19 апреля ‘24, Пятница

Нервная система кошек может восстанавливаться

Чтобы доказать, что их нервная система может восстанавливаться после повреждения, кошкам пришлось сначала заболеть неизвестной болезнью по вине ученых. А потом выздороветь практически без их участия.

Загадочная болезнь беременной кошки

Исследование, которое провели специалисты из Университета Висконсина-Мэдисона (University of Wisconsin-Madison), стало результатом несчастного случая. Точнее, результатом таинственного заболевания беременных кошек.

Ученые проверяли воздействие различных диет на рост и развитие организма кошки. В том числе и во время внутриутробной жизни кошачьего эмбриона. Для этого беременных самок держали на специальных диетах. Неожиданно у некоторых животных, которые просидели на экспериментальном питании три-четыре месяца, стали появляться серьезные прогрессирующие неврологические нарушения: проблемы с передвижением, потеря зрения и паралич.

Исследователи отменили диету, и на нормальном питании кошки стали постепенно выздоравливать. В итоге все нарушения работы нервной системы исчезли.

Разрушение миелина

Как выяснили ученые, у заболевших кошек произошла выраженная и широко распространенная потеря миелинового слоя в нервных клетках. Миелин -- вещество, которое формирует слой «электроизоляции» отростков нервных клеток, аксонов. И облегчает проведение сигналов по нервной ткани. Его потеря, которую ученые называют демиелинизацией, вызывает ухудшение восприятия, движений и многих других функций -- в зависимости от того, какие нервные клетки пострадали.

Неврологические проблемы, отмеченные исследователями у кошек, очень похожи на те, что возникают у людей при заболеваниях, связанных с демиелинизацией. Но комплекс симптомов неизвестной кошачьей болезни оказался совершенно не похож ни на одно человеческое заболевание, связанное с миелином.

Нервные клетки восстанавливаются

Восстановление миелина у кошек проходило очень медленно, но все аксоны, которые потеряли оболочку, в конце концов ее восстановили -- ремиелинизировались. «Правда, новый слой миелина оказался не таким толстым, как первоначальный, -- отмечает один из авторов исследования невролог Иан Дункан (Ian Duncan). -- Это, конечно, ненормально, но даже тонкая миелиновая мембрана восстанавливает функцию нервной клетки».

Точную причину неврологических проблем у кошек, которые сидели на экспериментальной диете, ученые так и не выяснили. Но утверждают, что такая диета вряд ли может вызвать демиелинизацию у человека. «Скорее всего, это проблема, свойственная определенному виду животных», -- считает Дункан.

Тем не менее открытие самого факта восстановления миелиновой оболочки аксонов у кошек позволяет ученым надеяться, что, возможно, то же самое рано или поздно произойдет и в человеческой нервной системе. Ведь если миелин смогут восстановить у больных, например, рассеянным склерозом, есть шанс, что и утраченные функции нервной системы тоже восстановятся.

Результаты исследования опубликованы в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.