20 апреля ‘24, Суббота

Соль может оказаться вкуснее сахара

Соль может оказаться вкуснее сахара. Американские исследователи доказали на примере муравьев, что такие жизненные обстоятельства действительно существуют.

Группа исследователей из Калифорнийского университета в Беркли (UC Berkeley), Университета Оклахомы (University of Oklahoma) и Университета Арканзаса в Литл-Рок (University of Arkansas at Little Rock) изучила вкусовые предпочтения муравьев, живущих на различном удалении от океана. Выяснилось, что уже на расстоянии 60 миль (при переводе в привычные единицы это чуть меньше ста километров) муравьи предпочитают соль сахару. 1-процентный раствор обычной поваренной соли (NaCl) им нравится больше  10-процентного раствора сахарозы.

Методика исследования очень простая. Ловушки с солью и сахаром устанавливались поблизости от мест обитания колоний муравьев, живущих на различном удалении от океана. А затем ученые просто считали насекомых, попавших в разные ловушки. Исследования проводились в 17 точках земного шара от двора одного из исследователей до джунглей Амазонки: это и Перу, и Панама, и Коста-Рика, и несколько штатов США.

[v1]

«Муравьи всегда будут активно употреблять сахар – это важный ресурс для поддержания жизненных процессов. Но то, что значительную часть своего времени муравьи тратят на добычу соли, свидетельствует о том, что это не менее важный ресурс, который для ряда регионов может быть лимитирующим для выживания», -- пояснил один из исследователей Стив Яновяк (Steve Yanoviak).

Авторы работы объясняют свои результаты так. В зонах, близких к источникам соленой воды, соль переносится механически: ветер, потоки воды. Критическое расстояние -- примерно сто километров, туда морская соль такими способами уже не попадает. Плотоядные особи (животные и насекомые) при этом чувствуют себя довольно вольготно: нужное минеральное вещество содержится в тканях и органах. Все дело в том, что концентрация ионов натрия в крови на один-два порядка превышает концентрацию ионов натрия в растениях. А вот травоядным приходится исхитряться. Наверняка всем памятны книги Виталия Бианки, где рассказывалось о том, что лося можно подманить, насыпав соли на пенек. Выводы ученых косвенно подтверждает и то, что колонии плотоядных муравьев менее активно реагируют на соль.

[v2]

В диапазоне 10--100 километров от моря «вегетарианцам» живется довольно комфортно: концентрация соли достаточна, но не токсична.

По мнению ученых, результаты исследования могут оказаться справедливыми для всех насекомых и бактерий. А роль влияние NaCl на развитие экосистем еще мало описано. Безусловно, подчеркивают авторы, такие факторы, как тип почвы, количество осадков и ряд других влияют на ареал обитания. Однако факт органичений на развитие популяций из-за отсутствия самого примитивного микроэлемента показан впервые.

Результаты работы опубликованы в пресс-релизе Калифорнийского университета в Беркли 27 октября.