Разрешите сайту отправлять вам актуальную информацию.

07:43
Москва
19 апреля ‘24, Пятница

«ВДНХ теперь большой музей. И не нужно тосковать о прошлом»

Опубликовано

Понравилось?
Поделитесь с друзьями!

В этом году ВДНХ исполняется 75 лет. ВСХВ, ВДНХ, ВВЦ, а сейчас снова ВДНХ – уникальное пространство, которое прекрасно отражает все политические и социально-экономические изменения в нашей стране.

В честь юбилея в парке был проведен ребрендинг – изменился логотип, появилась новая навигация, добавились стенды с информацией. Новую художественную концепцию для ВДНХ создали участники междисциплинарной проектной группы Мастерская.

Всего несколько деталей и правильно расставленные акценты  перевернули представление о ВДНХ и изменили стиль этого пространства.

О том, что из себя представляло пространство ВДНХ в прошлом, и как с помощью художественных приемов удалось изменить его восприятие, о том, что современный человек должен почувствовать и что не должен, побывав на ВДНХ, и о том, чему может научить эта среда, изданию Infox.ru рассказал Дима Барбанель, руководитель Мастерской. 

-Дмитрий, расскажите про Ваш проект, что он из себя представляет?

У всей этой затеи есть два этапа. Первый этап касался исключительно работ к юбилейному году (75-летия ВДНХ), праздника, и фактически этот этап проекта не является глобальным переосмыслением явления ВДНХ, как многомерной системы. Это было скорее декорирование. Нам важно было накрыть это пространство единым графическим куполом, который был бы плоскостным, монотональным решением. Сейчас мы закончили этот этап, создали логотип и шрифты, придумали колористику и носители, составили гайдлайны, касающиеся принципиальных схем компоновки информационных систем в среде и брендирования раннее существовавших в пространстве элементов. Все это можно увидеть, побывав на ВДНХ. Задача решена: эклектичное попирающее архитектурные каноны пространство подчинилось новой системе. Следующий этап начнется с октября – он довольно сложный, это уже многомерный, динамический брендинг, задача близкая к программированию, будет реализовываться с участием разработчиков из лондонского офиса City ID.  

-Давайте поговорим о первом этапе. Расскажите о графической системе, которая была разработана Мастерской.

Мы создали  двухмерную графическую систему – и это не совсем ребрендинг, а, скорее, рестайлинг. Графическая система представляет собой паттерн, который основан на несложном модуле. Он проявляется в среде и плоскостных объектах и как зелено-красно-синий ковер покрывает все, примиряя разные активности, элементы среды. Для чего это сделано? Нам важно было донести приблизительно следующее: ВДНХ это большой музей и мы все — его посетители, более безучастные, чем раньше, не соотносящие это пространство с собой. Понимая все контекстные связи зрителя и пространства на протяжении семидесяти пяти лет, мы предложили решение, устанавливающее новую, отличную от привычной коммуникацию. Поэтому в графической системе  нам было важно перенести акценты из объемной системы в двухмерную. Мне кажется, что у нас это получилось.

-А какова была цель такого рестайлинга или ребрендинга? Как изменилось восприятие человеком пространства ВДНХ после того, как там появились все эти элементы? 

Гармонизация пространства — в первую очередь. Во вторую — создания у посетителя ощущения, что он находится в пространстве большого музея.

-Дмитрий, Вы говорите, о музеификации пространства ВДНХ. Но что из себя представляет это пространство с точки зрения архитектора? Отношение к ВДНХ неоднозначное у многих людей. И это связано не только с историческим прошлым, сменой разных эпох. Часто люди говорят о том, что просто чувствуют себя там некомфортно, неуютно.

Это, действительно, особое мистическое и ритуальное пространство. И чувство дискомфорта — неслучайно. Оно возникает неосознанно, благодаря нарушениям модульно-пропорциональных закономерностей в сооружениях и пространстве вокруг них. Среда вокруг нас, архитектура, предметы которыми мы пользуемся —  являются социальными интерфейсом, алгоритмом взаимодействия человека с человеком через контекст, и крайне важно, чтобы этот контекст был гармоничен человеку, его природе. Я думаю, ВДНХ было осознанно спроектировано так, чтобы человек там неосознанно трансформировался. Во многом это искажение основ построения мира в целом.

-Вам с помощью рестайлинга как-то удалось изменить это восприятие?

Мы понимали, насколько среда влияет на человека, на его образ мысли и даже на его поведение. Нам было важно дополнить однородное пространство какой-то более менее новой по пластике штукой, которая как ширма многое бы скрыла и, наоборот, многое представила бы в качестве экспонатов, как бы выводя объект на сцену внутри нашего графического субконтекста. Кроме того, мы не пытались делать графическую реплику, стилизацию на продукт какой то эпохи, наверное кроме 60-х, которые интонацией прослеживаются в логотипе.

-С помощью каких приемов Вам удалось гармонизировать это пространство?

Мы работаем в другой модульной системе – не в метрической, а типометрической, используем принципы золотого сечения, ряды Фибоначчи. Все объекты графической системы, которые мы предложили, логотипы, носители информации, шрифты – они все построены на системе, противоположной той, которая лежит в пространства ВДНХ. То есть получается, что мы окружаем негармоническую структуру структурой более гармонической. Благодаря этому, будут ощущать это пространство по-другому, как более комфортную.

-А в самой идее музефикации существуют какие-либо риски?

Большая задача этого пространства – популяризация наследия и методика пользования им, это наследие может сохраниться, только благодаря пользованию, а не просто архивации.

-А как Вам кажется, существуют ли подобные ВДНХ объекты в Москве?

ВДНХ — это модель нашего сознания, масштабная модель города или страны, и все процессы, которые происходили в стране, они через объекты реализованы в этом пространстве. Думаю, что подобного больше нет нигде в мире.

О Мастерской Дмитрия Барбанеля

Мастерская® Дмитрия Барбанеля — междисциплинарная проектная группа, работающая над крупными проектами в сфере образования, культуры и городского устройства. Мастерская специализируется на визуальных коммуникациях, брендинге территорий, интерфейсах, разработке шрифтов, макетировании, создании видео-, музыкальных и кино-продуктов. Подробнее о других инициативах и проектах Мастерской — на сайте www.masterskaya.pro

 

Проекты Мастерской, находящиеся в стадии подготовки

Campus Pro — профессиональная проектно-образовательная площадка для решения задач федерального масштаба в сфере дизайна и образования.

Архив — бесплатный онлайн-архив реставрированного, описанного и структурированного графического наследия России за последние триста лет.

Expoo — образовательные выставочные проекты и издательство методической литературы по художественному проектированию.

Мастерская Кадров — подбор и обучение специалистов для современных медиа. В базе более 400 специалистов из числа выпускников Campus и прошедших профессиональную стажировку в Мастерской, партнеры и постоянные сотрудники.

Реклама

Мы рекомендуем
Глава Чечни Рамзан Кадров прокомментировал инцидент на КПП "Герзель", где дагестанские сотрудники ГИБДД задержали чиновника из соседнего региона.
18.04.2024, 20:52
Владельцы автомобиля Lada Granta за пять лет эксплуатации тратят около 1,1 млн рублей на обслуживание, говорится в отчете маркетингового агентства НАПИ.
18.04.2024, 16:22
Реклама