29 марта ‘24, Пятница

Биологи изучили гены мигрирующих бабочек

Популяции бабочек-монархов с разными маршрутами миграции оказались генетически сходны, так что различия в выборе места зимовки могут быть вызваны экологическими факторами.

Каждый год сотни миллионов особей североамериканской бабочки-монарха (Danaus plexippus) совершают перелеты на тысячи километров, чтобы добраться до мест зимовки. В то время как одни бабочки, которые проводят лето на востоке Северной Америки, летят зимовать в леса Мексики, другие, живущие западнее, в районе Скалистых гор, летят в Калифорнию, на Тихоокеанское побережье.

Для ученых оставалось загадкой: откуда разные бабочки одного вида знают, куда им лететь, и как они запоминают свой маршрут. Предполагалось, что различия в маршруте двух групп бабочек объясняются генетической дистанцией между ними. Однако биологи из Университета Эмори (США) в своем исследовании, опубликованном в журнале Molecular Ecology, показали, что генетически эти группы неотличимы, а различия в их миграционном поведении вызваны факторами окружающей среды.

«Наши данные говорят о том, что генетически западные и восточные бабочки-монархи принадлежат к одной и той же популяции», -- пояснил Яп Руди, один из авторов работы. Они не различаются по 11 изученным генетическим маркерам, хотя по этим же маркерам североамериканских бабочек-монархов можно отличить от насекомых того же вида, живущих в Новой Зеландии и на Гавайях.

В силу короткого срока своей жизни бабочки не могут, подобно более долгоживущим животным, «выучить» свой маршрут, так как каждую миграцию разделяет примерно три поколения насекомых. Когда бабочки приступают к размножению, они живут в среднем всего четыре недели, однако мигрирующие особи могут прожить около 6 месяцев.

Увеличение продолжительности их жизни связано с длиной светового дня. «Если день становится короче, то половые органы бабочек не достигают полной зрелости, и насекомые не тратят энергию на размножение. Это позволяет им перебраться в более теплые края, где они переживают зиму», -- рассказал Руди.

Ученые предполагают, что различия в маршруте миграции восточных и западных бабочек-монархов не предполагают наличия какого-то специального механизма, а должны объяснятся сугубо экологическими причинами. Бабочки, живущие на западных склонах Скалистых гор, просто не могут преодолеть этот географический барьер и на зиму летят еще западнее. А вот бабочки, выводящиеся в Мексике, просто постепенно кочуют на восток США вдоль зарослей растений с млечным соком, которые служат пищей для их гусениц.

Поэтому, как предупреждают ученые, нарушение целостности лесных массивов может поставить под угрозу ежегодные миграции этих насекомых.