28 марта ‘24, Четверг

Отцы передают дочерям гены измены

Самок толкают на измену гены, которые они наследуют от ветреных отцов. Даже несмотря на то, что такое поведение приводит к сплошным неприятностям. Этот вывод сделали ученые, изучавшие поведение зебровых амадин.

Моногамные животные довольно часто изменяют своим постоянным партнерам. Случаи таких измен ученые наблюдают у гиббонов, хотя эти обезьяны образуют прочные семейные пары или, например, у карликовых лисиц. Оказалось, что часть потомства у моногамных видов рождается от чужих отцов. Такое поведение ученые объясняют стремлением животных генетически разнообразить свое потомство и увеличить количество детенышей. Если с генетической точки зрения измены самцов вполне оправданы, то почему изменяют самки, остается загадкой. А наблюдения показывают, что самки очень даже часто вступают в беспорядочные половые связи. Впрочем, недавно американские ученые выяснили, что склонность к изменам у мужчин и женщин определяет длина изменчивого участка одного и того же гена на 11-й хромосоме.

Группа ученых под руководством Вольфганга Форстмайера (Wolfgang Fortsmeier) из Орнитологического института Общества Макса Планка (The Max Planck Institute for Ornithology) пришла к выводу, что самок зебровых амадин (Taeniopygia guttata) толкают на измену гены, которые они наследуют от своих отцов.

Семейные страсти зебровых амадин

Форстмайер и его коллеги наблюдали за личной жизнью 1500 амадин в течение пяти лет. Орнитологи фиксировали все их контакты на видеокамеру, а отцовство устанавливали при помощи генетического теста. Во время брачного периода амадины вступали в контакт два раза в сутки, а потом самка откладывала одно яйцо. Брачный период заканчивался, когда в кладке появлялось пять-шесть яиц.

При помощи видеокамеры ученым удалось уличить амадин в неверности. По количеству партнеров «на стороне» все особи сильно различались. Особенно заметно разница в темпераменте проявлялась у самок. Если одни вступали в большое количество внебрачных связей, то другие, хотя и не хранили верность, но изменяли со значительно меньшим количеством партнеров.

Как и ожидал Фортсмайер, самцы, имеющие большое количество партнерш, от этого только выигрывали – у них появлялось больше потомства. Интересно, что дочери таких ветреных отцов наследовали их поведение – вступали в большое количество внебрачных связей. Что касается самок, то для них никакой выгоды в ветреном поведении исследователь не нашел. Ведь измена своему постоянному партнеру – это всегда большой риск. Более того, она сказывается на здоровье потомства: птенцы амадин, вступавщих в связь с большим количеством разных самцов, весили меньше, чем птенцы их более верных сородичей.

«Согласно нашим исследованиям, как минимум половина генов, которые ответственны за беспорядочные связи у самцов, наследуются и особями женского пола. Самки, действительно, могут изменять своим постоянным партнера, не приобретая от этого никакой выгоды. Просто гены таких самцов имеют явное преимущество в естественном отборе и поэтому передаются из поколения в поколение сыновьям и дочерям», -- подводит биолог итог своей работы.

Статья Фортсмайера и его коллег о том, почему самки моногамных видов изменяют своим партнерам, опубликована в последнем номере журнала PNAS.

ЦБ поддержал идею обязательного страхования посетителей публичных мест