Более половины россиян пользуются услугами тех банков, которые выбрали их работодатели.
Распространенность явления, которое называют «зарплатное рабство», оценили эксперты Ассоциации ФинТех. Они провели опрос в декабре 2021 года и выяснили, что 61% респондентов не выбирал самостоятельно банк, в котором приходится состоять клиентом. О возможности сменить банк, обратившись в бухгалтерию, знает 81% опрошенных.
Обслуживанием в текущем банке удовлетворены 55% респондентов. Самые низкие оценки банкам поставили 17% участников исследования. При этом 80% не хотят или не готовы заниматься сменой текущего банка.
Как сообщает РБК, в Ассоциации ФинТех также выяснили, какие барьеры препятствуют преодолению «зарплатного рабства». 45,9% сообщили, что менять банк им не позволяет работодатель. 26,5% не хотят тратить время на эту процедуру. 19,6% не знают, что делать, и 12,8% сетуют на сложность процесса перехода на другой банк.
Довольно часто люди жалуются на отсутствие в их городе банкоматов других банков. 10,1% связан с текущим банком кредитами или ипотекой.
В России есть продвинутые работодатели, которые предлагают своим сотрудникам выбор из нескольких банков. Однако 57% предпочитают работать только с одной кредитной организацией. С двумя банками сотрудничают 28% работодателей, с тремя и более - 9%.
По платежным поручениям зарплаты получают 30% респондентов, по старинке, наличными – 21%, через систему быстрых платежей (СБП), - 20%.
Борьба с «зарплатным рабством»
В банке России феномен «зарплатного рабства» не поддерживают. Для борьбы за свободу выбора банков может быть внедрена система зарплаты с помощью идентификатора физлица (номер телефона). Этот механизм позволяет начислять деньги на счета любых банков.
Гендиректор Ассоциации ФинТех Татьяна Жаркова рассказала, что положительные и отрицательные стороны сервиса еще предстоит оценить.
Представитель ЦБ в беседе с журналистами РБК отметил, что в пилотном проекте начисления зарплат по телефону участвуют несколько банков.
Как будет выглядеть сервис, позволяющий получать зарплату, например, в мобильном приложении, независимо от выбора банка работодателем, пока неизвестно. Но работники по отношению к нему заранее настроены осторожно. 52% заявили, что готовы хоть сейчас перейти на новый сервис. Однако у 45% есть опасения за безопасность своих личных данных.
Из работодателей воспользоваться сервисом готов 61%, указывая в качестве причин своего выбора на отсутствие необходимости собирать и обновлять реквизиты сотрудников.
В компаниях, где к новинке отнеслись скептически в качестве причины чаще всего указывают на непонимание, в какой банк обращаться в случае проблем.