29 марта ‘24, Пятница

Пчелы танцем предупреждают своих об опасности

Пчелиный язык обогатился еще одним знаковым танцем. Ученые выяснили, что существует специальный стоп-сигнал, которым пчела сообщает о хищниках или конкурентах на цветущем лугу.

танец пчелЯзык пчелиного танца открыл немецкий ученый Карл Фриш, за что в 1973 году получил Нобелевскую премию.
Биологам удалось узнать еще один сигнал, который издают пчелы на языке танца. Ученым известно, например, что в движениях танцующих пчел, прилетевших с цветущего луга, содержится информация о направлении на источник пищи и расстоянии до него. Как обнаружил Джеймс Ни (James Nieh), профессор биологии Калифорнийского университета в Сан-Диего, есть и стоп-сигнал, которым пчелы предупреждают соседей по улью, что некий источник пищи опасен и лететь туда не стоит.

Остановите танец -- там опасно!

Стоп-сигнал пчела издает, вибрируя крыльями с необычайно большой частотой (380 Гц), и продолжается он всего лишь 150 мс. Пчела адресует его другой особи, которая в это время исполняет виляющий танец: виляя брюшком, она совершает круги с поворотами и указывает пчелам-фуражирам, куда лететь за кормом. В ответ на стоп-сигнал танцующая пчела резко снижает интенсивность танца, а фуражиры, соответственно, меньше летят к опасному источнику корма.

Джеймс Ни изучал стоп-сигнал в наблюдениях за пчелами в опытном улье, где он поставил несколько экспериментов. В отличие от искусственного усиления танца в данном случае цель состояла в его замедлении.

Подопытные пчелы добывали пищу на двух искусственных кормушках с нектаром, которые располагались с противоположных сторон от улья.

На раздаче давка -- могут покалечить

На искусственные кормушки охотно прилетали и пчелы из других ульев, а также дикие пчелы. Кормушка оказывалась переполнена, конкуренция порой приводила к стычкам, в которых пчелы-соперники кусали друг друга за различные части тела.

Джеймс Ни заметил, что пчела, прилетевшая в улей с кормушки, в которой она столкнулась с конкурентами, начинает издавать стоп-сигнал, обращая его к танцующей пчеле, которая кормилась из того же источника. Последнее, по словам биолога, пчела определяла по запаху. Две экспериментальные кормушки пахли по-разному, и соответственно, по-разному пахли посещающие их пчелы. Воспринимая обращенный к ней стоп-сигнал, пчела замедляла танец, а фуражиры снижали интенсивность полетов в данную кормушку.

Пчелам в месте собирания нектара угрожают не только соперники, но и хищники -- богомолы, осы, хищные клопы, пауки. Это еще более опасно. По наблюдениям энтомологов, если на каком-то лугу пчел атакуют хищники, они летают туда гораздо реже, предпочитая другие места. Джеймс Ни решил проверить это в эксперименте.

Человек -- суперхищник

Нападение хищника имитировал человек с пинцетом, который во время кормления в искусственной кормушке щипал бедных пчел за ноги. Возвращаясь в улей, пощипанные пчелы убедительно рассказывали другим об опасности: они издавали стоп-сигнал в среднем по 35 раз за один прилет.

Ученый имитировал опасность и другим способом: он распылял в искусственной кормушке пчелиный «феромон тревоги». Химическое воздействие также вызвало стоп-сигналы у пчел, хотя пинцет оказался эффективнее.

Джеймс Ни рассматривает стоп-сигнал как пример отрицательной обратной связи, которая наряду с положительной обратной связью есть в любом организме. А колония общественных насекомых, таких как пчелы, муравьи, термиты, это суперорганизм, в котором поведение отдельных его членов направлено на пользу для всей колонии. Стоп-сигнал снижает посещение опасного места и тем самым предохраняет насекомых от гибели.

О том, как пчелы предупреждают друг друга об опасности, можно будет прочитать в очередном выпуске журнала Current Biology.