Экономическая политика России в 2024-2026 годах будет строиться принципиально по-другому, чем раньше, следует из правительственного прогноза развития страны.
Причины очевидны – проведение СВО и санкционное давление западных стран. Прогноз социально-экономического развития России, представленный правительством, ориентирован на увеличение ВВП на 2,3% в 2024 году в сравнении с показателем текущего года (2,8%). Инфляционные ожидания составляют 4% в 2025 году.
Растущий рост бюджетных затрат на оборону до 6% ВВП, по мнению правительства, обеспечит рост производства на 4-8% по сопряженным технологическим цепочкам, а также создаст 20-25 тысяч новых высокотехнологичных рабочих мест. 3 трлн рублей планируется потратить на реализацию национальных проектов, а на социальную сферу только в 2024 году будет выделено 7,5 трлн (на 1 трлн больше, чем в текущем году).
Рост затрат на обеспечение безопасности был ожидаем еще по результатам прошлого года, рассказал INFOX генеральный директор коммуникационного агентства Actor Дмитрий Еловский. «Похоже, накопленные запасы вооружений и возможности маневров внутри «военного бюджета» исчерпываются, поэтому доля соответствующих расходов в будущем бюджете растет. Однако важно отметить, что это происходит не в ущерб социальной части бюджета, что делает честь правительственным финансистам», - говорит эксперт.
Еловский напоминает, что выход из Великой депрессии в США во многом был обусловлен как раз государственными расходами на военные нужды. Тем не менее, он не считает, что можно говорить о переходе всех отраслей российской промышленности на военные рельсы. «В этом плане правительству удается выдерживать баланс между военной и мирной частью экономики, оставляя заделы на будущее развитие», - делает вывод эксперт.
Ключевые риски
Для построения мобилизационной экономики нужна мобилизация абсолютно всех ресурсов, включая экономические и трудовые, которые повлекут за собой мобилизацию административного и управленческого аппарата, денежно-кредитной политики, сокращение любых расходов, не направленных на обеспечение безопасности государства. Об этом INFOX заявил экономист Сергей Храпач.
По его словам, предстоящие весной президентские выборы не дают политической возможности для отказа от каких-либо социальных обязательств государства перед гражданами. При этом эксперт сомневается в том, что поиск промышленно-производственной базы, которая может обеспечить динамику прироста реального сектора экономики, будет удачным. Это касается в первую очередь высокотехнологичных и обрабатывающих отраслей с высоким уровнем добавленной стоимости. Дело в том, что в условиях санкционного давления и блокирования доступа к современным технологиям в краткосрочной перспективе не получится удачно развивать необходимые производственные проекты.
«О каком индустриальном рывке можно говорить, если проблему дефицита топлива в отдельных регионах правительство решить не в состоянии?», - задается вопросом Храпач.
Директор Центра региональной политики РАНХиГС, доктор экономических наук Владимир Климанов обращает внимание на состояние нефтегазового сектора экономики, отмечая прогнозируемое правительством снижение его влияния на доходную часть бюджета. При этом эксперт указывает, что налоговая составляющая в «нефтянке» является самой высокой в сравнении с другими отраслями экономики. Снижение доходов нефтяных и газовых компаний будет сказываться на бюджете значительнее, чем в других сферах. «Чтобы добиться сопоставимого (и очищенного от инфляции) роста ВВП, с одной стороны, и доходов бюджета, с другой, нужно будет или увеличивать налогообложение, или сохранять значимость нефтегазового сектора», - рассказ он INFOX.
Климанов подчеркивает, что риски ухудшения ситуации остаются весьма высокими, и это необходимо учитывать в проектировании экономического будущего страны. «Важно при бюджетном планировании сохранять определенную долю консерватизма, даже имея на руках оптимистичные параметры макроэкономического прогноза», - говорит Климанов.
Несмотря на скептическое отношение аналитиков, номинально в прогнозе бюджета, представленном правительством, заложены меры, которые в оптимальной ситуации позволят нейтрализовать целевые комплексные удары сообщества недружественных государств. Кроме того, предусмотрено предотвращение стихийных рыночных тенденций, когда крупные частные компании «обескровливают» экономику, выводя за рубеж «валютоемкую» продукцию – нефть и газ, минеральные удобрения, продовольствие.
Если посмотреть объективно, то в правительственном прогнозе сформирована модель развития, при котором возможно обходиться без социально-экономических потерь в условиях перенастройки экономики, необходимой для решения мобилизационных задач.