Регион:
52.28
Новости партнеров
Самое популярное видео
В Крещенских купаниях в Москве приняли участие почти 150 тыс. человек
Уволено все руководство казанского ОВД, в котором издевались над задержанным
Уникальная катапульта выбрасывает споры папоротников
ещё

Ученые обнаружили семь новых светящихся грибов

текст: Анна Говорова/Infox.ru
опубликовано  7 окт ‘09 14:10
источник: Dennis E. Desjardin

Микологи обнаружили целых семь видов грибов, которые светятся зловещим желто-зеленым светом. Так они, по-видимому, привлекают насекомых.

Профессор Деннис Дежарден (Dennis E. Desjardin) из университета штата в Сан-Франциско и его коллеги обнаружили семь новых видов люминесцирующих грибов в лесах Бразилии, Белиза, Доминиканской Республики, Ямайки, Японии, Малайзии (на острове Борнео) и Пуэрто-Рико. От этих грибов исходит зловещее желто-зеленое свечение. Причем от некоторых видов не только ночью, но и днем. Все виды относятся к одному роду мицена (Mycena).

Вообще-то люминесценция у грибов не такая уж и редкость. До настоящего момента ученые знали о существовании 68 видов люминесцентных грибов. Теперь к этому списку прибавилось еще семь. Зачем грибам нужно светиться? «Возможно, грибы светятся, чтобы привлекать насекомых, разносящих их споры. Ведь споры грибов – это как семена у растений. Из них потом появляются новые грибы», -- рассказывает профессор Дежарден.

Грибы и музыка

Из семи обнаруженных учеными видов четыре описаны впервые -- Mycena luxaeterna, M. luxarboricola, M. luxperpetua, M. silvaelucens. Эти крошечные грибы имеют шляпки диаметром не более 1 см. А три вида -- Mycena abieticola, M. aspratilis и M. margarita были известны раньше, но никто не предполагал, что они могут люминесцировать.

Двум новым видам -- Mycena luxaeterna и  M. luxperpetua ученые дали очень поэтичное название. Их можно перевести с латинского, как «вечный свет» (лат. lux aeterna). Как говорит профессор Дежарден, их вдохновила 14-я часть «Реквиема», последнего незавершенного произведения Вольфганга Амадея Моцарта, которая так и называется -- «Lux aeterna». Наверное, действительно, зеленоватое свечение этих грибов выглядит торжественно и волнующе.

Шляпки и ножки

По словам ученых, свечение у этих двух видов постоянное, оно длится круглые сутки. При этом люминесцируют разные части грибов. У Mycena luxaeterna светится только желеобразная ножка. Они предпочитают селиться на ветках и расти группками, примерно по 20 штук. Любопытно, что при описании грибов традиционно используются такие показатели, как вкус и запах. Так вот, у мицены вечносветящейся, по словам ученых, запах напоминает аромат редиса, а вкус горьковатый. Впрочем, это единственный вид, у которого ученые описывают эти показатели. Остальные грибы профессор Дежарден и его коллеги попробовать, видимо, не решились.

А вот M. luxperpetua выглядит немного по-другому. У этого гриба люминесцирует все плодовое тело. Правда, шляпка у него совсем микроскопическая, диаметром не более 5,5 мм. Зато ножка твердая. Эти грибы предпочитают одиночество и встречаются совсем уж редко в лесах Пуэрто-Рико.

Стоит добавить, что систематика грибов рода мицена действительно очень сложна и запутана, а способ определения видов занимает много времени и предполагает даже использование химических реактивов. В данном случае ученые использовали реактив Мельцера. Если споры содержат крахмал, то реактив окрашивает их в сине-фиолетовый (иногда почти черный) цвет. Если вместо крахмала в спорах содержится декстрин, то споры окрашиваются в желтый или красный цвет. В зависимости от того, в какой цвет окрасятся ткани грибов, их относят к тому или иному  виду.

Более подробное описание всех семи видов можно найти в журнале Mycology.

К этому материалу пока нет комментариев, ваш будет первым.
текст ошибки