19 апреля ‘24, Пятница

Моль обладает самым чутким слухом в мире, доказали ученые

Энтомологи доказали, что самым чутким слухом в мире обладает восковая моль. Это помогает ей спасаться от летучих мышей.

Результаты исследования, проведенного шотландскими учеными из Университета Стратклайда, опубликованы в журнале Biology Letters.

Известно, что моль и ночные бабочки участвуют в эволюционном «состязании» с летучими мышами. Летучие мыши «учатся» издавать ультразвук на всё более высоких частотах, чтобы с его помощью определять местоположение насекомых, а те в свою очередь «учатся» воспринимать ультразвук, чтобы заранее узнавать о появлении летучих мышей и избегать их.

Авторы работы решили выяснить, каких успехов в этом «состязании» добилась восковая моль (Galleria mellonella), насекомое-вредитель, чьи личинки живут в ульях и поедают пчелиные соты. Как и другие виды моли, органы слуха G. mellonella устроены очень просто: в их состав входит тимпанальная мембрана, расположенной на теле насекомого, и несколько механорецепторов, воспринимающих ее колебания.

В ходе эксперимента ученые включали рядом с молью сигналы разной частоты, а затем определяли, колеблется ли ее тимпанальная мембрана и возбуждается ли нерв, отходящий от органов слуха. Оказалось, что максимальная частота ультразвука, который воспринимается восковой молью, составляет 300 кГц. Для сравнения, люди способны различать звуки частотой до 20 кГц, а дельфины, использующие ультразвуковую коммуникацию, улавливают сигналы частотой до 160 кГц.

Как подчеркивают исследователи, восковой моли, судя по всему, в ходе эволюции удалось «победить» летучих мышей, поскольку максимальная частота ультразвука последних составляет 212 кГц. Напомним, недавно биологи установили, что летучие мыши охотятся на спаривающихся мух, сидящих на стенах и ветках деревьев.