Наращивая внутренний долг финансовый блок правительства идет единственно верным путем с точки зрения стабилизационных макроэкономических мер.
Кризис, начавшийся в 2022 году, принципиально отличается от кризисов 2008, 2015/16 и 2020 годов. В то время бюджетное управление осуществлялось в парадигме «бюджетной консолидации» и нежелательности наращивать долги. Долги казались меньшим злом даже в сравнении с макроэкономическими ударами.
«Система ценностей и иерархия бюджетной безопасности продуцировала установку – «госдолг это плохо, накопление – это хорошо», что сдерживала развитие и в условиях кризисов лишь усугубляла ситуацию», - говорится в комментарии ТГ-канала «Spydell_finance» к статистике роста государственного долга. За 2022 год общая сумма внутреннего и внешнего госдолга выросла с 20,9 трлн рублей в 2021 году до 22,8 трлн. В начале 2023 года тенденция роста задолженности сохраняется.
В стратегии накопительства финансовой подушки на черный день были и плюсы. Главный из них: госдолг к ВВП в России был и остается самым низким среди крупных стран. Кроме того, накопленные ликвидные активы позволяют при необходимости решать неотложные задачи.
Теперь же у государства нет иных способов удержать экономику, кроме как прибегая к агрессивной бюджетной накачке. «Если бы государство сдерживало расходы в 2022, ВВП рухнул бы на 8-10%, а не минус 2-2,5%», - отмечает «Spydell_finance». Рост расходов в кризис – это нормальная тактика, практикуемая ведущими странами.
Сейчас у правительства России есть 6,5 трлн ликвидных резервов в ФНБ. Еще 8 трлн в банках, из которых – ликвидные средства на депозитах – 5,3 трлн. Итого получается около 11,8 трлн рублей активов.
Внешний рынок в значительной степени заблокирован, но есть возможность занимать внутри. Обычно ОФЗ скупают банки и НПФ. В текущем году они могут купить облигаций примерно на 2,5 трлн рублей.
Последней линией обороны станет прямой выкуп со стороны Центробанка или квази-QE, когда ЦБ начнет финансировать банки под покупку ОФЗ.