9 мая ‘24, Четверг

За долголетие человека и бессмертие гидры отвечает один и тот же ген

Генетики установили, что пресноводный полип гидра остается вечно молодым благодаря постоянно работающему гену FoxO, который имеется также и у людей. Если в будущем медики научатся управлять его работой, то это приблизит человечество к решению проблемы старения.

Результаты исследования, выполненного немецкими специалистами из Кильского университета, опубликованы в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.

Известно, что гидры размножаются не половым путем, а почкованием. Поэтому в их телах всегда имеются активные стволовые клетки, готовые дать начало различным тканям в том случае, если гидру разрежут на части или же она сама приступит к бесполому размножению. Ученые предположили, что присутствие стволовых клеток в телах полипов может быть связано с экспрессией гена FoxO.

Чтобы проверить эту гипотезу, авторы исследования изучили гидр с мутацией в этом гене. Оказалось, что у полипов с плохо работающим FoxO имеется гораздо меньше активных стволовых клеток, чем у их сородичей с нормальной вариацией гена. Кроме того, у гидр с мутацией FoxO наблюдались нарушения в работе иммунной системы, похожие на те, от которых страдают пожилые люди.

Ген FoxO имеется у всех животных, включая человека. Однако до настоящего времени его функции оставались плохо изученными. Впрочем, о влиянии гена на процессы старения ученые уже догадывались, поскольку было известно, что он активен у людей, чей возраст перевалил за 100 лет. Авторы работы предположили, что у человека, так же, как и у гидр, FoxO регулирует работу стволовых клеток.

С возрастом количество этих клеток у людей уменьшается. В результате процессы обновления различных тканей, включая сердечную мышцу, приостанавливаются, что приводит к их старческой дегенерации. Если заключение исследователей справедливо, то, научившись включать ген FoxO, специалисты смогут влиять на стволовые клетки человека, тем самым замедляя его старение.

Украинцев попросили снизить энергопотребление после ночной атаки