Министр финансов Антон Силуанов расценил заморозку валютных резервов Центробанка как попытку Запада спровоцировать в России дефолт.
«Заморозку валютных счетов Банка России и правительства РФ можно расценивать как желание ряда зарубежных стран организовать искусственный дефолт, не имеющий под собой реальных экономических оснований», - приводит пресс-служба Минфина слова Силуанова.
Комментируя высказывание министра, политолог, президент Центра развития региональной политики Илья Гращенков напомнил, что ранее агентство Fitch присвоило российской экономике преддефолтный рейтинг.
Между тем, у России пока сохраняются возможности выполнять свои финансовые обязательства на международном уровне. И здесь важно обозначить разницу между дефолтом уровня 1998 года, и «техническим дефолтом» каковые недавно были в Греции, Эквадоре и на Ямайке.
«Что может быть при дефолте в России 2022, прогнозировать преждевременно, так как его вероятность оценивается как невысокая. А вот дефолт по многим компаниям, даже крупным — вполне может быть», - написал Гращенков в Telegram.
Эксперт напомнил, что Россия разрешила своим компаниям расплачиваться перед зарубежными кредиторами в рублях по курсу ЦБ. Естественно, кредиторы в рублях брать оплату не захотят, что чревато судебными разбирательствами.
Предпосылок, что 1998 год повторится, пока нет. Но «дефолтные игры будут и дальше играть на ослабление рубля». Гращенков напомнил, что в 1998 году рубль упал по отношению к доллару в три раза – с 7 до 21 рубля. В 2014 году национальная валюта обвалилась вдвое. А если считать с 2014 года по сегодняшний день, рубль упал в 4-5 раз (до нынешних 140-150 рублей).
Если санкционное давление на Россию продолжится, вполне реально увидеть доллар по 160-250 рублей. Однако эти показатели, чувствительные для благосостояния населения, все равно нельзя считать дефолтом в классическом понимании. «При реальном дефолте он и вовсе может стоить 500-700 рублей за доллар, что может произойти в случае появления черного рынка валюты», - спрогнозировал Гращенков.
Нечто похожее было в 2014 году в Венесуэле. Тогда там официальный курс доллара был 10 боливаров. На черном рынке расценки получились кардинально отличными – почти 4 тысячи боливаров за доллар.
16 марта наступает срок, когда Россия должна расплатиться с внешними кредиторами. В отсутствие выплат иностранные владельцы российских ценных бумаг могут обратиться в суд для признания дефолта в РФ. В случае положительного решения владельцам бумаг будет открыт доступ к российским замороженным активам.
Наиболее опасными датами в плане риска дефолта на будущий год можно считать середину апреля и август, когда для компаний приходит время платить по счетам. «Именно в эти месяцы наиболее вероятные рыночные потрясения», - заключил эксперт.