6 сен '09
полная чушь кто когда нибудь имел отношение к флоту скажет КПД самый низкий как правила используется или на буксирах или на ледоколах а отсутствие линии вала только усложняет конструкцию соответственно ремонт и обслуживание(ходить на ремонт во францию кайф полный)а смысл скорей всего на откате купить виллу на лазурном берегу
rude > Sid
пост #24 / 21:54, 6 сен '09
Время пока есть, Россия ни с кем не воюет. Сделать смогут, и не такое делали. При двух условиях, нужно поощрять материально и морально. Причем последнее не отрыжка социализма. Знать, что делаешь, что-то нужное и соответствующее мировому уровню, само по себе стимулятор, какого поискать надо. Ну а насчет откатов, тут без комментариев, без них не обойдется и покупка Mistral.
Leon777 > Sid
пост #25 / 15:24, 28 сен '09
Ага, а аккумуляторы для движков заряжаются от беготни солдатни по палубе? Чё дурь-то защищать? Корабль может и интересный, но дело вообще не в этом... Где вы в кризис отмоете 20-30 млн. евро и ещё прикроетесь идеей защиты государства?
Sid > Leon777
пост #26 / 16:47, 28 сен '09
Я, что ли, решение принимаю о закупке? К тому же, в статье приведены и аргументы в поддержку этого решения, и аргументы против.
Leon777 > Sid
пост #27 / 17:07, 28 сен '09
Если статья - популярная - это одно. Можно спорить до одури. Но когда речь идёт о наших с Вами деньгах (разве не так?) надо всё-таки стоять на позициях патриотизма! И иметь в виду, что люди, которые обладают великолепными коммерческими знаниями, хваткой, опытом, имеют миллиардные состояния, живут всё-таки за рубежом (и наши тоже здесь недолго в течение года обитают!) Так пусть они вкладывают деньги и зарабатывают здесь! Мы им поможем своими знаниями, трудом и т.д. Зачем деньги туда отдавать!!! Мы и так много отдаём! Директору мебельного магазина в прошлом конечно хочется провернуть эту "операцию", да ещё подать её как оснащение нашего флота отличными кораблями, но ведь видно же, что создать модули можно и в России. В конце концов купите один модуль и сделайте всё остальное по-нашему (не хочется думать сразу, что это не поплывёт, надеюсь, что это не так). Ведь у нас есть мозги и получше, чем за рубежом!
Sid > Leon777
пост #28 / 17:19, 28 сен '09
В истории вооружений много примеров успешного заимствования технологий. За последние 20 лет у нас наметилось серьезное технологическое отставание, с этим глупо спорить, не так ли? Овладеть чужими наработками всегда легче и быстрее, чем развить свои.
А что это конкретно будет - закупка технологий, или разворовывание денег, уже от реализации зависит.
Leon777 > Sid
пост #29 / 17:22, 28 сен '09
Будем надеяться, что всё закончится правильно, хотя история говорит об обратном!
Sid > Leon777
пост #30 / 17:37, 28 сен '09
История разные примеры знает. Что-то мы позаимствовали, что-то у нас сдирали. Посмотрим. Все зависит от политической воли руководителей государства.
механик
пост #31 / 15:10, 29 сен '09
французы заблокировали ПВО Садама Хусеина. Поляки нам на СДК шпигаты цемантом заливали. За эти деньги 2-3 Иван Роговых построить
механик > Sid
пост #32 / 15:28, 29 сен '09
всё строительство корпусов уже давно -посекционно. Возми за основу ну к примеру корпус ледокола-кстати они все электроходы и нарости любую надстройку.
Sid > механик
пост #33 / 10:41, 30 сен '09
Я в курсе. У нас в Керчи на судостроительном заводе залив атомные лихтеровозы "Северморпуть" строили. Только авианосцев пока что не видно нормальных.
механик > Sid
пост #34 / 11:41, 30 сен '09
я в Николаеве ремонтировался и возможности заводов знаю. Вы Бартеньева Александра знаете ??
Sid > механик
пост #35 / 12:20, 30 сен '09
Нет, я Осадчего знаю ;-) Я керчанин.
1111
пост #36 / 18:47, 4 фев '10
Французы откат не дадут, потому итог очевиден :)
Дмитрий0777 > dmitriy123
пост #37 / 15:14, 16 июл '10
А только ли в зарплате дело ? Что же все о деньгах-то? Деньги отнюдь не такой уж "двигатель" как некоторым кажется. Во-первых людей - интеллектуальную элиту страны по-сути, оскорбили повыгоняв на улицу в 90-х, ввергли в нищету, да и сейчас гроши предлагают (особенно тем кто должен разрабатывать новое...да их и совсем мало осталось). Во-вторых что из себя представляют наши бывшие п/я структурно? Не знаю где как, но по своему опыту могу сказать, что это набор малых предприятий под одной крышей, масса руководящих нахлебников, все забюрократизировалось до идиотизма поэтому огромные накладные расходы. Это лавочки где люди "как-нибудь доживают" и главная доблесть (как и всегда) - вовремя прийти на работу. Чтобы реально освободить (и дать жить) оставшиеся силы и привлечь талантливую молодежь эти лавочки надо ЧИСТИТЬ и именно АДМИНИСТРАТИВНО (как хирург опухоль вычищает) от паразитирующей верхушки начальников. "Рыночные механизмы" только приведут к гибели всего что осталось. Дать возможность творить конкретным кандидатам, аспирантам, мастерам, освободить их от идиотской бюрократии, дать им достойную жизнь - и все будет. Изучайте опыт 3-го рейха - сколько там было создано в военной области буквально за несколько лет, наш опыт 50-х - 60-х годов. А иначе конец. В переходный период (а для предприятий ВПК это так) рыночные механизмы не должны работать в области ВПК