На протяжении двух лет весь мир живет в кризисе, который как бы разделила спецоперация на Украине.
По меткому замечанию белорусского президента Александра Лукашенко, Владимир Путин «мгновенно в мире прекратил все коронавирусы, все выздоровели». Впрочем, за всеобщим выздоровлением на смену пандемическому кризису пришел кризис санкционный.
Различия и сходства двух стадий кризиса рассмотрены в докладе НИУ ВШЭ «Инфляционные вызовы периода пандемии и уроки для будущего». С документом ознакомились журналисты РБК.
Авторы доклада отметили сходство кризисов 2020-го и 2022 года, заключающееся в том, что оба начались с событий неэкономической природы. В этом фундаментальное отличие нынешней турбулентности от всех предыдущих экономических кризисов.
Санкционнный и пандемийный кризисы сопровождаются всплеском инфляции, который начинается с ажиотажа на потребительском рынке. В пандемию накануне локдаунов люди закупались продуктами, туалетной бумагой и прочими товарами.
Оба кризиса ударили по авиасообщению. Ранее закрытия границ обусловливались соображениями санитарной безопасности, а теперь ту же работу выполняют санкции. Страдает туристическая отрасль, а граждане, планировавшие поездки за рубеж, вынуждены откладывать деньги до лучших времен, сжимая пружину потребительского спроса.
В обоих случаях кризисы сопровождаются первоначальным падением курса рубля. В пандемическом случае российская национальная валюта просела из-за падения цен на нефть. В 2022 году сыграли роль санкции, паника на рынках, геополитическая неопределенность.
Меры поддержки бизнеса со стороны правительства РФ тоже почти аналогичны. В обеих экономических ситуациях также наблюдается эффект «полной неожиданности», который буквально в считанные дни поверг общество в новую реальность, в которой главенствует фактор неопределенности.
По различиям в докладе говорится, что в кризисы 2020-го и 2022-го пострадали разные сектора экономики. В пандемию удар на себя приняла сфера услуг и развлечений. Сейчас от санкций страдают те отрасли, против которых действуют санкции, зато свободнее вздохнул сектор внутреннего туризма, торгово-развлекательные центры, рестораны, театры и музеи.
После коронавирусной волны кризиса ВВП России стал восстанавливаться быстрее, чем в странах Запада. На этот раз с восстановлением будет сложнее из-за стратегического характера санкций, которые будут оказывать негативное влияние на важные сектора экономики на протяжении долгого времени.
По прогнозам Минфина и МЭР, в 2022 году спад ВВП России составит более 10%. На следующие года давать предсказания сложно, но прогнозы оптимизма явно не вызывают.
Коронавирусный кризис оказал влияние на население практически всех стран мира. Санкционный же отличается ассиметричностью. Санкции и контрсанкции по-разному воздействуют на Россию, недружественные и нейтральные страны.