19 марта ‘24, Вторник

Сахар действует на мозг как наркотики

Сахар можно приравнять по действию к наркотикам. По крайней мере, если учитывать его власть над мозгом лабораторных животных. У них выявили все симптомы наркомании, вплоть до ломки и рецидивов.

Профессор Барт Хобель (Bart Hoebel) и его команда с факультета психологии Принстонского университета (Department of Psychology, Princeton University) несколько лет изучали признаки сахарной зависимости у крыс. Как говорят ученые, обычно в экспериментах крысы обнаруживают два из трех признаков «сахаромании». Сначала они «втягиваются» в поедание сахара и быстро наращивают дозу, а без доступной сладости демонстрируют все признаки абстиненции.

Сладкоежки-рецидивисты

Хобель же решил проверить, испытывают ли крысы пристрастие к сахару и становятся ли они «наркоманами-рецидивистами», как люди. «Тяга и рецидив, -- подчеркивает профессор, -- основные компоненты зависимости». Если злоупотребление сахаром -- действительно форма зависимости, то в мозге сахарных наркоманов можно обнаружить какие-то изменения, предположили ученые.

Сначала приученным к сладкому лабораторным крысам, чтобы заработать еще кусочек сахара, пришлось выполнять трудные задания. После окончания учебы «сахарный паек» им надолго урезали. А потом предложили съесть сахара столько, сколько они могли. Выяснилось, что крысы сгрызли намного больше сахара, чем до начала эксперимента. «Воздержание заставляет сердце стать любящим», -- шутит по поводу результатов эксперимента Хобель.

Переход к более тяжелым наркотикам

Но просто рецидивом любви к сладкому дело не ограничилось. Сахар у крыс снова отобрали, а взамен предложили алкоголь. По сравнению с контрольной группой, которая сидела без сладкого, «сахарные наркоманы» выпили намного больше спиртного. Значит, предположили ученые, обжорство все-таки произвело какие-то изменения в крысином мозге. И стало причиной для другой разрушительной привычки – алкоголизма.

Чтобы окончательно удостовериться в результатах, психологи вкололи крысам амфетамин. Как раз столько, чтобы он не произвел никакого эффекта на животное, у которого нет зависимостей. Но крысы отреагировали на «дозу» гиперактивным поведением, четко показав себя наркоманами.

Как говорят авторы работы, увеличенная чувствительность к психостимуляторам говорит о длительном эффекте, который производит на мозг развивающаяся зависимость. То есть, по словам Хобеля, произведенные сахаром изменения в мозге очень похожи на те, что возникают под действием кокаина, морфия или никотина. Подобно наркотикам, сахар вызывает и изменения в поведении.

Дофамин(допамин) 3,4-диоксифенилэтиламин, окситирамин, C6H3(OH)2CH2CH2(NH2). Нейромедиатор, гормон надпочечников. Предшественник норадреналина в его биосинтезе.

Команда Хобеля также обнаружила, что когда крысы получали сахар в качестве награды, в район прилежащего ядра мозга начинал активно выделяться дофамин. Подобный химический сигнал, по словам исследователей, и вызывает сначала заинтересованность, а потом, после нескольких повторений -- зависимость.

Сахарная ломка

Ученые решили посмотреть, как ведут себя голодные крысы. Животных заставили попоститься четыре часа после пробуждения. Крысы быстро поели, но больше всего они выпили сахарной воды. Как говорят исследователи, их поведение похоже на человеческое импульсивное обжорство -- когда много пищи съедается внезапно. А десятипроцентный сахарный раствор, по словам исследователей, вполне подходил под описание безалкогольных напитков, которые любят импульсивные обжоры-люди.

У переевших с голодухи сахара крыс выделяется волна дофамина. После месяца, проведенного в таком режиме, мозг животных приспосабливается к повышенному уровню этого медиатора. Но при этом количество рецепторов самого дофамина снижается, а рецепторов опиатов – увеличивается.

Оба типа этих рецепторов регулируют систему мотивации и награды, которая управляет желанием и симпатией к чему-либо. По словам исследователей, подобные изменения замечались ранее в мозге крыс, плотно «сидевших» на героине и кокаине.

Удалось ученым довести крыс и до «ломки». Когда их лишили сахара, уровень дофамина в мозгу животных снизился и в результате основным признаком абстиненции стало увеличение уровня тревожности. Крысы стучали зубами и отказывались идти на открытые участки экспериментального лабиринта, предпочитая отсиживаться в туннелях. Обычно они любят исследовать окружающий мир, но абстинентные животные слишком беспокоились, чтобы чем-то интересоваться.

Как говорит Хобель, результаты его исследования очень интересные. Поэтому его команда собирается продолжить работу, чтобы понять, есть ли «сахарная наркомания» у людей. Ведь расстройства пищевого поведения вроде обжорства и булимии очень похожи по своим проявлениям на те признаки, которые исследователи обнаружили у крыс.

Результаты экспериментов опубликованы на сайте университета.

Семья блогеров Чекалиных разводится