Минфин подготовил и готов представить проект бюджета России на 2023-2025 годы. По общим признакам, этот бюджет ничем не будет отличаться от всех остальных.
В ведомстве отметили, что планирование с расчетом стоимости нефти в $60 за баррель убережет российскую экономику от «неожиданностей». Министр Антон Силуанов назвал новый бюджет самым сложным в его карьере. Однако экономист, депутат Госдумы Михаил Делягин не увидел ничего особенного.
В интервью порталу Накануне.RU он предположил, что модернизации и мобилизации экономики документ наверняка не предусматривает. Судя по риторике Силуанова, бюджет просто повторяет то, что было раньше, только «в новых для господина Силуанова условиях, мало знакомых и плохо понятных».
Что касается задачи уберечь экономику от неожиданностей, лучшим способом здесь является собственное развитие. Ничего другого нет в принципе. В современном мире складывается ситуация, в которой страна не будет иметь того, что она не производит сама. У России собственной продукции крайне мало, а надеяться на параллельный импорт – слишком рискованно. Импортозамещение тоже сводится к профанации, когда как о достижениях сообщается о локализации изделий на 90%, но не говорится, что в отсутствие оставшихся 10% деталей продукт произведен не будет.
Импортозамещение в виде смены одних поставщиков на других – тоже таковым является лишь условно.
Делягин поделился мнением, что новый бюджет ярко демонстрирует планы продолжить, мягко говоря, слабоэффективную социально-экономическую политику, которая была на протяжении последних 35 лет. Геополитические испытания этот курс не изменили. Поэтому процесс деградации продолжится под «всеобщее ликование, восторг и рассказы о том, какие мы замечательные и могучие».
Относительно перспектив пересмотра бюджета в последующие годы, Михаил Делягин подчеркнул, что в нынешних условиях что-либо прогнозировать на три года вперед невозможно. В мире идут колоссальные изменения. Год назад мало кто мог представить, каким будет 2022 год. Бюджет зависит от множества факторов. От планов руководства страны – в первую очередь.
Например, это будут совершенно два разных бюджета в зависимости от того, собирается ли государство производить оружие в нужных объемах или только рекламу этого оружия, «которое отчасти существует, а отчасти — непонятно». Каким будет решение: продолжить ли вымаривать страну искусственным денежным голодом, или же хоть за кем-то «признать право на существование», - это тоже будут два разных бюджета. То же относится и к выбору: готова ли Россия развивать собственную промышленность, либо она будет развивать ее в Китае. Во всех случаях бюджеты будут разными, и пока нет признаков, что ставка сделано на что-то позитивное.
Полезные инициативы есть. Например, недавно в Госдуме в первом чтении обсуждалась идея предоставлять 50% скидку на обязательные социальные взносы в территориях опережающего развития ДФО не с момента объявления территории таковой, а с момента, когда попросят участники данной территории. Инициативу можно смело назвать революционной. Но ее еще долго будут «жевать» в Госдуме, потом в Совфеде, – и вся эта потеря времени считается нормальной.
В целом экономика страны при таких подходах будет защищена от «неожиданностей» даже лучше чем золотовалютные резервы, подытожил Делягин.