В России на прошлой неделе заговорили о стимулировании родителей малолетних детей пораньше выходить на работу и о занятости подростков.
Президент Владимир Путин ранее заявил, что нужно побуждать родителей повышать квалификацию и осваивать новые профессии, чтобы зарабатывать больше. В Госдуму был внесен законопроект, разрешающий полноценно работать детям с 14 лет. В комментариях к документу отмечалось, что доход подростков при необходимости станет весомым вкладом в семейные бюджеты.
Оба этих сигнала говорят о трансформации рынка труда. Подробнее о ней в интервью порталу Накануне.RU рассказал вице-президент Конфедерации труда России Олег Шеин.
Он заявил, что в некоторых секторах экономики возникает дефицит рабочих рук. Причин тому много. Это не только мобилизация.
Реальную картину на рынке труда сложно представить из-за серой занятости. По мобилизации с рынка ушло около 320 тысяч. В масштабах страны это немного. Другое дело, если призывать высококвалифицированных сотрудников, на которых держится производство. Однако таким работникам старались предоставить бронь.
В секторах с низкой квалификацией работников сейчас наблюдается «сумасшедшая конкуренция». Это вахтеры, продавцы, водители, охранники. Тут ни о каком дефиците говорить не приходится.
В определенных сегментах общества происходит «дальнейший провал в бедность». Он настолько существенен, что у населения доходы не вышли до сих пор на уровень 2014 года. В зависимости от региона доходы граждан составляют 92% или 73% от уровня восьмилетней давности. В этих условиях граждане любой ценой ищут заработок.
Привлечение к работе подростков приведет к деградации квалификации. Дело в том, что подросток не может быть квалифицированным работником. Зарплата у него будет минимальной или чуть выше. Но точно не на уровне средних зарплат. «А цена, которая за это будет оплачиваться, будет отложена во времени лет на 5-10-20-40 лет, поскольку это будет деквалификация будущей рабочей силы», - пояснил эксперт.
С переквалификацией родителей ситуация выглядит неплохо. Хотя в целом на рынке труда сказывается деградация образовательной системы с фактически теневой ее приватизацией, когда обучением подрастающих поколений в основном занимаются репетиторы. На молодых взрослых поколениях это уже сказывается.
По идее повышением квалификации, получением новых компетенций нужно заниматься регулярно, хотя бы раз в два года, как например в скандинавских странах. В России это отдано в бюджетную сферу, а миллионы людей вовсе никогда не проходили никакой переквалификации.
Таким образом, решение о привлечении к работе подростков и выглядит как работа в режиме импровизации. «У нас полно таких решений», - подытожил эксперт.